Введение
Глава 1 Теоретические аспекты использования игры для развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Развитие связной речи в онотогенезе
1.2 Особенности связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Возможности использования игры для развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе
2.1 Цель и организация экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Комплекс игр для развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразными формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы.
Связная речь у младших школьников может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствия речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У младших школьников с тяжелыми нарушениями речи отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста.
Чтобы достигнуть эффективных результатов, необходимо использовать нетрадиционный метод работы с детьми младшего школьного возраста по развитию связной речи – игра. Игра является наиболее доступным и интересным способом для ребенка не только выразить эмоции и впечатления, но и способствовать развитию речи. Игровая деятельность является одним из эффективных средств совершенствования монологов, овладения выразительностью речи. Проблема развития речи у детей младшего школьного возраста актуальна тем, что качество этого психического процесса может обеспечить профилактику возможных трудностей в усвоении необходимой информации. Все вышесказанное определило выбор темы «Особенности развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи посредством игры на уроках».
Глава 1. Теоретические аспекты использования игры для развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
1.1 Развитие связной речи в онотогенезе.
Язык представляет собой систему знаков необходимых для процесса реализации общения между людьми [15, с. 407].
Под понятием «онтогенез речи» обычно подразумевают весь процесс формирования человеческой речи, начиная от первых речевых актов до того момента, когда человек уже способен без проблем пользоваться языком, как орудием общения и мышления. Иными словами, онтогенез –это динамический процесс развития речи ребенка с использованием в ней высказываний разной структуры.
В возрасте от 1 до 6 лет дети лучше всего улавливают все происходящие вокруг процессы и это оптимальный возраст для развития психических процессов [13, с. 30].
Характеристика и сущность связной речи и ее особенностей рассматривается в современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе.
В современной лингвистической литературе для описания связной речи используется термин «текст». По мнению И.Р. Гальперина, текст представляет собой произведение речетворческого процесса, которое обладает такими свойствами как:
завершенность;
целенаправленность и интеграция;
тематическое единство;
наличие заголовка, особых сверхфразовых единств;
лексическая, грамматическая, логическая, стилистическая связи [7, с. 4].
В качестве основных категориальных признаков текста выступают смысловая цельность (целостность) и связность. Не менее важными категориями текста являются информативность, последовательность, ретроспекция, завершенность (И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева).
Цельность проявляется в содержании (тематическое единство), в функциях (стилистическое единство) и в форме (структурное единство).
Связность определяется как структурная целостность, то есть внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. Так, связность устанавливается на четырех уровнях: интонационно-ритмическом, формально-грамматическом, семантическом, коммуникативном. Это означает, что связность выполняет функция обеспечения интонационных, семантических, лексических, грамматических средств, образующих органическое единство [10, с. 94].
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в III классе.
2.1 Цель и организация экспериментального исследования.
В практической части нашего исследования приняли участие учащиеся 3 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности связной речи в младших школьников с ТНР.
Базой исследования является Государственное учреждение образования «Средняя школа №7 г. Волковыска», а также Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г. Волковыска».
Экспериментальное исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) анализ литературы по проблеме исследования, формирование выборки исследования, подбор диагностических методик исследования, описание критериев оценок по методикам исследования;
2) проведение диагностического исследования связной речи у младших школьников с ТНР и младших школьников без речевых нарушений;
3) проведение обработки и интерпретации полученных данных, количественного и качественного анализа, проведение сравнительного анализа результатов экспериментальной и контрольной группы.
В исследовании приняли участие 9 учащихся 3-х классов в возрасте от 8 до 9 лет (3 ребенка из Государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Волковыска»; 6 детей из Государственного учреждения образования «Средняя школа №7 г. Волковыска»).
Согласно логопедической и медицинской документации, все дети с ТНР имеют нормальный интеллект, полноценный слух.
Для проведения исследования мы использовали следующие методики:
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
2. Методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой, которая состоит из двух заданий:
1) составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок;
2) пересказ прослушанного текста.
Рассмотрим подробнее сущность вышеуказанных методик.
1. Методика балльной оценки В.П. Глухова.
В целях исследования связной речи у младших школьников можно использовать задания, которые включают пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Заключение.
Связная речь представляет собой развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы.
Развитие связной речи у младших школьников может затрудняться в связи с нарушением у них речи. Речевое недоразвитие может быть представлено от отсутствия общеупотребительной речи и частичного отсутствие речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. У младших школьников с ТНР отмечена недостаточность словообразовательных процессов, особенно касающихся качественных и относительных прилагательных, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, связной речи. При составлении высказываний младшие школьники с Тяжелыми нарушениями речи совершают смысловые ошибки, пропускают фрагменты текста, что нарушает его связность текста. Также младшие школьники с ТНР испытывают затруднения детей уже на уровне планирования содержания рассказа.
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М: Просвещение, 1991. – 127 с.
2. Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Баряева, Л.Б., Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина. – СПб: Питер, 2014. – 386 с.
5. Бикуньска, Э. А. Нарушения речи у детей, связанные с поражением экстрпирамидной системы / Э. А. Бикуньска // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 3-11.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
7. Джандар, Б. М. Текст как основа для формирования устной связной речи / Б. Джандар // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 2-6.
8. Емец, Е. В. Особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е. В. Емец // Специальное образование. – 2017. – № 2. – С. 40-42.
9. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. – М.: Моск. психолого-соц. институт, 2001. – 194 с.
10. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2009. – 389 с.
11. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Российское пед. агентство, 1997. – 318 с.
12. Кондакова, М. В. Из опыта исследования речевых нарушений у детей младшего школьного возраста / М.В. Кондакова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 7. – С. 29-30.
13. Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.
14. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169-172.
15. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
16. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие / М.Д. Маханева. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 364 с.
17. Маяцкая, Н. К. Особенности формирования связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи / Н. К. Маяцкая, Д. С. Калмыкова // Вестник Молодого ученого. – 2017. – № 2. – С. 1-15.
18. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2006. – 126 с.
19. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Д. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2010. – 430 с.
20. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин : монография / М. Н. Русецкая. – СПб. : КАРО, 2007. – 192 с.
21. Сапожников, Я. М. Нарушения речи у детей / Я. М. Сапожникова, Е. Л. Черкасова // Педиатрия. – 2013. – № 4. – С. 82-88.
22. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
23. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 159 c.
24. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
25. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45-49.
26. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
27. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : в 2 ч. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : «Альфа», 1993. – 287 с.
28. Яковлева, Т. М. К проблеме развития саморегуляции в процессе решения познавательных задач у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи / Т. М. Яковлева // Материалы научн. конф. «Ломоносов 2016». – М., 2016. – С. 1-3.