Введение
1. Общая характеристика деформации позвоночника (сколиоза)
1.1 Этиология
1.2 Патогенез
1.3 Клинические проявления и диагностика заболевания
1.4 Профилактика и лечение
2. Особенности физической реабилитации при деформации позвоночника (сколиозе)
2.1 Цели и задачи ЛФК и массажа
2.2 Методы комплексного лечения
2.3 Клинико-физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений
2.4 Особенности методики ЛФК в зависимости от двигательной активности и периода лечения
2.5 Оценка эффективности реабилитационных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осанка представляет собой комплексный показатель состояния здоровья любого человека и незначительные функциональные нарушения способны привести к стойким деформациям опорно-двигательного аппарата и тяжелым последствия.
В работах с глубоким изучением данного показателя физического состояния детей, связанных с оценкой здоровья, показано, что до 88,7% детей школьного возраста имеют различные отклонения в физическом развитии, в том числе заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, которые по данным Министерства Здравоохранения Республики Беларусь занимают 3 место. В целом, современный уровень физического развития школьников оценивается как низкий.
Физическое развитие, выступая в качестве основного показателя здоровья, тесно связано с осанкой детей, будучи с одной стороны, его следствием, с другой – оказывая влияние его дальнейшее развитие. Выраженность изгибов позвоночника, которые формируются у детей и подростков в процессе развития, имеет большое физиологическое и биологическое значение в связи с опорной и рессорной функциями организма.
В исследованиях, выполненных в этом направлении, отмечается снижение показателей внешнего дыхания (снижение жизненной емкости легких на 8-15%, уменьшении экскурсии грудной клетки, учащение дыхания) как за счет снижения функциональной способности мышц, участвующих в дыхании, так и за счет деформации грудной клетки. Уменьшение колебания внутригрудного давления неблагоприятно отражается на деятельности сердечнососудистой системы. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с аномалиями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Также в работе отмечается, что дети с нарушениями осанки в большей степени подвержены различным инфекционным заболеваниям, т.е. у них снижены защитные силы организма.
При уменьшении физиологических изгибов позвоночника нарушение рессорной функции приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, сопровождается повышенной утомляемостью и головными болями. Дети с деформациями осанки являются менее внимательными, у их отмечаются более низкие адаптационные способности, противостоять статике учебной деятельности.
Сегодня общепринято, что правильная осанка является непременным условием нормального функционирования органов и систем, развития всего
1 Общая характеристика деформации позвоночника (сколиоза)
1.1 Этиология
Сколиоз (от греческого, scolios – «изогнутый, кривой») – это тяжелое прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси – торсия (torsio).
Главным отличием истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости является наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно важных систем организма больного [1, с. 214].
В качестве примера приведем изображение S-образного сколиоза (рисунок 1).
Сколиоз встречается у 3-4% детей, но тяжесть заболевания различна.
На сегодняшний день выявлены факторы, позволяющие распознать прогрессирующие формы сколиоза с целью индивидуального подбора наиболее рациональной тактики лечения больного:
1) возраст проявления сколиоза. Чем в более раннем возрасте проявляется сколиоз и клинически определяется прогрессирование деформации, тем больше возможность увеличения искривления и тем хуже прогноз;
2 Особенности физической реабилитации при деформации позвоночника (сколиозе)
2.1 Цели и задачи ЛФК и массажа
Для создания программы физической реабилитации детей с диагнозом «сколиоз» учитывались условия физического состояния каждого ребенка, прогнозировалось течение восстановительного периода и выполнения детьми всех рекомендаций.
Физическая реабилитация включала в себя:
1. Комплексы упражнений ЛФК.
2. Массаж.
Комплексы упражнений были разделены на три категории:
Комплекс №1: «Начало реабилитационного периода».
Комплекс №2: «Середина реабилитационного периода».
Комплекс №3: «Конец реабилитационного периода» (Приложение В).
В каждом комплексе выделяли: подготовительную, основную и заключительную части.
Также в программу физической реабилитации входил массаж, который проводился 2 раза в неделю.
Цель массажа при сколиозе заключается в нормализации тонуса растянутых и расслаблении напряженных мышц спины, укреплении мышц спины для образования упругого мышечного корсета, улучшении кровообращения в тканях позвоночника и активация регенерации.
Особенностью лечебного массажа является несимметричность воздействия. При этом, учитываются расположение пораженного участка и выраженность искривления.
От этих параметров зависит характер воздействия на все группы мышц справа и слева от позвоночного столба. Зоны, в которых определяется перерастяжение мышц, представляют собой вогнутую сторону патологической дуги. Здесь целесообразно применять следующие приемы: растирание, поколачивание, вибрация, с целью повышения тонуса мышц. Действия эти должны совершаться щадяще, особенно в первые 2-3 сеанса, так как мышцы здесь весьма легко травмируются.
На участках выступающей стороны дуги позвоночника делают расслабляющие движения: поглаживания, мягкая вибрация кончиками пальцев, плавное скольжение вдоль мышечных волокон.
Особое внимание уделяется зоне, где мышцы прикрепляются к позвоночнику: плавно, давлением и скольжением кончиков пальцев воздействуют на напряженную зону, двигаясь вдоль позвоночника.
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что сколиоз является тяжелым прогрессирующим заболеванием, характеризующимся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси – торсия. Кроме деформации позвоночника при сколиозе отмечается деформация таза и грудной клетки. Эти изменения приводят к нарушению деятельности таких систем как сердечно-сосудистая и дыхательная, а также желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно важных систем организма. Тяжесть сколиоза бывает различна. В зависимости от причин, определяющих развитие сколиотической деформации позвоночника, выделяют: врожденные сколиозы; диспластические сколиозы; неврогенные сколиозы; дистрофические и дисобменно-гормональные сколиозы; идиопатические сколиозы; сколиозы, возникшие от различных причин: торокогенные, после травмы, рахита, туберкулезного спондилита, опухолей позвоночника и др.
В зависимости от течения сколиоза (непрогрессирующий, медленно прогрессирующий или бурно прогрессирующий) консервативное лечение может проводиться амбулаторно, в специализированных школах-интернатах, санаториях или ортопедических стационарах. Оно заключается в следующем: назначают общеукрепляющее лечение, методы активной и пассивной коррекции позвоночника, методы, поддерживающие достигнутый эффект лечения. Общими целями и задачи ЛФК при сколиозе являются: улучшить общее состояние больного; активизировать дыхательную функцию легких, повысив тем самым газообмен и обменные процессы в организме; укрепить ослабленные мышцы и создать мышечный корсет; воспитать правильную осанку; воздействовать на позвоночник с целью разгрузки и достижения возможной коррекции деформации; развитие волевых качеств и создание психологического стимула у больных для дальнейшего лечения.
Нами была проведена и обосновала система составленной физической реабилитации для детей в возрасте 12-14 лет. Программа была направлена на полное восстановление физических функций спины. До начала реабилитационных мероприятий и в конце эксперимента проводился сравнительный анализ медицинских показателей детей с диагнозом «сколиоз». Во время реабилитации на разных этапах были проведены комплексы физиотерапевтических меры и лечебной гимнастики.
Курс реабилитации включал в себя три периода: первый период – адаптационно-восстановительный, подготовительный (1 неделя); второй – оздоровительный, основной (4 недели); третий этап – заключительный (1 неделя).
После проведения комплекса мероприятий физической реабилитации для детей с диагнозом «сколиоз» в период лечения наблюдается
1 Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебно-методическое пособие / Ю.А. Гончарова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. 40 с.
2 физическая культура / Под ред. проф. В.А. Епифанова // Справочник – М.: «Медицина», 2004. – 610 с.
3 Алексеева, Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л.М. Алексеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
4 Калюжнова, И.А. Лечебная физкультура / И.А. Калюжнова, О.В. Перепелова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 349 с.
5 Ахмедов, К.Б. Методические указания по исследованию физической работоспособности человека / К.Б. Ахмедов, В.В. Трунин Алма-Ата: Изд. КИФК, 1975. 284 с.
6 Милюкова, И.В. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей / И.В. Милюкова, Т.А. Едемская. – СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.
7 Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: теория и технология. Научно-методические рекомендации / Под общ. ред. д. п. н., профессора Лубышевой Л.И. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006 – 410 с.
8 Казначеева, В.П. Теория и методы физического воспитания / В.П. Казначеева. – М.: Академия, 2003 – 270 с.
Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
9 Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин М.: Физкультура и спорт, 1978 224 с.
10 Бирюков, А.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена / А.А. Бирюков, К.А. Кафаров – М: Физкультура и спорт, 1984. – 152 с.
11 Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум. – М.: «Академия» 2002 – 240 с.
12 Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза) / И.А. Аршавский – М.: Наука, 1982. – 270 с.
13 Гандельсман, А.Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М: Физкультура и спорт, 1970. – 130 с.
14 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 345 с.
15 Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Понятие структура / А.Г. Фурманов, Л.Н. Кривцун-Левшина // Тез. докл. Респ. науч.- практ. конф. «Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях». Минск, 1996. 27 с.
16 Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского. М.: Физкультура и спорт, 1987. 336 с.
17 Дибнер, Р.Д. Физкультура. Возраст. Здоровье / Р.Д. Дибнер, Э.М.Синильникова. – М.: «Физкультура и спорт», 1985. 275 с.
18 Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура. уч. пособие / В.А. Епифанов. – М.: «ГЭОТАРМедиа», 2006 – 557 с.
19 Значение спорта / Под ред. И.А. Солнцева. – М.: Педагогика, 2000 – 214 с.
20 Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк и др. – М.: издательский центр «Академия», 2000 – 264 с.
21 Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. – Киев: Здоровье, 1985 – 188 с.
22 Косилов, С.А. Работоспособность человека и пути его повышения. С.А. Косилов, Л.А. Леонова. – М.: Просвещение, 1980. – 50 с.
23 Котешова, И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.
24 Серова, Н.Б. Повышение резерва здоровья учащихся средних классов средствами физической культуры / Н.Б. Серова. – М.: Знание, 2000 – 214 с.
25 Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. М.: Физкультура и спорт, 1951. 513 с.
26 Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич – М.: ФиС, 1988 – 208 с.
27 Мирская, Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации / Н.Б. Мирская. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 с.
28 Орлов, Р.С. Нормальная физиология: учебник / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 688 с.
29 Гутько, И.П. Азбука здоровья / И.П. Гутько, В.А. Соколов, К.К. Забаровский Минск, 1988. С. 118-119.
30 Павлова, Н.Б. Гимнастика с методикой преподавания / Н.Б. Павлова, В.М. Баршая. – М.: Просвещение, 1985. – С. 50-54.
31 Разумов, А.Н. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине / А.Н. Разумов, О.В. Ромашин. – М.: Изд. «Вуз и школа», 2002 – 167 с.
32 Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2002. – 448 с.
33 Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 520 с.
34 Тихвинский, С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. – Л.: Педагогика, 1987 – 138 с.
35 Черноусов, О.Г. Физическая культура / О.Г. Черноусов – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999. – 150 с.
36 Цинкер В.М. Лабораторные работы по физиологии физических упражнений: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры / Под ред. В.П. Крылова. Улан-Удэ: БГУ, 1996. 92 с.
37 Чусов, Ю.Н. Физиология человека: учеб. пособие / Ю.Н. Чусов М.: Просвещение, 1981. 439 с.