Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе
1.2 Понятие о связной речи детей дошкольного возраста
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Анализ использования сказок о животных в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
2.2 Методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи в процессе ознакомления детей со сказками
2.3 Методические рекомендации по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок о животных
2.4 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность темы исследования обусловлен тем, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольном учреждении. Связная речь имеет социальную значимость и играет важную роль в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Для старшего дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит преимущественно непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Одним из самых эффективных методов работы с дошкольниками по развитию связной речи, с опорой на наглядность является метод моделирования. Наглядные опоры помогают детям последовательно составить рассказ, напоминая о главных словах и происходящих событиях, а также развивают внимание, память, мышление, воображение.
В данной работе будет раскрыта проблема формирования связной речи у старших дошкольников посредствам сказки, читаемой взрослым. Тема данного исследования достаточно актуальна, поскольку сказка для ребенка дошкольного возраста имеет наибольший интерес среди других видов художественных произведений, т.к. она выделяется меткостью и выразительностью языка, живыми и образными выражениями.
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста отражена в работах В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, А.М. Бородич, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой и др. В работах И.А. Галкиной, Л.А. Грудининой, А.А. Ковалевой, С.Н. Лохачевой, Ю.А. Макаровой, Т.А. Ткаченко предлагается система формирования связной речи с использованием сказок о животных.
Глава 1 Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста.
1.1 Проблема развития связной речи в психолого-педагогической литературе.
Проблема развития связной речи изучались в различных аспектах многими педагогами, лингвистами, логопедами. Среди них можно выделить: А.М. Бородич, Л.С. Выготского, В.К. Воробьеву, А.М. Леушину, Е.И. Тихееву, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёрину. Изучением связной дети у дошкольников также занимались В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.
В научной и методологической литературе соответствующие выступления рассматриваются как подробное изложение смысла, которое включает ряд логических и сопутствующих предложений по коммуникации и взаимопониманию. С.Л. Рубинштейн считает, что связной речью является «адекватность конструкции речи говорящего или писателя с точки зрения ее понятности слушателю или читателю» [15, с. 218]. Исходя из этого, главной характеристикой связной речи является степень ее понятности собеседнику.
Связанная речь – это речь, которая отражает все существенные аспекты ее смысловой, содержательной части. В методологической литературе определение термина «связная речь» используется в следующих значениях:
процесс, деятельность говорящего человека;
конечный результат, продукт деятельности;
название раздела, посвященного развитию речи [5, с. 325].
Связанная речь представляет собой семантически и структурно интегрированное целое, включающее взаимосвязанные и тематически взаимосвязанные завершенные сегменты.
Основной функцией связной речи является коммуникация, которая осуществляется в двух основных формах, монологической и диалогической, каждая из которых имеет свои особенности, определяющие характер способа их формирования. Как правило, в лингвистических формах. В их оппозиции рассматриваются психологические исследования диалога и монологических форм речи. Они отличаются, прежде всего, коммуникативной ориентацией, языковым происхождением и психологической природой [11, с. 58].
Диалоговая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование выступления одного собеседника с последующим выслушиванием другого и последующим выступлением. Важно, чтобы собеседники по диалогу всегда знали, что обсуждается, и не нуждались в доработке своих мыслей и заявлений.
Глава 2 Анализ использования сказок о животных в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Сказка как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Сказка – это плодородный материал для развития детей во многом. Легко воспринимается детьми по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет лечебную функцию. Сказка востребована также и как средство развития речи дошкольников, поскольку ее можно слушать, пересказывать, дополнять и воспроизводить. Сказка появляется в жизни малыша первым из произведений искусства. Из самых простых сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок», «Теремок» и др.), ребенок переходит к прослушиванию более сложных и насыщенных событиями историй.
Есть много новых слов для ребенка. Но они представлены в таком интересном контексте, что хочется их понять и запомнить. И дети понимают и помнят. Дошкольник повторяет высказывания любимого героя, вспоминает различные речитативы и художественные обороты, столь часто используемые в сказочных текстах. Даже трехлетний ребенок склонен повторять: «В тридцать девятом королевстве...», «Добрый человек опечален», «ни в сказке, ни в пере, чтобы описать». Увлекательные и волшебные истории представлены в дошкольном возрасте не ради развития речи. Но влияние сказок на развитие речи у детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, как бы пассивно, важные функции для формирования речи:
расширяет словарный запас ребенка;
представляет собой готовые художественные обороты и метафоры;
показывает пример написания различных предложений;
естественным образом вводит грамматические основы;
Чуть позже начинается активная роль сказки в развитии речи. Дети начинают пересказывать особенно впечатляющие отрывки, рассказывать о действиях героев, придумывать собственные версии другого развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования целостного речевого дошкольника. Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка переносит его в фантастическую среду, и только через 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как произведение искусства.
Дошкольник может быть вовлечен в повороты сюжета и бессознательно, а может даже сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае, картинки помогают ребенку запомнить целые отрывки увлекательного текста, а затем пересказать их, а также использовать для создания своих историй.
Заключение.
Согласованная монологическая речь неразрывно связана с диалогом в плане формирования речевых навыков у дошкольников. Развитие связной речи напрямую влияет на повышение умственных способностей, способствует развитию социальных контактов. Успешное развитие одной формы речевой коммуникации напрямую влияет на развитие другой. Этот взаимоопределяющий аспект используется в процессе дошкольного образования детей для их полноценного развития.
Дошкольный возраст – это период активного изучения разговорного языка ребенком, формирования и развития всех аспектов речи. Взаимосвязанная речь – это достижения ребенка в овладении родным языком. Развитие связной речи происходит постепенно по мере развития мышления и связано с усложнением деятельности детей и форм общения с окружающими. Развитию связной речи у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в учреждениях образования. Основная линия развития связной речи заключается в том, что от исключительного доминирования ситуационной речи ребенок переходит к контекстуальной речи. Уровень развития речи зависит от уровня развития коммуникаций детей. Форма речи зависит от того, как собеседник понимает ребенка. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. К старшему дошкольному периоду улучшается монологическая, речь, дети активно участвуют в беседе, достаточно полно и точно отвечают на вопросы.
В старшем дошкольном возрасте происходит связной речи. Высказывания детей постепенно приобретают более последовательный характер. Они способны пересказывать и рассказывать по картинке. Связная речь старшего дошкольника отражает уровень развития ребенка, показывает уровень овладения словарем, грамматическим строем, звуковой культурой речи, которые в этот период активно развиваются. Развитие связной речи у старших дошкольников происходит: во всех видах организованной образовательной деятельности, в совместно-партнерской деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в семье. В дошкольном учреждении главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М., 2001. – 214 с.
3. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 680 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь – 5-е изд. / Л.С. Выготский – М.: Изд-во «Лабиринт», 2007. – 352 с.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. – СПб.: Лань., 2003. – 656 с.
6. Гетманова, Е.В. Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников / Е.В. Гетманова, Н.А. Коптева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №43. – С.168.
7. Евтухова, Л.Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников / Л.Н. Евтухова, М.В. Пронина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 52-54.
8. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. – 2007. – №6. – С.34-39.
9. Зимина, И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И.К. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №5. – С.29.
10. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. – 2004. – №2. – 45 с.
11. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи / Т.А. Ладыженская. – М., 2008. – 75 с.
12. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Изд. «Просвещение», 2001. – 235 с.
13. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
14. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. – М., 2009. – С.12.
15. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М., 2010. – 319 с.
16. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева // ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 235 с.
18. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. / В.И. Селиверстов // Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
19. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2000. – №10. – С.16.
20. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. – М.: ООО «Издательство ACT», 2000. – 464 с.
21. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2008. – 67 с.
22. Шорохова, О.А. занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с.