Введение.
Раздел 1. Теоретические основы профилактики геронтологического эйджизма у лиц зрелого возраста.
1.1. Характеристика понятия эйджизм.
1.2. Содержание работы по профилактике.
1.3. Характеристика выборки лиц старшего юношеского возраста (парни 17-21лет;девушки 16-20лет) в учреждении профессионально-технического образования.
Список использованных источников.
Введение
В современном мире наблюдается активный процесс старения населения, который вызван в первую очередь снижением рождаемости. Повышение качества и, соответственно, рост продолжительности жизни также способствуют процессу старения. Сейчас мы можем говорить о том, что человечество подошло к рубежу максимального старения населения, так как прослеживается тенденция в разных странах, когда число пожилых людей превышает число детей. Лиц старше 60 лет в настоящее время насчитывается в общей сложности 700 миллионов, или 10% мирового населения. К 2050 количество пожилых людей увеличится вдвое, до 20% и составит примерно 2 млрд человек.
Подобные явления приводят к тому, что наблюдается трансформация общественного сознания в отношении к старости и старению в целом. По мере старения пожилые люди нуждаются в адекватной материальной поддержке, а при желании оставаться активными − в предоставлении возможности вовлечения в достойную трудовую деятельность. Они также нуждаются в получении доступа к соответствующим медицинским и социальным услугам, включая долгосрочный уход. Отсутствие или недостаток подобных мер обрекает миллионы пожилых людей на пассивное, а порой и нищенское существование, в то время как они могут жить полноценной жизнью, содействовать экономическому и социальному развитию своих семей, окружения и общества в целом [44].
Понимание роли социального фактора в обеспечении достойной старости обусловило провозглашение в 2002 году ООН в качестве первоочередных задач следующие:
• борьба с дискриминацией по возрастному признаку, со всеми формами пренебрежительного отношения к пожилым людям, а также с насилием;
• обеспечение своевременной и квалифицированной медицинской помощью пожилых людей, доступом к медицинским услугам, включая охрану их физического и психического здоровья;
• признание права вести полноценную и здоровую жизнь всеми лицами, независимо от возраста.
Таким образом, геронтологический эйджизм представляет собой многогранное явление, включающее в себя политические, социально-экономические, организационные, социокультурные, морально-этические и пр. аспекты. Его преодоление в учреждениях здравоохранения и социальной защиты является адекватным ответом на вызовы современности в виде обеспечения императива здорового долголетия и достойной старости. Но если в западных научных исследованиях проблема эйджизма в отношении лиц пожилого возраста в этих учреждениях представлена достаточно разносторонне, то в российском научном пространстве такого рода концептуальные и прикладные разработки практически отсутствуют. Выбор данной темы обусловлен необходимостью восполнения дефицита научных исследований и практических разработок по вопросам эйджизма в области здравоохранения и социальной защиты и является шагом в направлении преодоления информационного вакуума вокруг проблемы отношения к пожилым людям.
Глава 1. Теоретические основы профилактики геронтологического эйджизма у лиц зрелого возраста
1.1. Характеристика понятия эйджизм.
Такое понятие как эйджизм зародилось в Америке. Однако следует отметить, что наиболее широкое распространение данное явление получила в странах СНГ.
Слово эйджизм происходит от английского слова “age”, что в переводе на русский язык означает «возраст». Таким образом, под эйждизмом понимается дискриминация человека по возрастным критериям. Область влияния этого явления достаточно большая, он распространено во всех сферах жизни общества. Как в формальных, так и в неформальных.
Эйджизм – это вид социальной дискриминации, проявляющийся в готовности взаимодействовать, сотрудничать и выстраивать определённый тип отношений только с теми, кто удовлетворяет возрастному критерию.
Рассматривая понятие эйджизма, важно понимать, что оно распространяется не только на одного конкретного человека, а непосредственно на целую возрастную группу. Не только дискриминация, но и вообще деление нашего общества происходит по возрастным показателям и ограничено определенными возрастными рамками. Особенно это касается медицины, где широко используется определение норм и показателей здоровья исходя из возрастных показателей. В трудовом законодательстве эйджизм напрямую связан с результативностью труда и продуктивностью мозговой деятельности.
Такое явление как эйджизм имеет негативную коннотацию, воспринимается это понятие с негативной окраской. Особенно ярко это проявляется для людей пожилого возраста, к которым формируется пренебрежительное отношение, а их мнение становится не таким значимым. Однако распространяется это явление не только на людей пожилого возраста, оно может распространяться и на подростков и детей, когда их мысли, идеи и желания не воспринимаются серьезно, принижаются.
1.2. Содержание работы по профилактике
Проблема разработки технологий профилактики и преодоления эйджизма кроется в отсутствии однозначной трактовки этого феномена посредством понятий, традиционных для современной отечественной психологии. Если в зарубежных исследованиях проблемы эйджизма активно изучаются на протяжении последних сорока лет, с момента введения этого понятия в научных обиход R. N. Butler, то отечественные исследователи обратили внимание на это явление только в последние годы. Единой позиции в понимании природы эйджизма на сегодняшний день не сформировалось, что создает затруднения для психологов-практиков в процессе выбора методического подхода и конкретных методик его профилактики и преодоления, в силу чего эта проблема, будучи крайне актуальной, остается не обеспеченной конкретными технологиями.
Для зарубежной психологии характерно определение эйджизма в терминах «дискриминация», «стереотипизация», «предубеждение». Так, например, R. N. Butler предлагает понимать эйджизм как комбинацию трех взаимосвязанных элементов: негативных стереотипов старости и старения, дискриминационных практик в адрес пожилых людей в межличностном взаимодействии людей, а также на уровне функционирования различных общественных институтов (Butler R. N.). Аналогичное определение встречается в работах A.J. Traxler, рассматривающего эйджизм как любую установку, поведение или социальный институт, которые субординируют людей по признаку возраста, а также как процесс приписывания человеку тех или иных социальных ролей на основе его возраста (Traxler A.J., 1980). В работе A.J.C. Guddy и S.T. Fiske этим термином обозначается стереотипы и предрассудки по отношению к представителям определенной возрастной группы, приводящие к ее дискриминации (Guddy A.J.C., Fiske S.T., 2004). Отечественные исследования склонны определять эйджизм преимущественно в терминах, описывающих поведение, - как демонстрацию своей силы через отношения возраста (Краснова О.В., Лидерс А.Г., 2002).
Как видно, в перечисленных подходах к определению эйджизма перемешаны как минимум несколько уровней взаимодействия людей: межличностный, межгрупповой, институциональный, культуральный. Это дает основание рассматривать эйджизм как социально-психологический феномен, эффект взаимодействия людей, и, таким образом, свидетельствует о необходимости использования социально-психологических форм и технологий работы при разработке программ его профилактики и преодоления.
1.3. Характеристика выборки лиц старшего юношеского возраста (парни 17-21лет;девушки 16-20лет) в учреждении профессионально-технического образования.
Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых (29):
• сформированные психологические структуры (основы мировоззрения, самосознание, теоретическое мышление, развитая рефлексия);
• развитые потребности, составляющие основу личности (внутренняя позиция, стремление к общению, познанию, социальной и профессиональной реализации, нравственные и ценностные установки и т.д.);
• сформированные особенности характера (осознание своих сильных и слабых сторон, критическое отношение к ним).
«Я»-концепция индивида является ключевым вопросом в психологии, которому посвящено огромное количество исследований. Особенно опасной в юношеском возрасте является отрицательная «Я»-концепция. Ее отличают:
• заниженная самооценка;
• слабая вера в свои силы;
• опущенная планка стремлений.
Все это самым негативным образом сказывается на личности, приводит к социальной пассивности, культурной и моральной деградации, а также вызывает агрессивное поведение. Такие люди подвержены одиночеству и часто начинают вести преступный образ жизни.
Углубленный самоанализ является основой для установки правильных жизненных ориентиров и самосовершенствования человека. В юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентиры, формируется представление об окружающем мире, социуме и своей роли в нем. Для юности характерно активное развитие эмоциональной сферы. Как правило, молодые люди оптимистично настроены и находятся в повышенном жизненном тонусе. В этом возрасте человеку свойственно сопереживание и высокая внутренняя восприимчивость.
1. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Психология старости и старения. Хрестоматия. – М.: ACADEMA, 2003. – 416 с.
2. Краткий обзор результатов исследования проведенного в рамках проекта «Право на жизнь без насилия в пожилом возрасте» (2011 г.), осуществленного «HelpAge International» и АКЦ. URL: http://www.helpage.org/russian/resources/resources/publications/
3. Микляева А.В. Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен. Монография. – СПб.: Речь, 2009. – 160 с.
4. Микляева А.В. Методы исследования эйджизма: зарубежный опыт // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 148–155.
5. Овсянникова Н. В. Феномен старости в традиционной и современной культуре // Научный поиск. – 2011. – № 2 (4 квартал). – С. 52–54.
6. Пучков П.В. Геронтологический эбьюзинг как предмет социологического исследования // Социология 4М. – 2006. – № 23. – С. 26–49.
7. Пучков П.В. Концептуальные основания превенции геронтологического насилия в современном российском обществе: автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Саратов, 2009. – 33 с.
8. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 49–55.
9. Butler R.N. Age-ism: Another form of bigotry // The Gerontologist. – 1969. – Vol. 9. – Р. 243–246.
10. Kite M.E., Wagner L.S. Attitudes toward older adults / Ageism: Stereotyping and prejudice against older persons // In T. Nelson (Ed.). – Cambridge, MA: MIT Press, 2002. – Р. 129–161.
11. Marshall M., Dixon M. Social work with Older People. – 3rd ed. – Basingstoke, England: Macmillan, 1996. – 150 р.
12. Nelson T. Ageism: Prejudice Against Our Feared Future Self // Journal of Social Issues. – 2005. – Vol. 61. – № 2. – Р. 207–221.
13. Snyder M., Meine P. Stereotyping of the elderly: A functional approach // British Journal of Social Psychology. – 1994. – № 33. – Р. 63–82.
14. Traxler A.J. Let’s Get Gerontologized: Developing a Sensitivity to Aging The Multi-Purpose Senior Care Concept: A Training Manual for Practitioners Working With the Ageing. – Springfield, IL: Illinois Department of Aging, 1980.
15. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 288 с.
16. Guddy, A.J.C., & Fiske, S.T. (2004). Doddering but Dear: Process, Content and
Function in Stereotyping of Older Persons. In T.D. Nelson (Ed.), Ageism: Stereotyping
and Prejudice against Older Persons. Cambridge, MA
17. Кон И.С. Ребенок и общество. М., "Академия", 2003. 336с.
18. Зюбин Л. М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних. — Вопросы психологии, 1973, № 4, с. 59—64.
19. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.— 175 с.
20. Кондратьева С. В. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф. докт. дис.—Дрогобыч, 1977.
21. Мороз О. М. Усвоение учащимися поведенческих критериев как одно из условий повышения уровня объективности самооценки личностных качеств: Научные труды ВНИИ ПТО, 1976, вып. 34.