Введение
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников
1.1 Теоретические основы экономического воспитания
1.2 Методы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста
1.3 Использование игр в экономическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Игры в экономическом воспитании дошкольников
2.1 Современный уровень экономического образования детей старшего дошкольного возраста
2.2 Система игр по экономическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение.
Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, развитие науки и техники находится на высоком уровне, поэтому целесообразно, чтобы маленькие граждане республики с первых шагов научились ориентироваться в этой ситуации.
Знакомство ребенка с миром экономической реальности является одной из сложных и важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Сегодняшним дошкольникам придется жить в двадцать первом веке – веке сложных социально-экономических отношений. Это потребует от них возможности правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать независимо, творчески и, следовательно, строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно. Вот почему в современной социокультурной ситуации одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики и формированию экономических идей.
На первый взгляд, слова «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместимыми. Но каждый современный человек должен знать основы экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в обществе и грамотно решать свои финансовые проблемы.
Социальная реальность, темп современной жизни требуют нового уровня экономических знаний. В будущем современным детям придется осваивать новые профессии, требующие новых знаний, особой экономической культуры, профессиональных и личных качеств. Экономика как «сфера рационального ведения хозяйства» неотделима от ребенка. В результате возникает вопрос об экономическом образовании современных дошкольников.
Глава 1 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников.
1.1 Теоретические основы экономического воспитания.
Высокое экономическое положение страны – основа стабильности и благополучия простых граждан. Связь между уровнем жизни населения и состоянием общего уровня экономической деятельности государства, связаны, и зависят, как от управления ресурсами, так и от наличия природных и производственных ценностей.
Экономика – это социальная наука, изучающая потребности людей. Она анализирует, как общество использует, тратит ресурсы на свои потребности для обеспечения качества жизни. Назначение экономики включает в себя, как научные исследования, так и практическое применение, направленных на получение материальных благ, и является важнейшей составляющей любого общества.
По определению Аристотеля: экономика – это совокупность потребительских ценностей и искусство делать деньги, богатеть.
Понятие «экономика» обогащалось, дополнялось элементами нового содержания, вследствие этого возникла потребность в широком применении понятия «экономика». Оно уже не ограничивалась домашним хозяйством и хозяйством отдельных единиц, а охватывала экономику всей страны.
Анализ мирового опыта свидетельствует, что современный высокоорганизованный, социально ориентированный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию. Для того чтобы сформировать экономически образованного человека, процесс целесообразного воспитания и образования следует начинать уже в дошкольном возрасте. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях дошкольной образовательной организации формирует тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Глава 2 Игры в экономическом воспитании дошкольников
2.1 Современный уровень экономического образования детей старшего дошкольного возраста
С целью практического изучения уровня сформированности экономического образования и элементарных экономических представлений у старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальные исследования проводились …. В эксперименте приняли участие 24 дошкольника (12 детей были в экспериментальной группе и 12 учащихся в контрольной группе).
На первом этапе исследования был диагностирован уровень экономической культуры и элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста.
Для решения этой проблемы были использованы:
метод беседы с детьми (определение уровня сформированности базовых экономических знаний);
игровые упражнения (выявление уровня базовых экономических навыков, направленных на улучшение производства и труда, умение рационально использовать материальные ценности, рациональное использование оборудования и материалов).
метод наблюдения (определение уровня сформированности экономически значимых личностных качеств, в том числе трудолюбия, дисциплины, ответственности и пр.).
Заключение.
Применительно к детям дошкольного возраста экономическое воспитание можно определить, как целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и качеств личности и достижения экономических благ достойным трудом.
Используя систему методов (наблюдение, беседа, игровые приемы, рассказ и др.) и форм (сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, экскурсия, театрализованные представления, практические занятия и др.) в ДОУ эффективно осуществляется целенаправленная работа по экономическому воспитанию дошкольников.
Экономическая культура выступает составной частью общей культуры. Разные учёные по-разному определяют её сущность, однако, все эти определения сводятся к тому, что под экономической культурой понимают совокупность созданных обществом материальных и духовных благ, особый образ мышления и общения людей, моральных ценностей. Содержание экономической культуры (в краткой формулировке) включает экономические знания и поведенческие стереотипы.
Одним из эффективных средств знакомства детей со сложным миром экономики является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействуют удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. А в дальнейшем разумного, образованного, рачительного, ответственного «хозяина своей страны».
1. Азбука бережливости для дошкольников / [авт.-сост. И. П. Рословцева]. – Мозырь: Содействие, 2008. – 59 с.
2. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности / А.Ф. Аменд, И.А. Сасова. – М. : Просвещение, 1988. – 192 с.
3. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – Москва: ФОРУМ, 2012. – 144 с.
4. Барсукова, Л.С. Основы экономического образования старших дошкольников в интерактивных развивающих играх / Л.С. Барсукова. – М. : Логос, 2007. – 120 с.
5. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики / С.Я, Батышев. – М. : Педагогика, 1981. – 191 с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 240 с.
7. Беляева, Н.Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников / Н.Л. Беляева // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 8. – С. 38-43.
8. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М.И. Богомолова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : материалы научно-практической конференции / под ред. О.В. Дыбиной, О. А. Еник. – Тольятти : ТГУ, 2006. – С. 29-34.
9. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
10. Дыбина, О.В. Мир экономики глазами ребенка : методический материал / О.В. Дыбина. – Тольятти : Азус, 2000. – 70 с.
11. Казакова, Н.В. Мы любим рекламу / Н.В. Казакова // Обруч. – 1999. – №1. – С. 29-30.
12. Калмыковская, М. Как знакомить детей с денежными знаками / М. Калмыковская // Обруч. – 1999. – № 1. – С. 24-26.
13. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей / Л.М. Кларина // Обруч. –1997. – № 4. – С. 5-8.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2000. – 416 с.
15. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников : примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Е.А. Курак. – М. : Сфера, 2002. – 160 с.