Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования динамики любви на различных этапах жизненного цикла
1.1 Сущность семьи и ее структура. Семейные отношения
1.2 Жизненный цикл семьи и его стадии
1.3 Сущность любви в брачно-семейных отношениях
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование динамики любви на различных этапах жизненного цикла
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Психология семьи – относительно молодая отрасль психологических знаний, находящаяся в стадии становления. В его основе лежат богатейшие практики семейной психотерапии, опыт оказания психологической помощи семье и семейного консультирования, практика психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью семейной психологии как научной дисциплины является ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный спрос на оптимизацию семейной жизни, повышение эффективности брака и отношений между родителями и детьми, решение проблем воспитания детей в семье ускорили развитие и институционализацию этой научной дисциплины.
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, которые указывают на кризисные явления в семейной жизни, затрагивающие как брачные отношения, так и отношения между ребенком и ребенком и родителями. Актуальность развития новой научной дисциплины – семейной психологии – связана с общим ухудшением психологической атмосферы, ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов Российской Федерации, трансформацией традиционной структуры семейных ролей и распределением ролей между супругами. Все большее число неблагополучных семей, где девиантное поведение супругов – алкоголизм, агрессия, коммуникативные расстройства, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании – вызывает рост эмоциональных и личных расстройств, напряжения, потерю чувства любви и безопасности, нарушения развития личности и формирования личности.
Изменения демографической ситуации – снижение рождаемости и, как следствие, увеличение доли семей с одним ребенком – приводят к трудностям в личностном развитии и недостаточной коммуникационной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ЛЮБВИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
1.1 Сущность семьи и ее структура. Семейные отношения
Семья является важнейшим явлением, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Важность его влияния на личность, сложность, многогранность и проблемный характер определяют большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определения, содержащиеся в научной литературе. Предметом исследования является семья как социальное учреждение, небольшая группа или система взаимоотношений.
Семейные отношения – это сложное социально-психологическое явление, включающее в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основы. Семейные отношения охватывают субъективное время человека, его личную жизненную активность, национальную культуру и традиции [3, с. 154].
Семья – это, прежде всего, культурно-историческое и социально-психологическое явление, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи. Итак, А.Я. Варга выделяет понятие «семейная система, которая определяется ею как группа людей, связанных общим местом жительства, совместной хозяйственной деятельностью и, самое главное – отношениями» [20, с. 121].
По мнению А.В. Черникова, «семья – самоорганизующаяся система, и в ней заложен источник системных преобразований».
Согласно определению А.В. Мудрика, «семья – это небольшая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью жизни, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, она вырабатывает комплекс норм, санкций и моделей поведения, регулирующих взаимодействие супругов, родителей и детей, детей между собой». В нем выделяются следующие параметры семейства:
– демографический – структура семьи (бездетная, однодетная, мало- или многодетная, полная или неполная);
– социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
– социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
– техникогигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [21, с. 437].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЛИНАМИКИ ЛЮБВИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗННЕГО ЦИКЛА
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является теоретически обосновать и экспериментально проследить динамику любви на различных этапах жизненного цикла. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование. Исследование осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к нашему исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование, направленное на исследование динамики любви на различных этапах жизненного цикла. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, результаты были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка: в исследовании приняли участие 60 человек, находящихся на различных этапах жизненного цикла. С целью проведения исследования испытуемые были разбиты на две группы:
первая группа – 30 человек (молодая семья);
вторая группа – 30 человек (стадия «отпустевшего гнезда»).
Для проведения исследования использовалась следующая диагностическая методика:
– «Треугольная шкала любви» Р. Стернберга;
– опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
«Треугольная шкала любви» Р. Стернберга. Р. Стернберг несколько лет занимается изучением динамики любовных отношений и разработал трехкомпонентную модель любви. Эта модель состоит из трех основных компонентов, которые можно сравнить с тремя сторонами треугольника: интимность (интимная близость); страсть; преданность (решение / приверженность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья является важнейшим явлением, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Семья – это, прежде всего, культурно-историческое и социально-психологическое явление, а не физиологическое. Существует множество различных определений семьи в семейной психологии. Семейные отношения – это сложное социально-психологическое явление, включающее в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основы. В семейной психологии выделяют следующие модели семьи: традиционная семья, современная (модернизированная) семья. В зависимости от характера воспитательного воздействия и возможности адаптации детей из семей в общество, автор М.Я. Арутюнян выделяет следующие типы семей: традиционная, детоцентричная, супружеская семьи.
Цикл жизни семьи – это история семейной жизни, ее продолжительность во времени, собственная динамика, семейная жизнь, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Цикл жизни семьи определяется объективными событиями и происходит в контексте возрастных изменений во всех членах семьи. Существуют различные классификации этапов семейного жизненного цикла. В то же время, чаще всего они исходят из специфики задач, которые семья должна решать как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В работе более обширно остановились на следующей классификации этапов семейного жизненного цикла: период до брака; заключение брака и этап без детей; молодая семья с маленькими детьми; семья со школьниками; зрелая семья, которую бросают дети; стареющая семья; последний этап семейного жизненного цикла. Каждый этап жизненного цикла имеют свои особенности, которые отличаются от всех остальных стадий.
Фромм различает пять типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к себе и Божью. Р. Хатисс отличает в любви уважение, положительные чувства к партнеру, эротические чувства, потребность в позитивных чувствах партнера, чувство близости и близости. Мужчины в целом характеризуются более высоким уровнем романтизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются. Например, Т. Кемпер предложил различать два фактора: власть, т.е. способность заставить партнера делать то, что вы хотите, и статус – желание партнера удовлетворить ваши требования. Он выделил семь типов любовных отношений: романтическая любовь; братская любовь; харизматическая любовь; измена; любовь; поклонение; родительская любовь.
1 Андреева, Т. В. Психология семьи / Т. В. Психология семьи. – СПб. : Речь, 2007. – 384 с.
2 Бэндлер, Р. Семейная терапия / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В. Сатир. – М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2009. – 160 с.
3 Варга, А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб. : Речь, 2001. – 278 с.
4 Вебер, Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 304 с.
5 Витакер, К. Полуночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. – М., 2008. – 208 с.
6 Витакер, К. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личном опыте. / Перев. с англ. А. З. Шапиро. – М. : Независимая фирма, 2012. – 180 с.
7 Маданес Клу Стратегическая семейная терапия / Маданес Клу. – М.: Класс, 2009. – 324 с.
8 Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М. : Класс, 2008. – 145 с.
9 Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Н. Пезешкиан. – М., 2014. – 176 с.
10 Пэпп, П. Семейная терапия и ее парадокс / П. Пэпп. – М. : Класс, 2008. – 231 с.
11 Ричардсон, Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье / Р. Ричардсон. – СПб. : Акцидент, Ленато, 2004. – 210 с.
12 Скиннер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Дж. Клииз. – М. : Класс, 2005. – 223 с.
13 Сатир, В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. Изд. / В. Сатир. – М. : Педагогика-Пресс, 2002. – 192 с.
14 Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – «Речь», СПб., 2010. – 256 с.
15 Сатир, В. Вы и ваша семья / В. Сатир. – М. : Апрель-ПРЕСС, 2000. – 320 с.
16 Таннен, Д. Общаться с родными. Как / Дебора Таннен; пер. с англ. Т. Новиковой. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
17 Хеллингер, Б. Порядки любви / Б. Хеллингер. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 400 с.
18 Хоментаускас, Т. Семья глазами ребенка / Т. Хоментайскас. – М. : Педагогика, 2009. – 320 с.
19 Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – М.: Класс, 2001. – 215 с.
20 Шутценбергер, А. Синдром предков / А. Шутценбергер. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 333 с.
21 Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2008. – 672 с.
22 Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.