Введение
Глава 1 Проблема формирования графомоторных навыков в психолого−педагогических исследованиях
1.1 История изучения графомоторных функций
1.2 Развитие графомоторных функций в онтогенезе
1.3 Особенности графомоторных навыков у младших школьников с речевыми нарушениями
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
2.1 Исследование особенностей графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
2.2 Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Заключение
Список использованных источников
Введение.
В конвенции ООН по правам ребенка значится, что все дети обладают фундаментальными правами. Так в статье 23 пункте 1 отмечено, «Государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
На современном этапе развития образования в нашей стране предпринято множество попыток решения задачи включения обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс.
Одна из главных задач успешной социализации в обществе и общего развития детей младшего школьного возраста – развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многоаспектное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.
Число обучающихся на уровне начального школьного образования с трудностями обучения письму и нарушениями письма растёт с каждым годом.
Одним из ключевых понятий в методике обучения первоначальному письму является «графика». В лингвистике понятие «графика» трактуется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.
В исследованиях различных авторов, навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», формирование которого является процессом непростым и длительным по времени.
Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности данной категории обучающихся: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов обучающиеся не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.
Глава 1. Проблема формирования графомоторных навыков в психолого−педагогических исследованиях.
1.1. История изучения графомоторных функций.
Прежде чем говорить о понятии графомоторного навыка, необходимо пояснить, что такое навык в целом. Есть много толкований этого понятия. Одним из наиболее распространенных является определение навыка как долгосрочной реализации действия, которое было улучшено в процессе многих целевых упражнений. Его главная характеристика – отсутствие направленного контроля сознания, оптимального времени выполнения и качества. Наиболее полная и адекватная концепция навыка как сложной многоуровневой двигательной системы была интерпретирована Н. А. Бернштейном. Он утверждал, что «... навык – это активная психомоторная деятельность, которая формирует как внешний дизайн, так и саму сущность двигательного упражнения... Развитие моторного навыка – это семантическое цепное действие, в котором вы не можете выпустить отдельную семантическую деятельность, которая связывает и не смешивает их по порядку... Само моторное мастерство представляет собой очень сложную структуру: оно всегда имеет ведущие и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизацию и транскодирование – это разные ранги и т. д. Степень насыщенности определяется как чисто качественной структурной сложностью, так и процессом ее формирования [5].
Н. А. Бернштейн утверждал, что на начальных этапах отработки нового навыка повторение не может привести ни к чему, кроме захвата неуклюжих и неправильных движений новичка. Вся суть развития навыка заключается в том, что там, где есть развитие, каждое последующее выполнение лучше предыдущего, то есть оно не повторяет его; следовательно, упражнение – это, в частности, повторение без повторения. Решение этого очевидного парадокса состоит в том, что правильно проведенное упражнение снова и снова повторяет не то или иное средство решения этой двигательной задачи, а процесс решения этой проблемы, время от времени меняя и улучшая средства.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
2.1. Исследование особенностей графомоторных функций у учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Для проведения констатирующего этапа экспериментального исследования использовались педагогические методы. Применение ряда методов позволяет наиболее полно изучить исследуемую проблему. Психология и педагогика пользуются устоявшейся системой методов и различных частных методик.
Педагогические методы – это методы исследования, которые служат для решения научно-педагогических задач. Для выявления уровня сформированности графомоторных навыков использовались несколько основных методов педагогического исследования.
1. Наблюдение.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным, массовым для повышения его эффективности. Метод наблюдения является наиболее доступным и распространенным, но он имеет ряд недостатков. Наблюдение не раскрывает внутреннюю сторону педагогических явлений, практически невозможно обеспечить полную объективную оценку, наблюдение всегда будет иметь субъективную окраску. Поэтому метод наблюдения чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими педагогическими методами [24].
2. Педагогический эксперимент.
Термин «эксперимент» — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, которые лишь регистрируют уже существующие характеристики, метод эксперимента носит созидательный характер. Экспериментатор наблюдает за процессом, который он сам контролирует и осуществляет.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, отдельный класс, школу, несколько школ. Эксперимент может быть длительным или краткосрочным — в зависимости от темы и цели исследования.
Заключение.
Формирование графического навыка письма в начальных классах образовательного учреждения является длительным и сложным процессом. Сложным и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В процессе школьного обучения осуществляется динамика развития графомоторных навыков обучающихся. Устанавливаются связи между зрительным и мышечным контролем движения. В целом же процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет.
Формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. С раннего возраста обучающиеся учатся чертить на бумаге прямые линии или замкнутые круги, в тот момент они еще зрительно не контролируют свою руку. Позднее, включается зрительный контроль, когда обучающийся что-то рисует или пишет карандашом печатные буквы. Активное развитие руки и глаза обучающихся начинается во время занятий лепкой, конструированием, изготовлением подделок из бумаги. Эти занятия вызывают у обучающихся большой интерес, а также подготавливают руку и глаза к письму – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.
Формирование графомоторных навыков у обучающихся с речевыми нарушениями осуществляется со специфическими трудностями, которые связаны с отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют овладение графомоторными навыками обучающихся с речевыми нарушениями.
1. Агаркова, Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников : учеб.-метод. пособие / Н. Г. Агаркова. – М. : Начальная школа. – 2009. – №4. – С. 15-17.
2. Агаркова, Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников / Н. Г. Агаркова. – М. : Просвещение, 1987. – 129 с.
3. Агаркова, Н. Г. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина : книга для учителя / Н. Г. Агаркова, Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман. – М. : Просвещение, 1993. – 318 с.
4. Аксенова, А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. – М. : Владос, 2002. – 106 с.
5. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 494 с.
6. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Академия, 2002. – 207 с.
7. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов : учебное пособие / Н. Н. Волоскова. – М. : Московкий психолого-социальный инст., 2005. – 199 с.
8. Головина, Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1990. – 120 с.
9. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
10. Диагностика школьной дезадаптации: Для шк. психологов и учителей нач. классов системы компенсирующего обучения / Под ред. Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина и др. – М.: Ред.-изд. Центр Консорциума «Социал. здоровье России», 1995. – 126 с.
11. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. – М., 1998. – 94 с.
12. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. – М. : Просвещение, 1988. – 228 с.
13. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений / А. Г. Зикеев. – М. : Академия, 2002. – 174 с.
14. Кинаш, Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида / Е. А. Кинаш // Дефектология. – 2007. – №6. – С. 60-66.
15. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 193 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб. : ИД «М и М», 1997. – 210 с.
17. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. – СПб. : КАРО, 2006. – 144 с.
18. Лурия, А. Р. Мозг человека психические процессы / А. Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1970. – 495 с.
19. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2002. – 304 с.
20. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2000. – 431 с.
21. Мальцева, Е. В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте / Е. В. Мальцева // Дефектология. – 2005. – №2. – С. 60-64.
22. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова. – М. : 2006 – С. 33-34.
23. Обследование чтения и письма у младших школьников : учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов / Н. Н. Баль, И. А. Захарченя. – Минск : Ураджай, 2005. – 289 с.
24. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
25. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 60-64.
26. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е. Н. Российская. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 230 с.
27. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников : учебное пособие / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 282 с.
28. Сальникова, Т. П. Методика обучения грамоте / Т. П. Сальникова. – М. : Воронеж, 1996. – 280 с.
29. Скиотис, Е. И. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с задержкой психического развития / Е. И. Скиотис // Дефектология. – 2006. – № 6. – С. 24-27.
30. Соколова Е. В. Тренируем пальчики / Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская. – Ярославль, 2008. – 120 с.
31. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др. – М. : 2001–312 с.
32. Удилова, И. В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР // Дефектология. – 2005. – №4. – М. : 2005. – С. 88-89.
33. Ястребова, А.В., Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М., 2006. – 129 с.