ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ В ОРКЕСТРЕ
1.1 Выразительные особенности тембров оркестра русских народных инструментов
1.2 Основные принципы тембровых, регистровых, функциональных соединений в партитуре для оркестра
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ В.ФОМЕНКО «СОКРОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ»
2.1 Владимир Михайлович Фоменко
2.2 Анализ партитуры В.Фоменко «Сокровенная земля»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Студенты, изучающие курс инструментовки, должны знать ее законы.
Это поможет им лучше ориентироваться в ансамбле, оркестре, где они играют, а также раскрыть глубже замысел произведения, показав свое отношение к нему как соавтор..
Инструментовщик должен в совершенстве знать различные направления и стили музыки, чувствовать, какая фраза и у какого инструмента лучше прозвучит. Изучить основные ритмические формулы разных танцевальных ритмов и уметь их модернизировать применительно к сегодняшнему дню. Ориентироваться в различных строях, ключах. Уметь работать без помощи фортепиано. Уметь поставить написанную партитуру в своем ансамбле, оркестре.
Вот неполный перечень проблем, которые ставит перед музыкантом эта дисциплина.
Данная курсовая работа основана на изучении основных принципов соединения инструментальных тембров в оркестре.
Объектом курсовой работы является инструментовка «Сокровенная земля» муз.В.Фоменко.
Цель: выявить способы соединения инструментальных тембров в оркестре.
Предмет: особенности тембров инструментов русского народного оркестра.
Задачи:
1. Выявить выразительные особенности тембров оркестра русских народных инструментов.
2. Разобрать и проанализировать основные принципы тембровых соединений в оркестровой партитуре.
3. Проанализировать партитуру В.Фоменко «Сокровенная земля», выявить зависимость передачи образа от выбранных особенностей
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЕДИНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ТЕМБРОВ В ОРКЕСТРЕ
1.1 Выразительные особенности тембров оркестра русских народных инструментов
«Воплощение музыкального образа достигается данным звуковысотным текстом в единстве с данным тембром» [1, c. 25]. «Единство и взаимосвязь между тембром и звуковысотным текстом существует не только в пределах изолированного музыкального отрывка, но и в развитии целого» [1, c. 25]. Классики русской музыки (М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский) неоднократно указывали на зависимость тембра от музыкального материала. «Инструментовка находится в прямой зависимости от самого творчества музыкального», – писал М. Глинка. «Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра» [2, с. 349]. «Выбор оркестрового приема находится в связи с музыкальным содержанием и колоритом куска, ему предшествовавшего, и куска, следующего за ним, и зависит от того, представляет ли данный период или момент единообразие и противоположность предыдущему или последующему музыкальному содержанию, а также представляет ли он вершину или ступень в ходе общей музыкальной мысли» – отмечал Н. Римский-Корсаков [3, с. 81].
На сегодняшний день в искусствоведческой литературе подход к исследованию средств оркестра русских народных инструментов несколько ограничен.
Специфика выразительных средств оркестра выводится, исключительно из средств отдельно взятых инструментов. Но самобытные черты оркестра в намного большей степени определяются специфичностью взаимосвязей инструментальных групп, таких же своеобразных, как и средства отдельных инструментов оркестра.
В отличие от пьес-сочинений, предназначенных для исполнения отдельными инструментами соло, в оркестровой фактуре тембры
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПАРТИТУРЫ В.ФОМЕНКО «СОКРОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ»
2.1 Владимир Михайлович Фоменко
Приступая к разбору инструментовки для оркестра русских народных инструментов нельзя не уделить внимание автору данного произведения. Фоменко Владимир Михайлович является педагогом с большой буквы, личностью весьма неординарной. Не ошибемся, если скажем, что истоки его творчества, популярности как композитора нужно искать в его богатой биографии.
Владимир Фоменко родился 28 февраля 1948 года в селе Кремово Михайловского района Приморского края.
Композитор, джазовый импровизатор, преподаватель класса баяна и аккордеона.
В 1967 году окончил Тульское музыкальное училище (в настоящее время – Тульский колледж искусств имени А.С. Даргомыжского) (класс
баяна – Пуриц Иосиф Григорьевич: с 1966 года – Румянцев Валерий Александрович); в 1972 году – Казанскую государственную консерваторию (класс баяна – профессор Тихонов Анатолий Васильевич). С 1968 по 1972 год работал в Тульской областной детской музыкальной школе (в настоящее время – Тульская областная детская музыкальная школа имени Г.З. Райхеля. С 1973 по сентябрь 2013 года преподавал в Тульском колледже искусств имени А.С. Даргомыжского. Согласно информации, представленной на сайте Тульского колледжа искусств имени А.С. Даргомыжского, преподает и сегодня.
Дипломант Международного музыкального фестиваля «Еврооркестр»; обладатель специального приза I Московского Международного фестиваля-конкурса «Современное искусство и образование» в номинации композитор-исполнитель; лауреат Всероссийского конкурса по композиции, лауреат различных джазовых фестивалей. Член союзов композиторов России и Москвы. Член Совета по культуре города Тулы. Член Совета конгресса интеллигенции Тульской области. Член жюри I и III конкурсов
имени Н.И. Белобородова. Является одним из главных организаторов и членом жюри I-го областного конкурса композиторов среди учащихся и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе изучены основные принципы соединения инструментальных тембров в оркестре. Так же была рассмотрена и проанализирована партитура В.Фоменко «Сокровенная земля»
Проведённая работа позволила прийти к следующим выводам:
1. Музыкальная ткань оркестровой партитуры, как правило, делится на несколько пластов: мелодия, мелодические подголоски, и гармоническое сопровождение (аккомпанемент).
2. Мелодическая линия, звучащая в сопровождении нескольких инструментов, как правило, требует выделения. Выделение мелодии может происходить различными способами: динамикой, удвоением или утроением мелодии, регистровым положением (в низком или верхнем регистре).
3. Искусство оркестровки требует внимания и к гармоническим вертикалям. Необходимо чёткое и ясное тембровое сочетание голосов оркестровой ткани и распределение функций между ними.
Все вышеперечисленные требования относятся и к партитуре оркестра русских народных инструментов.
Тембры оркестра русских народных инструментов сочетаются по устоявшимся законам симфонического оркестра: каждый голос должен органично вливаться в оркестровую ткань, обеспечивать стройность и уравновешивать музыкальную фактуру.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что поставленные задачи выполнены, и цель достигнута.
1. Веприк, А. Трактовка инструментов оркестра / А. Веприк. – М.: Музгиз, 1961 – 178 с.
2. Глинка, М. Записки об оркестровке / М. Глинка // Литературное наследие. Т. 1. – М., 1953 – 96 с.
3. Римский-Корсаков, Н. Основы оркестровки / Н. Римский-Корсаков. – М., 1946 – 446 с.
4. Анисимов, Б. Инструментовка для духового оркестра / Б. Анисимов.– Л.: Музгиз, 1960. – 314 с.
5. Карс, А. История оркестровки / Пер. с англ.— М.: Музыка, 1989.—304 с.
6. Кельдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия.- М., 1976. т.3. - 1012с.
7. Клебанов Д. - Искусство инструментовки. - Киев, 1972. - 314с.
8. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения – М.: Музгиз, - 1947.
9. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. / Е. Максимов – Москва, 1983. – 143с.
10. Скрепкова-Филатова М.С. Фактура в музыке – М.: Музыка, 1985. – 285с.
11. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236с.
12. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394с.
13. Пистон У. – Оркестровка – М.: «Советский композитор», 1990. – 465с.
14. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.