Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса формирования устных вычислительных навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.1 Особенности развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Роль устных вычислений в формировании вычислительных навыков младших школьников
1.3 Особенности развития мыслительных процессов при изучении математики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Экспериментальное изучение процесса формирования устных вычислительных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.1 Выявление уровня сформированности устных вычислительных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Разработка рекомендаций по формированию устных вычислительных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Библиографический список
Список использованных источников
Приложение А
Введение.
Актуальность исследования. Быстрый подсчет, иногда на ходу, – это требование времени. Цифры повсюду вокруг нас. А выполнение арифметических операций над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что мы не можем обойтись без расчетов, как в повседневной жизни, так и в школе. В ряде исследований, проведенных учеными в школах, было замечено, что младшие школьники испытывают трудности с устными вычислениями, особенно это касается учащихся с тяжелыми нарушениями речи. И все знают, что в будущем школьный курс, ни один пример, ни одна задача по математике, физике, химии и т.д. не может быть решена без навыков элементарной методики расчета. Совершенствование вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, внимания, памяти, помогает младшим школьникам в полной мере освоить предметы физико-математического цикла, которые в современных условиях, несмотря на использование информационных технологий, сохраняют актуальность вычислительных навыков. Вычислительное мастерство – это высокая степень владения вычислительными методами. Приобретение вычислительных навыков означает знание того, какие операции необходимо выполнить и в каком порядке найти результат арифметического действия в каждом конкретном случае. Вычислительные навыки развиваются на всех этапах курса математики в начальной школе. В этот период учащиеся учатся осознанно применять законы математики. Качество вычислительных навыков определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому от четкости сформулированного правила и понимания принципа его применения зависит степень овладения вычислительными навыками. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно овладеть некоторыми навыками, чтобы довести это умение до совершенства. Применение рациональных методов в процессе подсчета необходимо, это облегчит и ускорит процесс личностного развития младших учеников.
Дефектологами установлено, что школьники с тяжелыми нарушениями речи без особого корректирующего воздействия не смогут усвоить материал программы общеобразовательной школы в достаточном объеме. Это объясняется не только неполной сформированностью у них функций к вычислительным операциям, но и специфичными вторичными отклонениями, касающихся психического развития личности.
Глава 1 Теоретические аспекты процесса формирования устных вычислительных навыков у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
1.1 Особенности развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Тяжелые нарушения речи по-разному, но обязательно отражаются на психической деятельности человека, которая проявляется в нарушении когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, межличностных отношений. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.
В зависимости от того, кто из анализаторов является лидером, существуют зрительные, слуховые, тактильные и другие виды восприятия, нарушение которых имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства. Таким образом, нарушение функции речевого анализатора в ринолалии отрицательно сказывается на слуховом восприятии фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, которые, наряду с другими факторами, влияют на формирование других компонентов речи, приводящие к ТНР [14, с. 103].
Несформированность фонематической системы языка, ОНР – основные препятствия в овладении грамотным чтением и письмом. Нарушение слухового восприятия при дизартрии характеризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и снижения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.
Более тщательное изучение выявляет во многих из них диффузию фонематических идей, расплывчатость слухового восприятия, слабую ориентацию в звучании и слоговом составе слова, что приводит к отсутствию восприятия преобразованной речи, замедлению и сложности в понимании грамматических форм и развернутого текста. Часто из-за размытости фонематического восприятия дети улавливают лишь некоторые элементы фразы и не могут связать их в единую семантическую структуру. Это ограничение понимания является вторичным проявлением основного нарушения – неспособности развивать собственную речь [18, с. 165].
Глава 2 Экспериментальное изучение процесса формирования устных вычислительных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
2.1 Выявление уровня сформированности устных вычислительных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников с ТНР осуществлялась в рамках этапа эксперимента. Основной целью данного этапа явилось определение уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников с ТНР.
Задачи исследования:
установить уровень сформированности устных вычислительных навыков у младших школьников с ТНР;
провести анализ полученных результатов исследования, сделать выводы;
на основании полученных экспериментальных данных разработать рекомендации по формированию 3устных вычислительных навыков у младших школьников с ТНР.
База исследования: ГУО «Ленинская Средняя школа» Жабинковский район, Брестская область.
Выборка: в исследовании приняло участие 25 человек – учащиеся 2 классов.
Экспериментальное исследование включало в себя несколько этапов:
выявление уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников с ТНР;
анализ и обобщение полученных результатов эксперимента;
разработка рекомендаций по формированию устных вычислительных навыков у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
На первоначальном этапе исследовательской работы были выделены критерии сформированности вычислительных навыков младших школьников с ТНР:
Правильность – результат определенного действия должен соответствовать цели выполнения. Если цель, к примеру, нахождение суммы двух чисел, то если ученик верно находит эту сумму, то данный критерий выполнен по отношению к определенному навыку.
Заключение.
Тяжёлые нарушения речи по-разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально-волевой сферы личности, межличностных отношений. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при сенсорной алалии. Отставание в развитии зрительного восприятия, зрительных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений. У некоторых детей с ТНР наблюдаются недоразвитие временных представлений, нарушение их вербализации. Существенным сопутствующим признаком при ТНР является нарушение памяти. В целом по сравнению с нормально говорящими у детей с ТНР снижен объём всех видов памяти. Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем произвольного внимания и т.д. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Устный счет способствует формированию общеобразовательных навыков у учащихся начальной школы. На уроках необходимо использовать различные виды упражнений для устных вычислений, систематически проверять навыки устных вычислений школьников. Основной целью устных упражнений является развитие у младших школьников твердых сформированных навыков. Дополнительной целью таких упражнений является овладение теоретическими знаниями по арифметике, ее свойствам, равенству, неравенству и т.д. Приобретение устных вычислительных навыков имеет большое образовательное, образовательное и практическое значение. Они помогают осваивать многие вопросы арифметической теории (свойства действий, связь между результатами и компонентами действий, изменение результатов действий в зависимости от изменения одной из составляющих и т.д.). Устные вычислительные навыки помогают лучше усваивать вычислительные техники, поскольку последние включают в себя элементы устных вычислений. Практическая ценность заключается в том, что скорость и корректность расчетов необходима в жизни, особенно в тех случаях, когда невозможно выполнить действия в письменном виде: при покупке, продаже и т.д. Устные вычисления способствуют развитию мышления младших школьников, изобретательности, математического зрения и наблюдения.
1. Алышева, Т. В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы / Т. В. Алтышева // Дефектология. – 2002. – № 4. – 256 с.
2. Антропов, А. П. Методика и технология обучения математике школьников с недоразвитием интеллекта / А. П. Антропов. – СПб., 2001. – 254 с.
3. Аргинская, И. И. Начальная школа / И. И. Аргинская // Особенности обучения младших школьников математике. Методические основы личностно ориентированной системы обучения, направленной на общее развитие школьника. – 2005. – №18. – 214 с.
4. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в нач. классах / М. А. Бантова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 265 с.
5. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) / Л. Б. Баряева. – СПб., 2002. – 287 с.
6. Василевская, В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ / В. Я. Василевская. – М., 2010. – 354 с.
7. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. – М., 2011. – 190 с.
8. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. – Москва, 2007. – 276 с.
9. Горскин, Б. Б. Система и методика изучения нумерации многозначных чисел во вспомогательной школе / Б. Б. Горскин // Дефектология. – 2004. – №4. – 255 с.
10. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 2006. – 254 с.
11. Данелич, М. Е. Вычислительная техника как средство обучения приёмам вычислений / М. Е. Данелич // Начальная школа. – 2002. – №1. – С. 47.
12. Демидова, Т. Е. Содержательная линия «Занимательные и нестандартные задачи» в учебниках «Моя математика» / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. Г. Рубин // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №9 – С.15.
13. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. – М. : Соц.-полит. журн., 2004. – 96 с.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Заррамная. – М. : Просвещение, 2009. – 145 с.
15. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений / А. Г. Зикеев. – 3-е изд., испр. – М. : Акад., 2007. – 198 с.
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 298 с.
17. Ивашова, О. А. Применение исследовательских заданий в занимательной форме для становления вычислительной культуры у младших школьников / О. А. Ивашова // Начальная школа. – 2009. – № 8. – C. 19-25
18. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н. Б. Истомина. – МА., 2000. – 210 с.
19. Лавлинская, Е. Ю. Методика формирования вычислительного навыка по системе общего развития Л. В. Занкова / Е. Ю. Лавлинская. – В. : Панорама, 2006. – 265 с.
20. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2001. – 160 с.
21. Мельникова, Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся / Н. А. Мельникова // Математика в школе. – 2001. – №18. – С.54.
22. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах / Н. А. Менчинская, М. И. Мороз. – М. : Просвещение, 2005. – 341 с.
23. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефект. факультетов педвузов / М. Н. Перова. – 4-е изд., перераб. – М. : Владос, 2001. – 231 с.
24. Пузанова, Б. П. Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П. Пузанова. – М., 2003. – 260 с.
25. Рыдзе, О. А. Развитие самостоятельности ученика на уроке математики / О. А. Рыдзе // Начальная школа: журнал. – 2016. – №11. – С. 41-48.
26. Селькина, Л. В. Методический аспект реализации деятельностного подхода на уроке математики / Л. В. Селькина, М. А. Худякова // Начальная школа: журнал . – 2016 . – №6 . – С. 20-29.
27. Стойлова, А. П. Основы начального курса математики / А. П. Стойлова, А. М. Пышкало. – М. : Просвещение, 2004. – 326 с.
28. Томме, Л. Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Л. Е. Томме. – М., 2009. – 186 с.
29. Шилова, Е. С. Математика / Е. С. Шилова, И. В. Шеститко. – Минск: Нар. асвета, 2010. – Ч. 2. – 134 с.
30. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2006. – 176 с.