Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика политического режима и политической культуры
1.1 Понятие и классификация политического режима
1.2 Понятие и типология политической культуры
Глава 2. Специфика политической культуры и политического режима Израиля
2.1 Особенности политической культуры Израиля
2.2 Специфика политического режима Израиля
Заключение
Список использованных источников
Введение
Идентификация того или иного государства на правовой карте мира зачастую затруднена и противоречива, поскольку зависит от многих факторов, определяющих сущность и направленность национального права. В современном сравнительном праве принято выделять две основные отрасли правовых систем – Западное и Восточное право. Первая группа соответствует таким важным основаниям, как римское правовое наследие; влияние христианства; европейская правовая традиция, воплощенная в идеях естественно-правовой доктрины и личностного подхода; автономия личности в обществе.
Вторая группа основана на синкретизме-сочетании нравственных, религиозных и правовых основ в праве, на сакральных учениях и верованиях, требующих жертвенности личности во имя общественных и государственных интересов, воплощает идеи межличностного подхода, приоритета долга и долга. Первоначальные правовые системы государств, смешанные по историческим, религиозным и политическим причинам, не укладываются в рамки этих объединений. Сказанное в полной мере относится и к правовой системе Израиля, государства со сложной и противоречивой историей, а не к неоднозначно оцениваемому современности.
Израильское право отражает компоненты различных правовых традиций, а также правовые институты, процессы и явления как европейского (континентального и общего) права, так и религиозных основ Восточного права. На практике в еврейской и Арабской общинах применяются две системы религиозного права – еврейская и Исламская. Правовая система Израиля вплоть до конца прошлого века характеризовалась частичным сохранением Франко-Османского, английского и императивного права, постепенно заменяя их первоначальным национальным правом. При изучении источников израильского права часто обращаются к анализу его еврейских основ, что естественно, но не в полной мере характеризует современную правовую систему Израиля. Необходимо различать еврейское (еврейское) религиозное право как историческое право еврейского народа и израильское национальное право как систему норм и правил, официально действующих в стране и встроенных в государственный механизм.
Глава 1. Понятие и общая характеристика политического режима и политической культуры
1.1 Понятие и классификация политического режима
Политический режим является ведущим элементом формы государства, определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурой правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитием общественно-политических традиций, преобладающих в обществе политического сознания, поведения, типа легитимности.
Специалисты в области теории государства и права и политологии дают различные определения понятия «политический режим».
Дискуссии по определению понятия «политический режим» по-прежнему актуальны, несмотря на наличие многочисленных работ и исследований на эту тему. Тем более что в разное время термин «политический режим» ученые наполняли различным содержанием. Это связано со сложностью построения концепции, которая рассматривается как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.
Многие ученые (Ю.С. Кожевникова, Н.И. Матузов, А.В.Малько, О.П. Масюкевич и др.) определяют политический режим как систему приемов, методов, форм и способов осуществления политической власти в обществе всеми политическими институтами, включая государственные [1, с. 3].
По мнению Р. В. Енгибаряна, Ю. К. Краснова, политический режим - это способы осуществления политической власти, конечное политическое состояние в обществе, которое формируется в результате взаимодействия и противостояния различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократичностью или антидемократичностью.
А. С. Пиголкин и Ю. А. Дмитриев определяет политический режим как совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.
С. В. Бошно предлагает определить политический режим как систему методов и способов осуществления государственной власти, а также как определенную форму государственной власти.
М. Н. Марченко определяет этот институт как совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, используемых группами, классами или слоями общества, стоящими у власти.
Глава 2. Специфика политической культуры и политического режима Израиля
2.1 Особенности политической культуры Израиля
Израильское общество культурно неоднородно, в основе его лежат еврейская и арабская культуры. После 1948 года еврейское общество стало доминирующим и многокультурным. Евреи возвращались после разгона из многих стран с разными культурами. В Израиле они создали государство иммигрантов, воспитанных в различных культурных условиях. Основатели государства проводили политику уничтожения культурного наследия рассеяния под названием «плавильный котел». Целью этой политики было создание единой израильской культуры.
Арабское население не было вовлечено в политику плавильного котла, хотя предпринимались попытки растворить арабское население в еврейском обществе путем стирания национальной идентификации. Арабское общество Израиля можно рассматривать как общество, проходящее испытание культурой и национальной идентичностью, в котором оно отличается от других групп, составляющих израильское общество. Следует предположить, что исключение арабской культуры из общей израильской культуры является результатом политики плавильного котла, проводимой в отношении еврейского населения государства, однако не следует забывать, что Израиль является многокультурным государством. Западная культурная гегемония против арабской восточной культуры, отсутствие равноправного диалога между двумя культурами только усиливают предположение о том, что Израиль не следует называть обществом культурного взаимодействия, это общество многих культур. Низкий статус арабского языка по сравнению с ивритом, сохранение отношения к арабской общине как отличной от еврейского большинства и второсортной – все это еще больше усиливает данное предположение [8, с. 31].
Израиль – общество культурного взаимодействия или общество многих различных культур культурное взаимодействие-это концепция, основанная на диалоге между различными культурными или этническими общинами. Культурное взаимодействие неоднородно, и культурное разнообразие является альтернативой однородной культуре. В Израиле существование и оценка других культур, главным образом арабской культуры, индексируется исключительно по сравнению с западной культурой еврейского большинства. Поэтому терпимость минимальна, а диалог протекает покровительственно и неискренне.
Заключение
Таким образом, нам представляется, что уникальность и специфичность социальной структуры в государстве Израиль определена рядом особенностей. Во-первых, израильское общество разношерстно и многогранно в виду массовой репатриации из стран исхода с различной ментальностью, традицией, культурой, политическими взглядами членов социума.
Во-вторых, глубокий социальный раскол в исследуемом государстве связан с отношением населения к арабо-израильскому конфликту, особенно если учесть тот факт, что пятая часть населения страны – граждан Израиля – арабы. Также внутренние противостояния на этой почве постоянно подогревались политикой ведущих мировых держав, имеющих свой интерес во влиянии в регионе. Кроме того, возникновение Организации освобождения Палестины и переход арабо-израильского конфликта с внешнего на локальный уровень, провоцировал все больший социальный раскол.
В-третьих, наличие в Израиле столь ярко выраженной партийности, наличие сверхразмерных коалиций, активное участие в политической жизни страны самых различных по своим идеологиям партий указывает на глубокое социальное размежевание в стране.
В-четвертых, отличительной особенностью Израиля по вопросу расслоения общества является не классовая структура, как в большинстве государств, а религиозно-конфессиональный состав. Это подтверждает, прежде всего, представительство в парламенте, основанное не на классовых интересах обществ, а на религиозно-этническом факторе.
В-пятых, сочетая в себе западный и восточный путь развития, основы колониального догосударственного существования, созданный благодаря энтузиазму западных сионистов, Израиль не прошел привычный путь индустриальных государств с ярко выраженными классовыми интересами и «круговоротом элит».
Так, имея уникальную историю становления, постоянную борьбу за свое существование и мировое признание, Государство Израиль с новоиспеченной единой нацией – израильтяне – переживает глубокие внутренние социальные расколы, которые объясняются вышеприведенными особенностями. Несмотря на это, страна научилась выживать в самых различных условиях своего противоречивого общества, максимально удовлетворяя интересы всех категорий граждан, пытаясь примирить самые противоположно поляризованные круги. Нам также очевидна способность руководства страны преодолевать как внешние, так и внутренние проблемы, а также умение сплотить свой народ перед лицом внешнего врага.
1. Марченко, А.Н. Государственный строй и политический режим: к вопросу с соотношения понятий, актуальные инновационные исследования: наука и практика / А.Н. Марченко. – Москва: Ларион, 2010. – №1. – 5 с.
2. Матузов, М.И. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты / М.И. Матузов, А.В. Малько. – Москва: Общественные науки и современность, 1997. – №1. – 66 с.
3. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государств: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – Москва: Амалфея, 2002. – 254 с.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологический выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд. – Москва: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова, А ТЕМП, 2004. – 673 с.
5. Осавелюк, А.М. Форма правления государственный режим: поиск оптимального сочетания / А.М. Осавелюк. –Москва: Вестник РГГУ, 2013. – 97 с.
6. Погодин, А.В. Правореализация и государственный социально-правовой режим / А.В. Погодин. –Казанск: Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки», 2013. – 17 с.
7. Ситников, А.П. Теоретико-методологические подходы к понимаю категории «правовой режим» / А.П. Ситников. –Екатеренбург: Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2009. – 103 с.
8. Бердихин, А.Л. Понятие государственного режима и его место в системе смежных понятий / А.Л. Бердихин. – Москва: История государства и права, ЮРИСТ, 2014. – 42 с.
9. Клямкин, И.М. Какой политический режим возможен сегодня / И.М. Клямкин. – Москва: Политическое исследование ЮРИСТ, 1993. – 31 с.
10. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм: книга / Р. Арон. – Москва: Издательство «Текст», 1993. – 287 с.
11. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский : под ред. В.А. Кучинского. – 2-е изд. – Минск: Акад. МВД, 2014. – 479 с.
12. Мажирина, А.А. Классификация политических режимов / А.А. Мажирина // Право и государство: теория и практика. – 2009. – №12. – С.35-38.
13. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Про¬блемы теории права и государства / Н.В. Протасов. – Москва: ЮРИСТ, 2001. – 63 с.
14. Борискова, И.В. Политико-правовые режимы: понятие и актуальные аспекты / И.В. Борискова // Вестник Воронежского института МВД России – 2008. – №3. – С.12-17.
15. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Курс лекций / Н.М. Марченко. – Москва: Зерцало, 1997. – 476 с.
16. Бердихин, А.Л. Государственный режим и демократия / А.Л. Бердихин. – 2015. –№11. – С. 3-6.
17. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И.Матузов, А.И. Малько. – Москва: Юристъ, 2004. – 121 с.