Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования умений словооизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие о словоизменении существительных, развитие умений словоизменения существительных в онтогенезе
1.2 Особенности умений словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.3 Содержание коррекционной работы по формированию умений словоизменения глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава 2 Практические аспекты формирования словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Методическое обоснование комплекса дидактических игр по формированию умений словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи2.2 Комплекс дидактических игр по формированию умений словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение.
Функция речи является одной из важнейших человеческих функций. В процессе развития языка формируются высшие психические формы когнитивной деятельности и способность мыслить концептуально. Языковая коммуникация создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе [15, с. 25].
Число детей с нарушениями речевого развития постоянно растет. Значительную часть из них составляют дети, которые не контролируют здоровую сторону языка и в то же время обладают полным слухом и интеллектом. Это группа детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
В общей системе коррекционного развития, обучения детей с ОНР особое внимание уделяется развитию словарного запаса.
Знание детьми языка и процесса его формирования играет существенную роль в развитии языковой компетенции, языкового общения и связанной с этим полной адаптации в обществе.
Актуальность исследований. Психологические, лингвистические и психолингвистические исследования подчеркивают важную роль ассимиляции негибких и лингвистических процессов в нормальном развитии детской речи. Показано, что от полного овладения мыслями и словосочетания зависит не только состояние системы лексико–грамматического языка, но и развитие языковой компетентности и языкового общения ребенка в целом.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общей неразвитости языка (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаев, Г.А. Каче, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуифер, А.В. Ястребова и др.) указали на отсутствие у этих детей способности к формированию новых форм. Анализируя языковое состояние детей с общим недоразвитием речи, исследователи обнаружили, что грамматическая структура языка уже в дошкольном возрасте недостаточно развита (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.).
Дети с ОНР испытывают трудности в освоении морфологии и синтаксиса, что проявляется в стойкой грамматике устного языка. Недостаточно изучен вопрос об особенностях изменения слова и формирования слова у детей дошкольного возраста с общим отставанием в развитии языка, что подтверждает актуальность выбранной темы [15, p. 26].
Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической последовательности имеют большое значение для развития когнитивной деятельности ребенка.
Глава 1 Теоретические основы формирования умений словооизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие о словоизменении существительных, развитие умений словоизменения существительных в онтогенезе.
Зарубежная и отечественная лингвистика и психолингвистика уже давно проявляют постоянный интерес к процессам изменения слова (словоизменение) и его формирования (словообразование). Современный научный мир рассматривает их как систему специальных процедур для производства новых словесных единиц и является неотъемлемой частью общей языковой компетенции.
Большой интерес к проблеме формирования слова и словосочетания у нормально развивающихся детей начался на рубеже 19 и 20 веков. Почти все исследователи, изучавшие детскую речь в разное время, заметили его удивительные свойства, которые наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте. Это, прежде всего, особое внимание, чуткость детей к языку других и удивительная способность создавать новые оригинальные имена, отличающиеся от образцов взрослого языка.
В настоящее время возрастает потребность в начальном образовании, актуализируется ряд психолого–педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе оказывают значительное влияние на его готовность посещать школу.
Ребенок не рождается с сформированной речью. Обучение речи – это сложный, многоуровневый умственный процесс. Язык начинает появляться, когда аппарат для мозга, слуха, речи (артикулятора) достигает определенной стадии развития. Для того чтобы ребенок овладел языком фраз и правильно его развивал, необходимо наличие языковой среды. Однако этого недостаточно. Ребенок должен иметь необходимость использовать язык как основной способ общения с родственниками и сверстниками [13, с. 68].
В русской грамматике, по мнению И.Г. Милославского, принято считать, что «смена слова» – это формирование парадигмы для каждого слова (за исключением слов неизменяемой части языка), т.е. всех его словесных форм и всех его аналитических форм [8].
Формы изменения слова являются гибкими для случаев и спряжений, т.е. изменение глагола на лицах, временами и с наклонами, иными словами, формы слов как составных частей предложения.
В.Н. Ярцев отмечает, что идентичность слова (лексемы) не нарушается при изменении слова (т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах), в отличие от процесса формирования слова, когда другие слова образуются отличными от слова [14].
Глава 2 Практические аспекты формирования словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Методическое обоснование комплекса дидактических игр по формированию умений словоизменения существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности [12, с.49].
Игра является одной из форм проявления активности личности. Суть игры заключается в непродуктивной условной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на реконструкцию и усвоение общественного опыта, в котором формируется и совершенствуется управление поведением [12, с. 50].
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, поскольку игра позволяет каждому ребенку почувствовать себя субъектом, показать и развить свою личность. Дидактическая игра, как своеобразная игра для детей дошкольного возраста, долгое время занимала основное место среди методов работы воспитателя детского сада в воспитании и воспитании детей в возрасте от 3 до 8 лет. В своих работах А. К. Бондаренко отмечает, что дидактическая игра является сложным педагогическим проявлением, которое воспринимается не только как способ работы, но и как форма ведения образовательного процесса в дошкольном учреждении [10].
Дидактические игры – это тип игр с правилами, специально разработанными педагогической школой для обучения и воспитания детей. Дидактическая игра – это многогранный, сложный педагогический феномен: это также игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения и самостоятельная игровая деятельность, а также средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра (обучающая игра) – это вид деятельности, в котором учатся дети. Дидактическая игра, как и любая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, в котором участвуют дети: она может быть индивидуальной или коллективной [14, с. 52].
Требования к организации дидактической игры:
учитель обладает определенными знаниями и навыками в отношении дидактических игр; – выразительность игры;
необходимость включения учителя в игру;
оптимальное сочетание развлечений и обучения;
средства и методы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
видимость, используемая в дидактической игре, должна быть простой, доступной и емкой.
Заключение.
Изучение психолого–педагогической литературы по теме курсовой работы показало, что словоизменение – это, с одной стороны, особый способ развития словаря, одного из основных средств пополнения словарного запаса языка, а с другой стороны, он является неотъемлемой частью морфологической системы языка.
Проблема формирования и развития словоизменения актуальна и значительна в настоящее время, поскольку ее уровень определяет дальнейшее образование детей в школе.
Анализ психолого–педагогической литературы показал, что большое количество исследователей обращают внимание на тему «словоизменение». Многие работы основаны на необходимости совершенствования традиционной коррекционной работы, а также поиска новых, эффективных, научно обоснованных способов развития словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Арушанова, А. Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г Арушанова – М.: Владос, 2005. – 296 с.
2. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление общего недоразвития речи у дошкольников. М. –1990. – 356 c.
3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
4. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А Земская – М.: Просвещение 2005. – 460 с.
5. Зернова, Г. Р, Зимина, Л. П Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 249 c..
6. Кроткова, А. В., Дроздова, Е. Н. Особенности формирования лексико– грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – 2004, – № 1. – 78 с.
7. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.
8. Нищева, Н. Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н. Г Нищева – М.: Владос, 2006. – 576 с.
9. Серебрякова Н. В., Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд–во «СОЮЗ», 2001. – 346 c.
10. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М: Мозаика–Синтез, 2005. – 96 с.
11. Современный русский язык. Словообразование / Е. А Земская – М.: Академия 2007. – 589 с.
12. Сорокина, А. Дидактические игры в детском саду / А. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 103с.
13. Ткаченко Т. А. Формирование лексико–грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – 3–е издание, переработ., М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011. –237 c.
14. Тюрикова, И. П Дидактические игры и развитие речи / И. П. Тюрикова / Дошкольное воспитание. – 1988 – №4. – 83 с.
15. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова – М.: Академия, 2001. – 240 с.
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.1989. – 349 c.
17. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой, Л. С. Селиверстова В.И. / Л.С. Волкова, В. И. Селиверстов – М.: Просвещение 2007. – 656 с.