ВВЕДЕНИЕ
1 Оркестр русских народных инструментов
1.1 История оркестра русских народных инструментов им.В.В.Андреева
1.2 Инструменты оркестра русских народных инструментов
1.3 Оркестровые функции
2 Способы изложения в партитуре оркестровой функции «бас» на примере собственной инструментовки «За окошком свету мало» муз.Э.Колмановского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Музыканты, изучающие курс инструментовки, должны знать ее законы.
Это поможет им лучше ориентироваться в ансамбле, оркестре, где они играют, а также раскрыть глубже замысел произведения, показав свое отношение к нему как соавтор.
Не каждый музыкант может стать специалистом в области инструментовки. Однако, практическое значение последней для формирования и становления профессионального музыканта несомненно.
Так, прослушивание записей, анализ при этом партитуры, игра в ансамбле, оркестре, переписывание лучших образцов отечественной и зарубежной инструментовки способствуют развитию фактурного мышления.
Свободное оперирование гармоническими комплексами, знание различных расположений аккордов, высоких ступеней и альтерации, умение перегармонизовать мелодическую линию, досочинить различные проходящие гармонии, поменять расположение оттачивает гармоническое мышление музыканта.
Помимо этого должно быть развито чувство формы. Инструментовщик должен уметь средствами оркестра развить тему в самостоятельное произведение в указанные минуты звучания. Иногда существует необходимость сочинить вступление, связки, коду, а иной раз - целый мелодический отрезок. То есть владеть композиторской техникой, горизонтально-полифоническим мышлением, уметь сочинить рифф, контрапункт, соотносить контрапунктические линии друг с другом. Все это требует творческой фантазии, гармонической продуманности.
Инструментовщик должен в совершенстве знать различные направления и стили музыки, чувствовать, какая фраза и у какого инструмента лучше прозвучит. Изучить основные ритмические формулы разных танцевальных ритмов и уметь их модернизировать применительно
1 Оркестр русских народных инструментов
1.1 История оркестра русских народных инструментов им.В.В.Андреева
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.
Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура. Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент – балалайка. Она прошла длительный путь и выдержала проверку временем [1, с.3].
В 80-х годах XIX в. богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра. Честь создания такого оркестра принадлежит замечательному русскому музыканту-патриоту – ревностному пропагандисту русской народной музыки – Василию Васильевичу Андрееву. На основе распространенных народных образцов он реконструировал балалайку, создав новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени, причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.
На новой, усовершенствованной балалайке Андреев продолжал совершенствовать свою исполнительскую технику и в целях популяризации
2 Способы изложения в партитуре оркестровой функции «бас» на примере собственной инструментовки «За окошком свету мало» муз. Э.Колмановского
Инструментовка «За окошком свету мало» является инструментальной интерпретацией популярной в 60-70 гг. XX века песни на слова К.Вашенкова, и музыку Э.Колмановского, которую в разное время с большой сцены исполняли Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Надежда Кадышева. В настоящее время эту песню включили в свой репертуар ансамбли «Золотое кольцо», «Сладка ягода», «Дилижанс».
В свое время она вошла в популярный советский сборник «Русские советские песни (1917-1977)» (составители Н.Крюков, Я.Шведов) [приложение А, с.1].
Оригинальность данной композиции в инструментальном изложении заключается в передаче вокальной партии инструментам, а также в ритмической обработке, что придает этой композиции новый плясовой характер звучания, несмотря на куплетную форму музыкальной ткани.
Функция баса в данной инструментовке является одной из основополагающих, ее выполняют гитара-бас и домра басовая.
Бас является самым низким по звуковысотному положению голосом.
Повсеместно в партитуре в тутти басовая партия усилена посредством удвоений в октаву или в унисон у басовых домр и бас гитаре [приложение Б, цифра 1-4].
Так как основной прием исполнения на гитаре-бас — стаккато — дает быстро затухающий звук, то большая протяженность звучания достигается присоединением к гитаре-бас басовых домр, исполняющих тремоло [приложение Б, цифра 5-6].
Простейший образец фигурированоного баса представляет собой бас из двух чередующихся звуков: основного, определяющего данную гармонию. Расположенного, как правило, на более сильной доле такта,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была представлена история развития оркестра русских народных инструментов, подробно изучена его структура и дана характеристику входящим в его состав инструментам. Так же были рассмотрены и проанализированы основные оркестровые функции, такие как мелодия, фигурация и бас.
На основе своей инструментовки «За окошком свету мало» муз.Э.Колмановского выявлены способы изложения оркестровой функции бас. Это произведение в оригинале написано для голоса, и основной задачей в данной инструментовке видится максимально близко и тонко воссоздать звучание голоса в оркестре. Инструментальная интерпретация известной песни предполагает оригинальность и новизну исполнения, что требует больше времени и внимания для подбора нужного тембра в исполнении мелодии и остальных оркестровых функций.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что поставленные задачи выполнены, и цель достигнута.
1. Розанов, В.И. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов / В. Розанов. - Изд. перераб. и доп. - М.: Сов. композитор, 1981.– 134 с.
2. Кунцевич, В. Н. Инструментоведение и инструментовка [Ноты] : пособие / В. Н. Кунцевич, В. М. Швед ; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет - Минск : [БГПУ], 2006. – 67 с.
3. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов./ А. Пересада. – Москва, 1985. – 394с.
4. Пистон У. – Оркестровка – М.: «Советский композитор», 1990. – 465с.
5. Яканюк, Н.П./ Кузминич М.Л. Инструментоведение и инструментовка для оркестров и ансамблей белорусских народных инструментов. – Мн.: БГУКИ, 2003. – 76 с.
6. Холопова, В. – Фактура: Очерк. – М.: Музыка, 1979. – 87 с.
7. Шахматов Н. – Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: Учебное пособие. – Л.: Музыка, 1985. - 120 с.
8. Карс А.И. – История оркестровки. – М.: Музыка, 1990. – 170с.
9. Кельдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия.- М., 1976. т.3. - 1012с.
10. Клебанов Д. - Искусство инструментовки. - Киев, 1972. - 314с.
11. Блюм Д. Краткий курс инструментоведения – М.: Музгиз, - 1947.
12. Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. / Е. Максимов – Москва, 1983. – 143с.
13. Скрепкова-Филатова М.С. Фактура в музыке – М.: Музыка, 1985. – 285с.
14. Поздняков, А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании. / А. Поздняков – Москва, 1975. – 236с.
15. Римский-Корсаков А.Н. Основы оркестровки.- Мн., 1946. Т.2. - 998с.
16. Шишаков Ю.И. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1970. – 212с.
17. Зряковский Н.И. – Общий курс инструментоведения – М.: Музыка, 1976. – 472с.
18. Чулаки М. – Инструменты симфонического оркестра – М.: Музыка, 1972. – 177с.