Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса формирования умения пересказывать текст у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Сущность понятия связная речь и ее развитие в онтогенезе
1.2 Теоретические предпосылки развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогические особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме развития умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Методы изучения умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Система работы по формированию умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Актуальность. Одной из основных задач образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие речи, речевой коммуникации. Владение родным языком это не только умение составить правильное предложение. Ребенок должен научиться говорить: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-либо событии, явлении, последовательности событий. Такая история должна состоять из нескольких предложений и характеризовать существенные аспекты и свойства описываемого предмета, события в истории должны быть организованы последовательно и логически связаны друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связанная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Он носит характер систематического последовательного и подробного представления.
При формировании связной речи и обучении пересказу отчетливо выделяется тесная взаимосвязь между умственным и речевым развитием детей, развитием их мышления, восприятия и наблюдения. Для того чтобы что-то рассказать согласованно, старший дошкольник должен иметь четкое понимание объекта истории (предмета, события), уметь анализировать, выбирать основные (для данной ситуации коммуникации) свойства и качество, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между субъектами и явлениями.
Для достижения согласованности речи также необходимо умело использовать интонацию, логический (фразовый) акцент, подбирать слова, подходящие для выражения данной мысли, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для передачи предложений.
У детей старшего дошкольного возраста с нормой развития речи когерентная речь достигает достаточно высокого уровня, пересказ речи производится достаточно просто. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения и всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в области коррекционной педагогики показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них большая категория детей с общим недоразвитием речи, общее отставание в развитии речи.
В случае общего отставания в развитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда дети нарушают формирование всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной. Это объясняет актуальность проблемы устранения недостатков в переобучении детей с общим недоразвитием речи.
Изучением проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста занималось большое количество исследователей: Т.Б. Филичева, М.М. Алексеев, Е.Ю. Климонтович, В.П. Глухов, Н.И. Жинкин, Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, А.А. Катаева и др.
Глава 1 Теоретические аспекты процесса формирования умения пересказывать текст у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.1 Сущность понятия связная речь и ее развитие в онтогенезе.
В научной и методологической литературе соответствующие выступления рассматриваются как подробное изложение смысла, которое включает ряд логических и сопутствующих предложений по коммуникации и взаимопониманию. С.Л. Рубинштейн считает, что связной речью является «адекватность конструкции речи говорящего или писателя с точки зрения ее понятности слушателю или читателю» [18, с. 170]. Исходя из этого, главной характеристикой связной речи является степень ее понятности собеседнику.
Связанная речь – это речь, которая отражает все существенные аспекты ее смысловой, содержательной части. В методологической литературе определение термина «связная речь» используется в следующих значениях:
процесс, деятельность говорящего человека;
конечный результат, продукт деятельности;
название раздела, посвященного развитию речи [4, с. 204].
Связанная речь представляет собой семантически и структурно интегрированное целое, включающее взаимосвязанные и тематически взаимосвязанные завершенные сегменты.
Основной функцией связной речи является коммуникация, которая осуществляется в двух основных формах, монологической и диалогической, каждая из которых имеет свои особенности, определяющие характер способа их формирования. Как правило, в лингвистических формах. В их оппозиции рассматриваются психологические исследования диалога и монологических форм речи. Они отличаются, прежде всего, коммуникативной ориентацией, языковым происхождением и психологической природой [12, с. 154].
Диалоговая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование выступления одного собеседника с последующим выслушиванием другого и последующим выступлением. Важно, чтобы собеседники по диалогу всегда знали, что обсуждается, и не нуждались в доработке своих мыслей и заявлений. Речь во время устного диалога происходит в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой и интонацией. Отсюда и лингвистический дизайн диалога.
Рассмотрим более подробно концепцию монологовой речи. Монологическая речь – это связное и логически построенное высказывание, относительно длинное и не рассчитанное на немедленную реакцию собеседника. Поэтому в данном случае монологическое утверждение содержит более полную формулировку информации и является более детализированным по структуре.
Глава 2 Экспериментальная работа по проблеме развития умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.1 Методы изучения умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью данной курсовой работы является изучить особенности формирования умения пересказывать текст у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитию речи и предложить систему работы по вырабатыванию данного навыка. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследование осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В рамках данного этапа осуществлена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные экспериментальные данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка: в исследовании приняли участие 12 детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста (в возрасте 5-6 лет).
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «»
Для осуществления диагностики умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи использовались следующие диагностические методики и диагностические задания:
1. Пересказ рассказа с использованием наглядного материала.
Цель: выявление умения составлять пересказ опорой на иллюстрацию.
2. Пересказа без использования наглядной опоры (пересказ текста знакомой сказки или короткого рассказа).
Цель: выявить умение ребенка составлять пересказ без использования наглядной опоры.
3. Краткий пересказ.
Цель: выявить возможности детей составлять краткий пересказ текста.
Заключение.
Согласованная монологическая речь неразрывно связана с диалогом в плане формирования речевых навыков у дошкольников. Развитие связной речи напрямую влияет на повышение умственных способностей, способствует развитию социальных контактов. Успешное развитие одной формы речевой коммуникации напрямую влияет на развитие другой. Этот взаимоопределяющий аспект используется в процессе дошкольного образования детей для их полноценного развития.
Дошкольный возраст – это период активного изучения разговорного языка ребенком, формирования и развития всех аспектов речи. Взаимосвязанная речь – это достижения ребенка в овладении родным языком. Развитие связной речи происходит постепенно по мере развития мышления и связано с усложнением деятельности детей и форм общения с окружающими. Развитию связной речи у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание в учреждениях образования. Основная линия развития связной речи заключается в том, что от исключительного доминирования ситуационной речи ребенок переходит к контекстуальной речи. Уровень развития речи зависит от уровня развития коммуникаций детей. Форма речи зависит от того, как собеседник понимает ребенка. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. К старшему дошкольному периоду улучшается монологическая, речь, дети активно участвуют в беседе, достаточно полно и точно отвечают на вопросы.
У детей старшего дошкольного возраста с общим отставанием в развитии можно выделить следующие особенности их связной речи. В разговоре, при составлении сюжета по данной теме, картины, серии тематических картинок, указываются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, отсутствие основных событий, повторение отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, делая сюжет на бесплатную тему с элементами творчества, они используют в основном простые маленькие информативные предложения. Сохраняются трудности с планированием их выступлений и выбором соответствующих языковых инструментов.
Во второй главе работы было проведено экспериментальное исследование умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Исследование осуществлялось поэтапно. На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено экспериментальное исследование умения пересказывать текст у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В рамках данного этапа осуществлена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные экспериментальные данные были подвергнуты интерпретации и анализу.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 680 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2008. – 158 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь – 5-е изд. / Л.С. Выготский – М.: Изд-во «Лабиринт», 2007. – 352 с.
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. – СПб.: Лань., 2003. – 656 с.
6. Глухов, В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи / В.П. Глухов // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. – М., 2003. – С. 39.
7. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. // Дефектология. – 2004. – С.58-62.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
9. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин // Советская педагогика. – 2007. – №6. – С.34-39.
10. Климонтович, Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи / Е.Ю. Климонтович // Школа здоровья. – 2006. – №2. – С. 55-58.
11. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. – 2004. – №2. – 45 с.
12. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
13. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи / Т.А. Ладыженская. – М., 2008. – 75 с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
15. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. – М., 2009. – С. 5-12.
16. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М., 2010. – 319 с.
17. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева // ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2009. – 235 с.
19. Селивестров, В.И. Игры в логопедической работе с детьми. / В.И. Селиверстов // Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
20. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2000. – №10. – С.16.
21. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном-Пресс», 2009. – 80 с.
22. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2008. – 67 с.