Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса использования дидактических игр в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени
1.1 Исследование проблемы формирования представлений о времени у дошкольников в отечественной науке
1.2 Особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления и содержание работы по формированию умений ориентироваться во времени с использованием дидактических игр
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование процесса использования дидактитческих игр в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по использованию игр и упражнения на формирование представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Актуальность исследования. Одной из важнейших составляющих человеческого существования, определяющей нашу реальность, является время. Все процессы, состояния психики человека и процессы социализации связаны со временем. Время является организатором и регулятором нашей жизни и деятельности, и вся жизнь зависит от его течения.
Нехватка времени – это проблема, известная каждому современному человеку. В любом возрасте и в любой профессии необходимо уметь чувствовать время, анализировать его, ценить и рационально использовать. Сегодня человек любого возраста, профессии, специальности требует умения анализировать время, тонко чувствовать его, более рационально использовать и ценить его гораздо больше. Современное производство рассчитано на высокоразвитую культуру восприятия времени человеком. Современным людям необходимо научиться быстро оценивать время и реагировать на него, мобильно перестраивать свои планы, корректировать перспективы, учитывая нестабильность современного мира и постоянно меняющиеся условия жизни.
Способность осуществлять ориентацию во времени является необходимым компонентом личной культуры ребенка и предпосылкой для формирования гармоничной личности.
Овладение навыками ориентирования во времени предоставляет широкие возможности для успешного развития детей, освоения различных видов деятельности, познания окружающего мира и, как следствие, успешной подготовки к учебному процессу в школе.
Актуальность темы исследования подтверждает необходимость организации целенаправленной подготовки к школе в старшем дошкольном возрасте. Формирование временных представительств у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего психического развития ребенка, повлияет на воспитание таких качеств, как организованность, целеустремленность, способность планировать свою деятельность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Более старший дошкольный возраст является благоприятным период, чтобы научить детей ориентироваться во времени, уровень развития зрительного и изобретательного потенциала. Использование мышления в качестве педагогического инструмента позволяет использовать широкий спектр методов обучения. Использовать моделирование для визуального отображения представление временных интервалов и их последовательности, что формирование представлений детей о времени пребывания в детском саду осуществляется в повседневной жизни и непосредственно в воспитательной деятельности. Значительная роль в освоении детьми временных идей принадлежит педагогической работе в повседневной жизни.
Глава 1 Теоретические аспекты процесса использования дидактических игр в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени.
1.1 Исследование проблемы формирования представлений о времени у дошкольников в отечественной науке.
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.
В XX веке исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени у дошкольников занимались как К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова Р.Л. Непомнящая.
Психолог С.А. Рубинштейн затрагивает вопросы восприятия времени детьми дошкольного возраста. Так, в своей работе "Основы общей психологии" он сосредоточился на различии между двумя понятиями: восприятие продолжительности времени и восприятие временной последовательности. Своевременные данные обобщаются в закон завершенного периода времени: чем более завершенным и, следовательно, разделенным на небольшие промежутки времени является период времени, тем дольше он представляется ребенку [1, с. 23].
А. В работе Любельски «Восприятие времени» раскрывается природа времени как объекта познания и его роль в жизни детей. И это говорит о том, что ребенок дошкольного возраста ориентирован во времени на основе чисто бытовых показателей.
Ф.Н. Блехер разработал систему дидактических игр и упражнений, в которых дети познакомились с миром временных отношений. В играх они научились оценивать временные мероприятия. При реализации поставленных задач Ф.Н. Блехер рекомендовал использовать две темы: формировать временные представления мимоходом, используя все многочисленные жизненные случаи и проводить специальные игры. По ее мнению, дети должны активно участвовать в практических, жизненных ситуациях (например, определять количество дней до праздника путем календарного подсчета), выполнять приказы взрослого человека [2].
Глава 2 Эмпирическое исследование процесса использования дидактитческих игр в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени.
2.1 Организация и методы проведения исследования.
Целью данного исследования является теоретически обосновать и эмпирически исследовать процесс использования дидактических игр в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование процесса использования дидактических игр в процессе формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о времени. Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно.
Выборка: в эксперименте принимало участие 20 детей средней группы. Возраст детей приблизительно одинаковый – 4-5 лет.
База исследования: ГУО …..
Для осуществления диагностики уровня усвоения представлений о времени у детей среднего дошкольного времени использовалась методика: Е.И. Щербаковой [23].
Методика Е.И. Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Перечень вопросов:
1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
2. Назови дни недели.
3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?
4. Когда бывает новый год?
5. Когда день твоего рождения?
6. Что можно сделать за одну минуту? За час?
7. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
10. Назови месяцы зимы.
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Уровень сформированности временных представлений детей Средний уровень:
знать и называть дни недели по порядку;
понимать, из каких частей состоят сутки6 утро, день, вечер, ночь;
с помощью плоскостных и объемных моделей понимать непрерывность и необратимость времени;
формировать знания о соотношениях единиц времени: неделя содержит семь дней, месяц четыре недели, год двенадцать месяцев и т.д.;
ориентироваться во времени по часам.
Заключение.
Математика является самым сложным предметом в средней школе. Уровень успеваемости по данному предмету будет во многом зависеть от того, какие основы будут заложены в детском дошкольном учреждении в раннем детском возрасте. Время формируется доступными и продуктивными формами обучения, которые включают дидактическую игру и моделирование. Категория времени является одним из самых сложных математических определений для когнитивного развития дошкольника и требует от педагога использования в системе работы самых инновационных способов и математической ясности: это изображения, модели, символы, различные календари и средства измерения – песочные часы, секундомер, часы – конструктор, другие типы часов. Педагогическая деятельность по своевременному ознакомлению дошкольников должна была иметь особо выраженную связь с практикой. Дошкольники должны уметь определять и измерять время, используя имеющиеся в их распоряжении средства и методы действий.
Категория «время» тесно связана с понятием числа. Рекомендуется развивать представления детей о количестве и времени в рамках единой методологической связи. Работа педагога по развитию у дошкольников навыков ориентирования во времени должна определяться не как самоцель, а в контексте общего интеллектуального развития детей и важнейшего средства их подготовки к школе. Деятельность дошкольного учреждения в формировании у детей способности ориентироваться во времени носит характер пропедевтики и требует грамотной и последовательно выстроенной системы, учитывающей специфику восприятия времени на каждой возрастной стадии и использования деструктивных методов и методик обучения.
На основе теоретического изучения проблемы и эмпирических исследований, ознакомления с опытом педагогов пришли к следующим выводам.
1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду/ Н.А. Арапова-Пискарёва. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 162 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций / А.В. Белошистая.– М. : ВЛАДОС, 2010.– 400 с.
3. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
4. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду/ Н.Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
5. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / И.В. Житко. – Мн. : Жасскон, 2012. – 64 с.
6. Житко, И.В. Навстречу математике: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Мн. : Пачатковая школа, 2013. – 24 с.
7. Левчук, З.К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З.К. Левчук, И.В. Ермольчик. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
8. Локоть, Н. Объёмная модель: использование её при формировании временных представлений / Н. Локоть // Дошкольное воспитание. –2001.– № 1. – С. 15-17.
9. Касицына, М.А. Дошкольная математика. 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей / М.А. Касицына, В.Д. Смирнова. – М.: Гном – Пресс», 2009. –176 с.
10. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 4-7 лет /Е.В. Колесникова. – М. : Гном – пресс, 2000. – 79 с.
11. Михайлова, З.А. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб. : Фирма Икар, 2009. – 166 с.
12. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р.Л. Непомнящая. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. –167 с.
13. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. КНовикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 98 с.
14. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений / В. Пзднякова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 20-27.
15. Пралеска: группа «Фантазеры». Хрестоматия: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования. В 5 ч. Ч. 1. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск : Нац. ин-т образования, 2011. – 112 с.
16. Учебная программа дошкольного образования. – Мн. : Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
17. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления / Г.А. Репина – М. : ТЦ Сфера, 2008.– 128 с.
18. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте / Т.Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 2001– 47 с.
19. Смоленцева, А.А. Формирование временных представлений у дошкольников. Конспекты занятий / А.А. Смоленцева // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 6. – С. 16-25.
20. Сополова, Е.И. Время и пространство / Е. Сополова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 77 с.
21. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников / Е.В. Соловьева. – М. : Академия, 2001. – 98 с.
22. Тарабарина, Т.И. Детям о времени / Т.И. Тарабарина. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 81 с.
23. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2 е изд., стереотип. – М. : Академия. 2000. – 272 с.
24. Щербакова, Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели / Е. Щербакова, О. Фунтикова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 36-42.