Политическая культура является неотъемлемой составляющей жизни любого общества. Вовлечение социальных групп, общностей и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация этих интересов определяется наличием у индивидов и групп тех знаний и навыков, в которых выражено их отношение к государственной власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти навыки и обычаи усваиваются людьми благодаря господствующей в обществе политической культуре. Другими словами ценностно-нормативной системы, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в обществе в виде общераспространённых и общепринятых поведенческих, политических установок, ценностей и идеалов. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Объект исследования: политическая культура – как часть общей культуры и наследия, а предмет – особенности политической культуры Италии.
Цель работы: охарактеризовать политическую культуру Италии. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть определение понятия «политическая культура» в научной литературе.
2. Выявить основные аспекты истории политической культуры Италии.
3. Установить особенности современного состояния политической культуры в Италии.
Важным аспектом является новизна исследования, которая характеризуется систематизацией информации о политической культуре Италии.
Глава 1 Определение понятия «политическая культура» в научной литературе
Понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в середине XX века американскими политологами X. Файнером при изучении систем правления европейских государств и Г. Алмондом, который первым предложил научную концепцию политической культуры [2].
В настоящее время понятие «политическая культура» в политической науке используется в различных смыслах и значениях, что обусловлено как сложностью проявления культуры в политике, так и разным пониманием культуры.
В современной учебной и справочной литературе понятие «политическая культура» определяется как:
1. Система политических представлений.
2. Система политических ценностей, влияющих на политическое поведение.
3. Показатель уровня развития политических отношений.
4. Духовный код (мета- программа) политической деятельности [18].
Наиболее распространенными в настоящее время являются следующие определения. Политическая культура – это:
1. Совокупность типичных для конкретного общества форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.
2. Уровень, характер и содержание политических знаний и навыков граждан, влияющих на их политическое поведение и участие в общественно-политической жизни.
3. Совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
4. Совокупность наиболее устойчивых форм, «духовных кодов» политического поведения, свидетельствующих о степени усвоения общепризнанных норм и традиций государственной жизни [3].
Глава 2 История политической культуры Италии
Политическая культура современной Италии, так же как и других стран, имеет глубокие исторические корни.
В общественно-политической и социокультурной системе Италии сохранились, передаваемые из одной эпохи в другую, устойчивые стереотипы, начиная с Древнего Рима, Средневековья, Ренессанса. Они сыграли важную роль в формировании основных характеристик политической культуры итальянцев. Этот слой культурных слоев не был однородным. Характерной чертой исторического развития Италии было многообразие культурных и политических форм, традиций и путей развития отдельных городов и государств Апеннинского полуострова. Каждый из них имел свою культурную самобытность и до объединения развивался по-своему, образуя пеструю мозаику из местных историй [10].
Одной из основных черт политической культуры итальянского общества является его дуализм – существование кардинальных различий между политическими культурами северной и южной Италии. Одним из главных исследователей этого явления считается американский политолог Р. Патнэм. Дуализм политической культуры Италии обусловлен природно-историческими условиями развития государств Апеннинского полуострова. Таким образом, именно в период до Рисорджименто – национально-освободительного движения итальянского народа против иностранного господства за объединение раздробленной Италии – были сформированы и консолидированы политические культуры современных регионов Италии со всеми их традициями, ориентациями и противоречиями. Границы определяются исследователями по-разному, но он начался в начале XIX века и закончился в 1870 году, когда Рим был присоединен к Итальянскому королевству, а в 1871 году стал столицей вновь объединенного государства. До этого Италия веками была раздроблена на множество государств, которые воевали друг с другом. Эти государства имели различную политическую устройство: одни были монархиями, а другие республиками с демократическим или аристократическим режимом. При этом на севере Апеннинского полуострова в основном располагались государства с республиканским устройством (Республика Флоренция, Венецианская республика, Республика Генуя и др.), а значительную часть юга современной Италии с XII по XIX век занимало Неаполитанское Королевство и Королевство Сицилия, в центре же располагалась Папская область с её абсолютной теократической монархией [16].
Глава 3 Современное состояние политической культуры в Италии
В послевоенный период начинается развитие современного этапа в развитии политической культуры Италии. Итальянское общество вышло из войны и Сопротивления, разделенное на классовые противоречия, политические ориентации, с разным отношением к религии, разным видением будущей Италии. Эти противоречия иногда достигали очень большой остроты, что выражалось в экстремизме участников Сопротивления и его противников, в столкновениях между католиками и атеистами, в борьбе за референдум: монархия или республика и т.д. За этот период сложные, противоречивые и иногда очень болезненные процессы, которые обязательно сопровождают распад предыдущих социальных форм, переход от тоталитарной системы к демократической, многопартийной системе, к открытому гражданскому обществу со свободой мнений, свободой прессы и другими демократическими свободами и ценности.
Важной особенностью послевоенной Италии было то, что, несмотря на все самые острые противоречия и конфликты, у нее была одна общая цель –
залечить раны войны и поражения, воссоздать новую Италию. Каждый социальный слой, каждый член общества, преследуя свои собственные цели, способствовали решению этой общенациональной сверхзадачи. В результате был сохранен гражданский мир, иногда балансирующий на краю пропасти, и ради этого были найдены компромиссы, выработана общая линия, для всех антифашистских партий была единая политическая воля [10].
В Италии стали появляться новые формы политического мышления, основанные главным образом на коллективном опыте страданий военных лет, которые способствовали разрушению фашистской идеологии, которая препятствовала подлинному единству народа.
В чрезвычайно сложном и противоречивом балансе результатов Сопротивления его главным достижением было то, что политика как сфера лидерства в обществе и государстве перестала быть исключительно прерогативой привилегированных групп, элит и олигархий и стала объектом борьбы и демократическая борьба между различными силами, в том числе широкими массами трудящихся, со своими партиями, организациями, объединениями. Массы «управляемых», сыгравших пассивную, пассивную роль при фашизме, в новой демократической системе должны были быть введены в ту или иную форму управления властью.