Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы повышения профессиональной компетентности воспитателя
1.1 Понятие профессиональной компетентности педагогов
1.2 Содержание и структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования
Глава 2 Опытно-поисковая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования как условия качественной организации образовательного процесса
2.1 Изучение профессиональной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования на констатирующем этапе
2.2 Организация самообразования педагогов в рамках методической службы учреждения дошкольного образования
2.3 Изучение профессиональной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей. Тем не менее, проведенные исследования представили, что не все педагоги в равной мере готовы к введению стандартов и развитию детей по новым технологиям. Неудовлетворительна мотивация, недостаточно развито комплексное методическое обеспечение стандартов. Понятно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, которые обладают высоким профессионализмом [13]. В представление «профессионализм» укладываются не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности, но и личностная возможность педагога, система его профессиональных ценностей, его взгляды, указания, в единстве дающие качественные образовательные плоды. Перед воспитателями возникли проблемы, первая из которых, психологическая, связана с традиционным подходом к профессии, с неприятием идеологии образовательных стандартов, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, профессионального выгорания и т. д. [16].
Дидактическая проблема обусловлена средним уровнем подготовки в части преобразований в технологии организации образовательного процесса на основе поддержки детской инициативы в различных видах деятельности. Главное, что нужно поменять педагогу, это систематично применять деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы в практике взаимодействия с детьми [9].
Глава 1. Теоретические основы проблемы повышения профессиональной компетентности воспитателя.
1.1 Понятие профессиональной компетентности педагогов.
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе педагогического образования, в том числе и к дошкольному образованию. За последнее десятилетие произошли серьезные преобразования в этой области.
Актуализировали разработку и решение проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов исследования таких авторов, как Б.С. Гершунский, Ю.В. Васильев, И.Е. Мамаева, В.Н. Казакова, Р.Л. Кричевский, Г.В. Сериков, О.А. Конопкин, В.В. Шапкин.
История педагогики показывает, что воспитательный и образовательный процессы с древних времен начинались в семье, осуществлялись родителями. Они с рождения воспитывают ребенка и дают ему первые образовательные навыки, этот процесс не заканчивается, когда ребенок идет в школу. На семью и родителей возложена важная общественная и личная функция – передача социального и трудового опыта, ценностных и этических основ жизнедеятельности человека.
В психолого-педагогической литературе понятия «компетенция» и «компетентность» получили широкое распространение с середины 60-х гг. прошлого века, став основой становления компетентностного подхода в образовании.
Классическое определение компетенции – (от латинского competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) имеет несколько значений:
круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;
знания, опыт в той или иной области.
Глава 2 Опытно-поисковая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования как условия качественной организации образовательного процесса.
2.1 Изучение профессиональной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования на констатирующем этапе.
Для определения исходного уровня профессиональной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы.
Цель данного этапа: оценка исходного уровня профессиональной компетентности педагогов УДО.
Задачи констатирующего этапа:
1. Определить критерии и параметры для оценки исходного уровня профессиональной компетентности педагогов УДО.
2. Подобрать диагностические методики и определить методы сбора данных.
3. Разработать уровневую характеристику профессиональной компетентности педагогов УДО.
4. Провести диагностическое изучение характеристик профессиональной компетентности педагогов УДО, обработать полученные результаты и проанализировать их.
Опытно-поисковая работа по изучению характеристик профессиональной компетентности педагогов проводилась на базе…. В исследовании приняли участие 6 воспитателей дошкольных групп.
Психолого-педагогические исследования позволили выделить в структуре профессиональной компетентности педагогов, включенных в самообразование, компоненты и определить критерии их сформированности.
Заключение.
В результате анализа научной литературы в данной работе будем использовать следующие основные определения рассматриваемой проблемы:
«компетенция» – это способность индивида мобилизовать приобретенные знания, умения и опыт для решения задач в профессиональной деятельности в соответствии с полномочиями специалиста;
«компетентность» – совокупность знаний, умений, навыков, опыта деятельности, свойств личности субъекта, его мотивационно- ценностное отношение к предмету деятельности, обеспечивающее успешное решение задач профессиональной деятельности.
«профессиональная компетентность педагога» – совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, личностных качеств, способов деятельности, направленных на его профессиональное и личностное совершенствование и обеспечивающих успешную реализацию конструктивной деятельности по формированию в учебно-воспитательном процессе компетентной личности.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.
Для определения исходного уровня профессиональной компетентности педагогов учреждения дошкольного образования был проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы.
1. Алиева, Т.И. / Развитие математических представлений у дошкольников. Методическое пособие / Т. И. Алиева, Т.В. Тарунтаева. – М.: Сфера, 2015. – 223 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Ленингр. гос. ун‐т, 1986. – 340 с.
3. Атмахова, Л.Н. Организация методической работы в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика: учебное пособие / Л.Н. Атмахова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун‐т. –. – 167 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1988–479с.
5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
6. Денежкина, Е.О. Формирование профессиональных умений у педагогов в условиях современной дошкольной образовательной организации / Е.О. Денежкина, Н.С. Колинько // Вестник научных конференций, 2015. № 3- 4. – Ч. 4. – С. 53-55.
7. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2004. – №3. – С. 27.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [ Текст]: учеб. для вузов по пед. и психол. направлению и спец. / И. А. Зимняя. – 2-е изд. доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005. – 383 с.
9. Иванов, Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов.- М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
10. Каракозова, Н. Ю. Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования [Текст]: Дисс. канд. пед наук / Н. Ю. Каракозова. – Тольятти, 2015. – 208 с.
11. Козырев, В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: Коллективная монография / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 452 с.
12. Концепция дошкольного воспитания (Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1).
13. Кротова, Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. В. Кротова. – М., 2005. – 18 с.
14. Кухарев, И. В. На пути к профессиональному совершенству / И. В. Кухарев. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
15. Львова, Л. Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ / Л. Т. Львова // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – № 11. – С.34-38.
16. Соляник, Е. Н. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в системе непрерывного профессионального образования / Е. Н. Соляник // Вестник. – 2015. – №2.
17. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. А. Столяр, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
18. Терентьева, Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя / Т. П. Терентьева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013.- С. 193-196.
19. Яковлева, Г. В. Концепция развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ / Г. В. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4.