ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ АПК
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
1.2 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
1.3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КСУП ВОРОНЕЦКИЙ
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПЕРСОНАЛА
3.2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
ГЛАВА 4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день одной из актуальных тем в области управления персонала является развитие персонала, а, как известно, он занимает в системе деятельности организации неотъемлемую роль.
Развитие персонала предполагает совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и модернизацию психологических особенностей сотрудников. Предприятия создают для этого специальные методики и систему управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, формирование карьеры. В крупных организациях имеются специальные отделы профессионального развития, которые возглавляются специалистами в данной области, обладающие огромными знаниями и опытом развития человеческих ресурсов. Серьезность этого процесса показывает и то, что в области профессионального развития цели включаются в личные планы высшего руководства, вице-президентов, директоров национальных компаний.
Необходимость подготовки и обучения персонала к уже имеющимся или же грядущим изменениям может быть вызвана как изменениями внешних условий, например, экономическая политика государства, законодательство, появление конкуренции, так и изменениями внутренних условий в самой организации, сюда можно отнести: внедрение новых технологий, появление новых рабочих мест, что опять доказывает актуальность выбранной темы.
Выбор методов обучения сотрудников зависит от наличия многих составляющих: целей, задач, которые руководители ставят перед обучением, стоимости обучения и времени, которые потребуется для него, состава участников, квалификации и компетентности преподавателей. Необходимо осознать, что разовые мероприятия по обучению персонала эффекта не дадут. Здесь важна целая система, которая будет направлена на профессиональное развитие и карьерный рост специалистов организации.
ГЛАВА 1 РОЛЬ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ АПК
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
На сегодняшний день в научной литературе наравне с термином «развитие персонала» можно встретить термин «профессиональное обучение», который используется как синоним, но есть мнения, уверяющие, что развитие и обучение – это понятия, которые необходимо различать. В такой ситуации под развитием персонала понимают крупный процесс, включающий многообразие мероприятий по улучшению использования трудового потенциала и обучение. Считается, что профессиональное обучение нацелено, первым делом, на задачи нынешнего дня, а развитие – на будущие нужды организации [1].
С переходом к рыночной экономике значение профессиональной подготовки заметно увеличивается. Прежде всего, это связано с уменьшением роли государственного регулирования подготовки квалифицированных кадров через систему профессионально-технического образования и переподготовки высвобождаемой весомой части рабочей силы, с появлением и усилением соперничества как между организациями на их рынках, так и между отдельными людьми на рынке труда. По мнению одного из зарубежных специалистов усиление роли обучения персонала показывает то, что «правила экономической конкуренции изменились».
Сейчас недостаточно просто действовать эффективно. Для расцвета и подъема сегодня необходимы реактивность и приспособляемость, удовлетворение потребностей клиента в качестве продукции и выборе продукции, комфорта и новизны. Для того что бы соответствовать этим требованиям мало быть просто технически подкованным работником, нужно еще иметь способность к исследованию и разрешению проблем, относящихся к трудовой деятельности, к плодотворной работе в коллективе, а также к способности легко переключаться с одной работы на другую.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КСУП ВОРОНЕЦКИЙ
КСУП «им. Воронецкого» расположен в Гродненской области, Берестовицком районе, а/г Большие Эйсмонты. Кооператив сформирован на базе мелких коллективных хозяйств, созданных в период массовой коллективизации крестьян западных областей Белоруссии 15 сентября 1949 года, с последующим укрупнением в 1953 и 1976 годах и последнего реформирования в 2003 году.
На территории предприятия располагается 5 магазинов, сельский Дом культуры, компьютеризированная и подключенная к сети Интернет сельская библиотека, средняя школа, детская школа искусств, ясли-сад, больница сестринского ухода, поликлиника, аптека, физкультурно-оздоровительный комплекс, детско-юношеская спортивная школа с отделением по вольной борьбе и конному спорту.
Функционируют также комплексный приемный пункт бытового обслуживания, отделение районного узла почтовой связи, отделение АСБ «Беларусбанк», столовая, костёл- памятник архитектуры 18 века.. Центр агрогородка Большие Эйсмонты застроен двух- и трёхэтажными домами, а также красивыми, благоустроенными домами усадебного типа.
Хозяйство специализируется на производстве продукции мясо-молочного направления; зерно; картофель; клевер; кукуруза (выращивание); люпин; люцерна; мед пчелиный натуральный; овощи тепличные; огурцы; помидоры; просо; рожь; тритикале; ячмень кормовой. Далее рассмотрим организационно-экономическую характеристику КСУП «им.Воронецкого» более подробно.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПЕРСОНАЛА
В соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством формы, системы, размер оплаты труда, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора. На предприятии применяется сдельно-премиальная и повременно-премиальная системы оплаты труда работников по конечным результатом работы.
Дифференциация оплаты труда работников КСУП Воронецкий осуществляется с учётом условий труда на конкретных рабочих местах, количественных и качественных результатов индивидуального и коллективного труда. Оплата труда технологических рабочих производится по нормативу за фактический выпуск продукции и премии, согласно положения о премировании. Оплата труда работников вспомогательных цехов, заводоуправления и непромышленной группы производится по тарифным ставкам (окладам) и премии, согласно положения о премировании. Оплата труда работников организации производится согласно Положения об оплате труда. Доплата за работу на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда производится на основании аттестации рабочих мест по условиям труда. Доплата за сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, в ночную смену производятся согласно Трудового кодекса Республики Беларусь. Производится надбавка за стаж работы в отрасли согласно Положения о выплате надбавок за стаж.
На предприятии ведется постоянная работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Постоянно работает учебно-методический совет по подготовке и повышению квалификации.
ГЛАВА 4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Повышение квалификации необходимо для обеспечения роста профессионального мастерства рабочих, повышения их знаний, совершенствования навыков и умений выполнять более сложные работы.
Повышение квалификации возможно через:
направление работников на курсы повышения квалификации;
получение дополнительного образования в высших и средних специальных учебных заведениях;
обмен знаний и опытом.
Повышению уровня квалификации персонала будет способствовать внедрение следующих мероприятия:
1. Направить работников на курсы повышения квалификации в специализированные учебные центры.
2. Пригласить на предприятие специалиста, который будет проводить практическую работу с персоналом без отрыва от производства с целью совершенствования их трудового потенциала.
Повышение квалификации рабочих – один из основных факторов совершенствования управления персоналом предприятия. Общее повышение исследуемого показателя способствует не только экономии численности работников, но и значительному повышению производительности труда. Это является интенсивным фактором развития производства, что в свою очередь способствует росту не только трудового, но и экономического потенциала предприятия.
ВЫВОДЫ И ПРЕЛОЖЕНИЯ
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что на сегодняшний день тема развития персонала в области управления кадрами является актуальной.
Обучение персонала является необходимой составляющей в успешной деятельности производства. Для организации инвестирование в развитие сотрудников важнее, чем инвестирование в развитие мощностей производства. Под развитием персонала обычно понимают комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала и модернизацию психологических особенностей сотрудников. Это затрагивает, прежде всего:
обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;
повышение квалификации, задача которого состоит в улучшение профессиональных навыков и знаний;
переквалификацию, которая дает второе образование.
Для решения определенных задач в организации требуются люди с высокими индивидуальными и профессиональными показателями, способные к развитию и обучению.
Персонал – это личный состав всех работников в организации. В управленческой среде принято выделять административно-управленческий, промышленно-производственный и обслуживающий персонал, а также использовать понятие «кадры».
Организации создают необходимые методы и системы управления профессиональным развитием сотрудников, карьерным ростом и подготовкой резерва руководителей. В больших организациях есть специальные структурные отделы, которые занимаются вопросами развития персонала. Их возглавляют специалисты с большим опытом в области обучения и становления сотрудников.
1. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс] / Энциклопедия управления персоналом. – Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород, 2010.
3. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. - 312 с.
4. Управление персоналом: учебник / под общ. ред. А.И. Турчинова. –изд. 2-е доп. и перераб. – М.: РАГС, 2008.
5. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2002.
6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: учебное пособие для вузов / Н. И. Шаталова. – Москва: ЮНИТИ, 2003. – 399 с.
8. Спивак В.А. Управление персоналом / В.А. Спивак. – М., 2010. – 98 с.
9. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. - М.: Управление персоналом, 2002. – 192 с.
10. Глиньский Б. О японском опыте управления // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 4.
11. Зименкова Е.Р. Управление трудовыми ресурсами // США: экономика, политика, идеология. – 2007. – № 7.
12. Жариков Ю.Н. К вопросу о развитии персонала на предприятиях Германии // Управление персоналом. – 2004. – № 10.
13. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 492 с.
14. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание . Учеб. пособие для вузов / А.В. Молодчик, М.А. Молодчик. – М.: Издательский дом ГУ ВМЭ, 2005. – 296 с.
15. Орешенков, А. А. Маркетинговое управление предприятием / А. А. Орешенков. – Витебск: ВГТУ, 2005. – 100 с.
16. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2009. – 560 с.
17. Хотинская, Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферы услуг): учеб. пособие для вузов / Г. И. Хотинская, Т. В. Харитонова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 240 с.