Введение
Глава 1. Понятие структуры личности
1.1 Понятие личности
1.2 Компоненты структуры личности
Глава 2. Структура личности учителя физической культуры
2.1 Мотивационная сфера личности педагога
2.2 Требования к педагогу физической культуры
2.3 Необходимые компоненты структуры личности учителя физической культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Личность - это набор характеристик или черт, которые отражаются в когнитивных, аффективных и поведенческих состояниях. Личность может основываться на многих факторах.
Каждый человек от рождения является индивидуальностью, с природными задатками, присущими только ей. Именно задатки в последующем и формируют личность в рамках воздействия на нее общества и целенаправленного воспитательного процесса.
Личность – это социальный индивид, который сочетает в себе черту общественно-значимого, индивидуально-неповторимого и общечеловеческого.
Таким образом, на личность влияет то общество, в котором живет человек, историческая эпоха, культура и традиции страны. Во всем этом личность проявляет себя и получает присущие только ей неповторимые черты и индивидуальности, которые выражают ее индивидуальность.
Она может быть основана на врожденном или изученном опыте. Также на формирование личности оказывают влияние наследственность и окружающая среда.
Наследственность - это статистическая мера, которая выражает долю наблюдаемой изменчивости в признаке, который является прямым результатом генетической изменчивости. И наследственность, и окружающая среда способствуют развитию личностных качеств человека.
Во все времена к личности педагога предъявлялись высокие требования. Так, по мнению Я.А. Коменского педагог должен быть для своих учеников не только источником новых знаний, но и образцом для поведения, подавать пример внешнего вида и манер [1].
Глава 1.Понятие структуры личности
1.1 Понятие личности
Манера, в которой человек действует и взаимодействует, является отражением его личности. На личность влияют наследственные, культурные и социальные факторы[16].
Независимо от того, как это определено, однако, психологи обычно выделяют определенные принципы:
- Личность - это организованное целое; в противном случае индивидуум не будет иметь никакого значения.
- Личность организована в модели, которые в некоторой степени наблюдаемы и измеримы [21].
- Хотя личность имеет биологическую основу, ее специфическое развитие также является продуктом социальной и культурной среды.
- Личность имеет поверхностные аспекты, такие как отношение к руководителю группы и более глубокое ядро, такое как чувство авторитета или трудовая этика. [5]
- Личность включает в себя как общие, так и уникальные характеристики. Каждый человек отличается от любого другого человека в некоторых отношениях, и в то же время похож на других людей [7].
У каждого человека есть уникальный образ мышления, поведения и выражения своих чувств. Одним словом, каждый человек является уникальной личностью.
Личность могла быть определена следующими понятиями:
- Личность может быть определена как неотъемлемая часть личности - это то, что человек делает или имеет [14].
- Личность определяется как устойчивый набор характеристик и тенденций, которые определяют общие черты и различия в поведении людей.
- Личность определяется как уникальный образ мышления, эмоций и поведения человека.
Глава 2. Структура личности учителя физической культуры
2.1 Мотивационная сфера личности педагога
Слово «мотив», «мотивация» от латинского Moveo – приведение в движение. Так называемые различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к действиям или задерживающие его. Мотивационная сфера личности включает в себя ментальные критерии: потребности, мотивы, интересы, убеждения, цели, эмоции, волю[4].
Важнейшей движущей силой развития личности являются потребности. Самая высокая потребность в труде. Он занимает центральное место в структуре профессиональной деятельности и всегда был отличительной чертой учителя. Преподаватель физической культуры характеризуется потребностями в физическом воспитании и педагогической деятельности, в обучении учащихся, в знаниях и самообразовании, которые можно рассматривать как важнейшие условия формирования педагогических способностей [10].
Потребности являются источником, но не единственным звеном в структуре мотивации человеческого поведения. Сами потребности только стимулируют активность, но еще не способны придать активности определенное направление. Для этого вам нужен предмет для удовлетворения этих потребностей. Например, у старшеклассника есть потребность в профессиональном самоопределении, но он по-прежнему не определяет выбор конкретной специальности. И только под влиянием учителей, родителей, товарищей, родственников, близко расположенного учебного заведения у юноши или девушки формируется желание, а затем желание приобрести определенную профессию [7].
Если потребности являются сущностью всех видов человеческой деятельности, то мотивы являются конкретным содержанием этой сущности.
Заключение
Процесс становления личности осуществляется под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов, которые могут быть как управляемые, так и неуправляемые со стороны человека. Ведущее значение в становлении личности отводится целенаправленному воспитанию и обучению.
Становление личности человека – это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков из различных областей, овладение практическим опытом, это в первую очередь процесс качественных изменений в психической деятельности (переход от низших ступеней к высшим) и процесс формирования новых возможностей (памяти, мышления, воли, характера и т.д.).
Каждый из указанных психических процессов является важным элементом становления личности человека как существа социального.
В основе структуры профессиональных качеств учителя физической культуры лежат следующие направленности на: становление и развитие личности ребенка; заботу, любовь и интерес к развитию и самоактуализации каждого ребенка; самого себя, свое развитие как профессионала, совершенствование и расширение педагогического мастерства; самореализацию самого себя в педагогической сфере; предметную сторону педагогической профессии (содержании учебного предмета).
Профессиональные качества, которые определяют эффективную модель современного учителя физической культуры включают в себя: неподдельный интерес к педагогической профессии; педагогическое призвание; природные склонности к педагогической профессии; эмоционально-положительное отношение к детям, их родителям и коллегам; положительное отношение, в общем, к педагогической деятельности.
1. Бим-Бад, Б. Ян Амос Коменский: аксиомы панпедии / Б. Бим-Бад // Воспитательная работа в школе. - 2007. - №1. - C. 9-16
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Лидия Ильинична Божович. - Москва: Институт практической психологии, 1995. - 345 с.
3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 288 с.
4. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности. Словарь-справочник/ Павел Петрович Горностай, Татьяна Михайловна Титаренко. - Киев: Рута, 2001. - 320 с.
5. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2013. - с. 359 - 362.
6. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c
7. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c
8. Ильин Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
9. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб, 2009. с-213
10. Исенко, С.П. Профессиональный имидж педагога и культура его общения / С. П. Исенко // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 9. - C. 3 – 10.
11. Каверин, Ю. Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств учителя / Ю. Каверин // Управление школой. - 2010. - № 4 (февр.). - C. 24-26.
12. Каменский, А. Н. Школа XXI века и её учитель / А. Н. Каменский // Народное образование. - 2009. - № 7. - C. 89-93.
13. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с
14. Личность учителя : тема номера // Математика: Прил. к газ. "Первое сентября". - 2010. - № 5 (март).
15. Лукьянова, М. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности / М. Лукьянова // Народное образование. - 2009. - № 8. - C. 265-272
16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
17. Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев ; предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Физкультура и спорт, 2000. 496 с
18. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том 3 психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c.
19. Педагогика физической культуры и спорта : учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Неверкович [и др.] ; под ред. С. Д. Неверковича. М. : Академия, 2010. 336 с.
20. Сартан, Я. Педагог как наблюдатель, гид и консультант : попытка анализа практики индивидуального сопровождения в образовании / Я. Сартан // Управление школой. - 2009. - № 16. - C. 6-10.
21. Старовойтенко, Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений / Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект, 2004. - 256 c.
22. Флёров, А.П. Константин Дмитриевич Ушинский / А.П. Флёров // Педагогика. - 2006. - №2. - C. 71-76
23. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. 8-е изд., стер. М. : Академия, 2010. 480 с.
24. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. - М.: Смысл, 2004. - 416 c.
25. Юдина, Е. Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов / Е. Г. Юдина // Учитель в школе. - 2009. - № 2. - C. 57-66.