Введение
Глава 1 Понятие политики как науки и искусства
Глава 2 Особенности политики как науки и искусства
Глава 3 Отдельные вопросы политики как науки и искусства
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе развития отечественной юридической науки категория «правовая политика» стала предметом значительного количества юридических исследований и научных дискуссий в силу того, что на протяжении многих десятилетий в зависимости от идеологических установок и научных принципов наполнялась разным смыслом и содержанием [1–5; 6, с. 72].
Причины многозначности понятия правовой политики различны. Так, А. П. Коробова в качестве таковых выделяет множественность подходов к пониманию феномена политики и права, неоднозначное расставление акцентов в сочетании данных категорий, определение правовой политики с точки зрения различных отраслей знаний, использование термина «правовая политика» для обозначения как самой общественной жизни, так и научной дисциплины [7, с. 26–45]. В связи с этим возникает проблема унификации понятийного ряда науки. Унифицировать понятие правовой политики государства — значит не только наполнить его определенной недвусмысленностью, но и решить значимую для любой науки задачу, в нашем случае юридической, обеспечить полноту и системность научного знания о государственно-правовых явлениях. Отечественная юридическая наука имеет богатое наследие в изучении феномена правовой политики, которое актуализируется современными поисками такого понятия.
Термин «правовая политики» вводится в научный оборот во второй половине XIX — начале XX вв., когда отечественная наука, приобретя собственный опыт научного познания права, находилась в поиске новой парадигмы. Догматическая юриспруденция, доминировавшая в XVII–XVIII вв., в XIX столетии уступила свои позиции философскому направлению. Философская рефлексия правового сознания проявлялась в последовательной смене различных школ права: естественно-правовой, исторической юриспруденции, затем социологической юриспруденции, которая к концу периода стала ведущей [8, с. 29].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с политикой как наукой и искусством.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с политикой как наукой и искусством.
Глава 1 Понятие политики как науки и искусства
Профессор В. И. Сергеевич, определяя задачи и методы современной ему науки, впервые указал на необходимость расширения предметного поля научной юриспруденции в силу накопившихся противоречий «между действительностью и идеалистическими построениями естественного права». Решение данной проблемы ученый связывал с введением правовой политики в качестве прикладной, вспомогательной науки [9]. Несколько позже С. А. Муромцев вводит как тождественное правовой политике понятие «политика права», подразумевая новое научное направление в изучении правовой действительности.
Так, в работе «Определение и основное разделение права» ученый указывает на то, что политика права имеет свой предмет, отличный от предмета юриспруденции в целом. Основное ее предназначении заключается в определении того, чем право должно быть, к чему следует стремиться в правовом устройстве и порядке общества. Он раскрывает содержание политики права. Она, по мнению С. А. Муромцева, вырабатывает «критическую оценку целей и приемов, которыми должны руководствоваться гражданский законодатель и судья. На основании ее указаний слагается догма, которая излагает действующие в стране правоопределения в таком виде и по такой системе, которая прямо отвечает требованиям судебной политики» [10, с. 28]. Таким образом автор указывает на сложный характер правовой политики, выделяя в ее структуре как самостоятельные и одновременно связанные между собой компоненты — политику законодательную и судебную политику, отдавая предпочтение последней как средству реализации права, соотнося ее с судебным усмотрением.
В отличие от С. А. Муромцева, профессор Л. И. Петражицкий, в последствии подаривший юриспруденции подход к праву с позиций поведенческой психологии, рассматривает предмет науки правовой политики не как реальный режим законодательной и правоприменительной деятельности с совокупностью средств их осуществления, а как ценностно-нормативную систему — синкретичную совокупность представлений о праве должном, ценностей, идей и устойчивых взглядов на способы их достижения, обращенную к действующему позитивному праву, юридической технике и практике. Л. И. Петражицкий в своих монографиях, опубликованных в Берлине, определяет место правовой политики, выделяя две дисциплины: теорию права как позитивную науку, раскрывающую сущность права, и политику права как науку о праве должном, выделяя в ее содержании учение о правовом идеале (цели права), учение о средствах, ведущих к его достижению и учение о соответствующих правилах мышления, методологии [11; 12].
Глава 2 Особенности политики как науки и искусства
«Индустрия досуга» – это многогранный полисмысловой социокультурный феномен, возникновение и динамика развития которого в большей степени обуславливаются индустриальным/промышленным/ поточным производством различных по формам, контенту и технологиям результатов деятельности/проектов, связанных с удовлетворением спектра потребностей в развлечении, познании, укреплении здоровья, самоактуализации и т.д. в свободное от трудовой занятости/работы время.
Нередко в публикациях присутствует некоторое «расширение» данного понятия – «индустрия досуга и развлечений», что, вероятно, осуществляется для отражения и представления большего когнитивного пространства в таковом.
Различные аспекты индустрии досуга в качестве объекта менеджмента и технологий социально-культурной деятельности представлены в публикациях Е. М. Клюско [1], Н. С. Мельниковой [2], Л. В. Секретовой [3], В.М. Чижикова, В.В. Чижикова [4], Н.В. Шарковской [5], Н. Н. Ярошенко [6–8] и других.
В контексте креативной экономики восприятие индустрии досуга как сферы, ориентированной на создание развлечений и одухотворение публики/реципиентов посредством различных текстов художественных произведений, позволяет утверждать, что она наитеснейшим образом связана с художественной культурой и её квинтэссенцией – артосферой как сферой искусства и её различными видами, а также с процессами управления продюсированием (продакшном и промоушном) арт-проектов, реализацией творческого/креативного потенциала деятелей сферы культуры и искусства – художников, актёров, режиссёров и т.д., с деятельностью «коммерсантов от искусства» – арт-менеджеров, антрепренёров, арт-дилеров, импресарио, продюсеров, промоутеров и т.д.
Вот почему индустрия досуга имеет сегменты пересечения с арт-индустрией как качественно-количественной характеристикой функционирования артосферы в контексте свободной экономики. Это оказывает действенное влияние на бытие деятелей искусства и представителей нетворческих профессий, создающих Текст сферы искусства как сердцевины художественной культуры посредством облачения спектра идей/ смыслов в определённые тексты/информационные ресурсы/культурные формы и т.д. – результаты интеллектуальной/мыслительной деятельности, объекты авторского права и смежных прав.
Глава 3 Отдельные вопросы политики как науки и искусства
Административные функции в отношении большинства международных договоров в области интеллектуальной собственности, в первую очередь Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее — ВОИС), являющаяся с 1974 года специализированным учреждением ООН. В настоящее время членами ВОИС оказываются более 190 государств [18]. Всемирная организация интеллектуальной собственности была учреждена Стокгольмской конвенцией от 14.07.1967 года и вступила в силу 1970 году, согласно положениям которой основными задачами этой международной организации являются:
- содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией;
- разрешение конфликтов;
- выполнение регистрационных действий для договоров, предусматривающих международную регистрацию объектов интеллектуальной собственности;
- обеспечение административного сотрудничества Союзов [18].
Следовательно, деятельность Всемирной организации интеллектуальной собственности нацелена на создание сбалансированной и доступной международной системы, обеспечивающей вознаграждение за творческую деятельность.
Бернская конвенция устанавливает ряд принципов международного авторского права, а именно:
1. Принцип автоматической охраны, предусматривающий, что авторское право не требует выполнения каких-либо формальностей, в частности, регистрации авторского права или разрешения органов государственной власти. Авторское право возникает в момент фиксации произведения на материальной форме или первой публикации.
2. Принцип презумпции авторства, означающий, что автором считается то лицо, чье имя (или псевдоним) указано на обложке произведения или каком-либо материальном носителе, если не доказано иное. Данная конвенция не содержит четкого понятия авторства, поэтому в странах-участниках Бернской конвенции оно может истолковываться по-разному. В зарубежных странах, в частности в США, в качестве автора может выступать юридическое лицо. Таким образом, по общему принципу авторство определяется по законам страны-происхождения.
Заключение
Именно гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина уделяется особое место в механизме их защиты. К ним можно отнести следующие инструменты:
- судебную защиту, право обжалование решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений;
- право на защиту своих прав и свобод в межгосударственных органах, если исчерпаны все имеющиеся средства внутригосударственной защиты.
- есть также механизм Уполномоченного по правам человека; прокурорский надзор [7, с. 77–78];
- одним из важных способов защиты интеллектуальной собственности является самозащита [8, с. 164–165].
От эффективности работы этих механизмов защиты как в целом, так и в отдельности каждого, во многом зависит обеспеченность прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере авторского права.
Исследуя выборку из 10 интернет-ресурсов, Н. Шелудякова приходит к выводу, что большинство интернет-изданий разрешают копировать размещенный контент с обязательной ссылкой на данные произведения: «интернет-ресурсы, как lenta.ru, bfm.ru, inopressa.ru, fontanka.ru, kremlin.ru, kavkaz-uzel.ru, допускают копирование произведений без письменного разрешения, без предварительного согласия — единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник» [14]. Другая группа интернет-медиа придерживается более жесткой позиции, допускающей какое-либо использование своих произведений только на основании письменного соглашения: владельцы сайта lifenews.ru. Аналогичную позицию занимает gazeta.ru. Разница только в том, что издание «разрешает цитирование материалов в объеме не более 30% от оригинального текста и при условии обязательной ссылки» [14].
Между тем, по наблюдению Шелудяковой, интересное замечание содержится в «лицензии» издания bfm.ru, владельцы которого просят учесть, что «учредители ООО «БФМ.Ру», как и их коллеги из таких СМИ, как «Коммерсантъ», «Ведомости», «Интерфакс», РИА «Новости», «Лента.Ру», «Газета.Ру», «Вести» и др., крайне негативно относятся к воровству информации. Воровством в данном случае мы в БФМ считаем ровно две вещи. Во-первых, выдавание чужих текстов за своим путем подмены информации об авторстве. Во-вторых, полнотекстовую ретрансляцию существенных объемов чужого новостного потока (применительно к БФМ — более 10 заметок в сутки) сайтом, отдающим свои материалы на индексацию в поисковики и новостные агрегаторы» [14].
1. Рыбаков, О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории : дис. д-ра юрид. Наук / О.Ю. Рыбаков. – Саратов, 2005. – 356 с.
2. Малько, А. В. Теория правовой политики : монография / А.В. Малько. – М., 2012. – 532 с.
3. Исаков, Н. В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики : дис. … д-ра юрид. Наук / Н.В. Исаков. – Ростов н/Д, 2004. – 313 с.
4. Матузов, Н. И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI в. Правовая политика России: теория и практика : монография / Н. И. Матузов. – М., 2006. – 356 с.
5. Орешкин, С. И. Введение в судебную политику / С.И. Орешкин. – Элиста, 2007. – 356 с.
6. Марченко, М. Н. Правовая политика современной России и региональное правотворчество / М.Н. Марченко // Образование и общество. –2007. –№ 1. – С.22-24.
7. Коробова, А. П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России : дис. канд. юрид. Наук / А.П. Коробова. – Саратов, 2000. – 425 с.
8. Берман, Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман / пер. с англ. 2-е изд. –М., 1998. – 324 с.
9. Сергеевич, В. И. Задача и метод государственных наук: очерки современной политической литературы / В.И. Сергеевич. –М., 1871. – 214 с.
10. Муромцев, С. А. Определение и основное разделение права / С.А. Муромцев. –М., 1879. – 335 с.
11. Leo v. Petražycki. Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten. Vom Standpunkt des positiven Rechts und der Gesetzgebung. Drei civilrechtliclie Abhandlungen. Berlin, 1892. – 321 с.
12. Leo v. Petražicki. Die Lehre vom Einkommen. Vom Standpunkt des gemeinen Civilrechts unter Berücksichtigung des Entwurfs eines bürgenlichen Gesetzbuches für das Deutsche Reich. Bd. 2. Berlin, 1895. – 321 с.
13. Петражицкий, Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. Основы эмоциональной психологии / Л.И. Петражицкий. – 3-е изд. СПб., 1908. – 432 с.
14. Шершеневич, Г. Ф. Революция и гражданское уложение. Право / Г.Ф. Шершеневич. – СПб., 1906. – 3224 с.
15. Чубинский, М. П. Очерки уголовной политики: понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права / М.П. Чубинский. – М., 2008. – 532 с.
16. Гогель, С. К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией / С.К. Гогель. – М., 2009. – 532 с.
17. Кистяковский, Б. А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. – СПб., 1998. – 352 с.
18. Тарановский, Ф. В. Энциклопедия права / Ф.В. Тарановский. – СПб., 2001. – 542 с.
19. Ландау, Г. А. О политике права (к теории прикладных наук) / Г.А. Ландау // Вестникъ права. –Кн. 1. –СПб., 1906. – 111 с.
20. Мельникова, Н. С. История досуга в допетровской Руси : учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность» / Н.С. Мельникова. – Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2016. –107 с.