ВВЕДЕНИЕ
Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает огромное место в жизни человека. В детском возрасте игра – основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Игры, связанные со спортом, основывающиеся на соревновании, выделились в отдельную группу – спортивные игры, или игровые виды спорта.
Актуальность исследования в рамках курсовой работы определяется тем, что спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они представляют собой эффективное средство физического воспитания в широком возрастном диапазоне.
Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов.
Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.
Работа базировалась на трудах: Н.Я. Петрова, П.В. Половникова, В.И. Дикуль, Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова, В.П. Савина, А.В. Лексакова.
Объектом исследования стала методика игрового метода.
Предметом исследования – особенности игрового метода в системе физического воспитания.
Цель курсовой работы – изучить особенности проведения спортивных игр в системе физического воспитания.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
1.1 Значение игрового метода
На современном этапе развития обществе особое значение приобретает интеллектуальное развитие человека. В экономической, политической, образовательной сферах с каждым днем возрастают требования к работнику, который должен быть способен самостоятельно действовать, принимать ответственные решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим возникает необходимость развития потребности с ранних лет жизни в заботе о своем физическом развитии, приобретении знаний в области физической культуры, развитии навыков здорового образа жизни.
Организация воспитания, основанного на таких требованиях, предполагает постоянное совершенствование комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в жизни детей школьного возраста. Это обусловлено тем, что именно в этом возрасте закладываются основы личности человека, формируются социальные установки, навыки, которые устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, появляются предпосылки физического совершенствования [12, с. 23].
В последние годы особое внимание уделяется проблеме повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Успешная реализация данного процесса возможна посредством использования различных средств и методов, приемов и способов физического воспитания, формирования необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Методика применения игрового метода на уроках физической культуры
На уроке физической культуры, особенно в младших классах школы игровой метод физического воспитания применяется преимущественно в форме подвижных игр. Подвижные игры необходимо подбирать такие, которые воспитывают у учащихся высокие морально-волевые качества и укрепляют физическое здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных навыков и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость.
Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая представляет собой непременное условие каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом обусловлено усвоением детьми ее правил.
В процессе игр у учащихся формируются понятие о нормах общественного поведения, воспитываются определенные культурные привычки. Однако, игра приносит пользу только тогда, когда учитель достаточно хорошо ознакомлен с такими аспектами организации игр как:
- педагогические задачи (воспитательная, оздоровительная и образовательная), которые решаются в ходе игры;
- анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся;
- методика проведения игр;
- соблюдение соответствующих санитарных условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Широкое применение на занятиях физической культуры игрового и соревновательного методов обусловлено повышением уровня физической подготовленности и формированием физических способностей, приобретением необходимых двигательных навыков.
Главное условие успешной деятельности учителя физической культуры заключается в уверенном проведении спортивных игр, знании структуры игры, ее техники и тактики. Организованное проведение игры во многом обусловлено усвоением детьми ее правил. Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая представляет собой непременное условие каждой коллективной игры.
Изучив методику преподавания спортивных игр в школе, мы можем отметить, что при использовании игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр в практику учебной работы, а формы игрового метода целесообразно модифицировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий, а также имеющихся условий ее проведения.
Целесообразно применять на уроках физической культуры такие формы игрового метода, как игровые упражнения и задания, подвижные игры, сюжетная организация занятий.
Эффективными являются такие формы занятий, как использование сюжетных полос препятствий (типа круговой тренировки, где на станциях используются различные тренажеры).
В заключении также можно сказать, что становление методики обучения игровым видам спорта в школе начинается уже с первого класса, где мы рекомендуем использование кругового метода тренировки.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин – М.: Академия, 2004. – 287 с.
2. Ашмарин, Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие / Г.А. Ашмарин – М.: Академия,2005. – 287 с.
3. Быков, В.С. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие / В.С. Быков – М.: Академия, 2008. – 174 с.
4. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М., 2004. – 106 с.
5. Гойхман, П.Н. Трофимов, О.Н. Физическая культура в школе / П.Н. Гойхман, О.Н. Трофимов – М.: ФиС, 2004. – 379 с.
6. Гугин, А.А. Уроки физической культуры / А.А. Гугин – М.: Академия, 2004. – 225 с.
7. Демидов, В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. – 2004. – №1 – С. 31-37
8. Казначеева, В.П. Теория и методы физического воспитания / В.П. Казначеева – М.: Академия, 2003. – 270 с.
9. Каюров, В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Каюров – М.: Академия, 2005. – 318 с.
10. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ.культ / Ю.Ф. Курамшин – М.: Академия, 2005 – 305 с.
11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Л.П. Матвеев – М.: Академия, 2005. – 265 с.
12. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Академия, 2006. – 372 с.
13. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 402 с.
14. Романенко, М.И. Физкультура / М.И. Романенко – Киев, 2008. – 260 с.
15. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 230 с.
16. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
17. Спортивные игры: Учебное пособие для вузов, кроме ин-тов ФК. / под ред. Ю.Н. Клещева. – М.: ФиС, 1980. – 143 с.
18. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры. Изд.3-е, перераб., доп. / под ред. Ю.И. Портных. – М.: ФиС, 1984. – 344 с.
19. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для ин-тов физ. культуры. / под ред. Ю.И. Портных. – М.: ФиС, 1986. – 320 с.
20. Филиппов, С.С. Физическое воспитание дошкольников / С.С. Филиппов – М.: Академия, 2005. – 112 с.
21. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Г.Д. Харабуги – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 102 с.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов – М.: Академия, 2003. – 480 с.
23. Янсон, Ю.А. Теория и методы физического воспитания / Ю.А. Янсон – М.: Академия, 2005. – 420 с.