ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится орудием мышления и основным средством общения, т. е. основой коммуникации. Однако не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи, взаимосвязь которых определяет становление связной речи.
Актуальность исследования. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Поэтому коррекция нарушений звукопроизношений у детей с нарушениями речи является важной и актуальной темой. Правильное звукопроизношение является важным для ребенка, т.к. любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении, а также на освоении школьником навыков письма. В настоящее время количество детей с нарушениями речи значительно возросло. Эта патология затрагивает главным образом детей 3–14 лет и наиболее ярко проявляется в младшем школьном возрасте. По данным Г.Г. Шанько число таких детей не превышает 12 %, по мнению В.И. Гузевой и М.Я. Шарфа, нарушения речи наблюдаются у 20–25 % всех детей [11; 12].
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Цель данной работы – изучить роль логопедической гимнастики в
1 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
1.1. Понятие и основные характеристики логопедической гимнастики
У детей с разными речевыми нарушениями могут наблюдаться следующие проявления: скованность речевого аппарата вследствие спазма мышц языка, губ и нижней челюсти, и, наоборот, слабость языка и губ вследствие пониженного тонуса мышц; могут возникать синкинезии (содружественные движения), гиперкинезы (насильственные движения). У детей имеются трудности переключения с одного движения на другое, не сформирована произвольность движений и контроль по управлению органами артикуляции.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая [15, с. 28].
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата [12, с. 38].
О.Г. Приходько выделяет следующие задачи логопедической работы при дизартрических расстройствах:
1) уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата);
2) развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе класса интегрированного обучения ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 6-7 с диагнозом дислалия, дизартрия.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с ТНР.Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода индивидуального эксперимента.
В основу исследования особенностей звукопроизношения у детей младшего школьного возраста были положены методики, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой [11].
Детям были предложены 3 задания, исследующих фонематическое восприятие, звукопроизношение, артикуляционную моторику.
1. Состояние фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение
· Ба – па -па – ба –
· Са - за - за – са –
· Жа – ща - ща – жа –
· Са – ша - ша – са -
· ла – ра - ра – ла -
· ма – на –ма - на – ма - на –
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы. Метод воспитания звукопроизношения путем проведения артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально. При отборе материала для логопедической гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Логопедическая гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.
С целью изучения звукопроизношения младших школьников с нарушениями речи было проведено экспериментальное исследование. Экспериментальное исследование было проведено на базе класса интегрированного обучения ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 6-7 с диагнозом дислалия, дизартрия.
Исследование показало, что младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи затруднялись воспринимать на слух и воспроизводить самостоятельно звуки, а также слоги и слова, неправильно воспроизводили звуки всех 5 анализируемых групп. Это позволяет нам сделать предположение о том, что звукопроизносительная сторона речи у детей младшего школьного возраста с ТНР нарушена, независимо от уровня подготовленности детей и степени известности им речевого материала.
С целью формирования звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи целесообразно использовать логопедическую гимнастику. Логопедическая гимнастика включает разнообразные артикуляционные упражнения. Только
1. Бадалян, Л.О. Невропатология: учебник / Л.О. Бадалян. – М. : Академия, 2000. – 384 с.
2. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
3. Барзина, Р.И. Психоневрологическое развитие дошкольников / Р.И. Барзина, Т.В. Лаврентьева. – М. : Академия, 2002. – 245 с.
4. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика : методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—64 с.
5. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р.Г. Бушлякова. – М. : Детство- Пресс, 2011. – 80 с.
6. Дети с нарушениями речи // Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/main.aspx?guid=21793. – Дата доступа: 20.06.2016.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник методических рекомендаций / под ред. В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Т.Т. Воробей и др. – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 240 с.
8. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
9. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте / М. Зееман. – М. : Наука, 1989. – 295 с.
10. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е.Н. Краузе. – СПб. : КОРОНА, 2004. – 77 с.
11. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах : кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 220 с.
12. Логопедия : учебник для студентов дефектол. факультетов педвузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 680 с.
13. Ляпидевский, С.С. Мозговые дисфункции у детей / С.С. Ляпидевский. – М. : Медицина, 1985. – 280 с.
14. Поваляева, М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 80 с.
15. Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько // Специальное образование. – 2010. – № 2. – С. 28–32.
16. Свиридова, Н.И. Игровые приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Н.И. Свиридова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – С. 218-220.
17. Тржесоглава, Ж. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / Ж. Тржесоглава. – М. : Медицина, 1990. – 256 с.
18. Шанько, Г.Г. Неврология детского возраста / Г.Г. Шанько, Е.С. Бондаренко, В.И. Фрейдеков. – М. : Высшая школа, 1990. – 459 с.
19. Яременко, Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей / Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко, Т.Б. Горяинова. – СПб. : Салит – Медкнига, 2002. – 128 с.