Введение
Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников
1.1 Понятие и общая характеристика информационно-коммуникативных технологий
1.2 Сущности и особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3 Роль информационных технологий в эстетическом воспитании младших школьников
Глава 2 Методика эстетического воспитания младших школьников
2.1 Выявление уровня эстетической культуры учащихся 3 класса
2.2 Программа эстетического воспитания учащихся 3 класса средствами информационных технологий
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Процесс обучения, воспитания и развития нового подрастающего поколения происходит в условиях информационно пропитанной среды.
В настоящее время к информационно-коммуникационным технологиям относятся информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, другие разнообразные типы коммуникации. Благодаря всему этому, становится актуальным содержание процесса обучения, осуществляется быстрый обмен информацией между членами процесса образования. Во время этого педагог не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с введением новых технологий он получает сильный стимул для процесса самообразования, профессионального роста и творческого развития личности.
Актуальность работы. Воспитание подрастающего поколения всегда волнует наше общество. Эта вечная проблема особенно остро встает в современное время, так как увеличивается нарастание негативных явлений: бездуховность, низкий уровень физического и духовного здоровья детей и молодежи, снижение общей культуры подрастающего будущего поколения. А поэтому так велик запрос на духовно-нравственную личность. Эстетическое отношение не дано человеку от рождения, а формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства. Успех в такой работе будет зависеть от точно подобранных педагогом и максимально эффективных средств, и способов.
В данной работе актуальным будет исследовать проблему эстетического воспитания школьников младшего возраста с применением информационно-коммуникационных технологий.
Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников.
1.1 Понятие и общая характеристика информационно-коммуникативных технологий.
В настоящее время наблюдается растущее влияние медиа-технологий на людей. Особенно сильно это сказывается на ребенке, который наслаждается просмотром телевизора с большим удовольствием, чем чтением книги. Мощный поток новой информации, реклама, использование компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров привлекают большое внимание к воспитанию детей и их восприятию окружающего мира. Характер его любимых практических занятий – игры, смена и любимые персонажи, и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по различным каналам: учебник, справочники, лекция учителя, резюме урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен внедрять в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, почему это необходимо. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в виде развлекательных программ на телевидении, будет гораздо легче воспринимать информацию, предлагаемую в классе, с помощью медиа.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать на практике огромное количество информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и страстью работал в классе, видел плоды своей работы и мог их оценить.
Глава 2 Методика эстетического воспитания младших школьников.
2.1 Выявление уровня эстетической культуры учащихся 3 класса.
Констатирующий этап. Исходя из теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое воспитание школьников младшего возраста будет проходить эффективнее если использовать ИКТ.
Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование. Выборку испытуемых составили 25 учеников 3 класса. Все дети обучаются в школе с первого класса.
Для определения уровня эстетической культуры младших школьников был использован метод педагогического тестирования. Анкета позволяет судить об отношении учащихся к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Текст анкеты для выявления уровня эстетической культуры представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Анкета, которая была предложена учащимся включала 10 вопросов.
Подсчет баллов по проведенному тестированию проводится следующим образом: ответ «да» оценивается в 3 балла, ответ «иногда» – 2 балла, ответ «нет» – 1 балл.
Интерпретация результатов:
21 – 30 балл – высокий уровень эстетической культуры – ярко проявленный интерес к художественной деятельности различных жанров (по мотивам произведений искусства, как эстрадных развлечений, так и классических жанров, упомянутых ребенком);
11 – 20 баллов – средний уровень эстетической культуры – выражается в наличии интереса к различным видам искусства, но предпочтение отдается развлечениям, вне фокуса на высокохудожественные, классические музыкальные стандарты;
10 и менее баллов – низкий уровень эстетической культуры – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к различным видам искусства и различным видам художественной деятельности.
Результаты уровня эстетической культуры у учащихся младшего школьного возраста представлены в таблице 2.1 – Результаты констатирующего этапа.
Заключение.
Анализ теоретической литературы по предмету исследования показал, что эстетическое воспитание, ориентированное на воспитание нравственных качеств и эстетических качеств, рассматривается в историческом контексте педагогики как важнейшая цель образования на основе образования, развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысления усилиями ученика. Формирующиеся эстетические качества позволяют нам определять ценность моральных ориентиров школьников. Процесс эстетического воспитания осуществляется в различных формах с использованием различных методов и воспитательных средств. Выбор методов зависит от содержания образовательной деятельности и ее направленности.
Эстетическое воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: активности, взаимоотношений, общения с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Результатом всего этого процесса является формирование эстетически целостной личности, в единстве сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек и социально ценного поведения.
Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе является неотъемлемой частью образовательного процесса. С появлением компьютерных сетей и других информационных средств образование и воспитание приобрело новое качество, связанное, прежде всего, со способностью быстро получать информацию из любой точки мира. Внедрение связанных с этим компьютерных и информационных технологий в учебный процесс представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в котором ведущее место занимает управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, осуществляемое по одному из его основных предметов - преподавателю. Учитель и компьютер находятся в тесной связи.
1. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
2. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
3. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
4. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Альма Матер. – 2005. – 432с.
5. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2. – 7с.
6. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы / А.К. Дремов. – М.: Знание, 2007. – 62 с.
7. Ефремова, Л. И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л. И Ефремова, А. А. Соловьев // Начальная школа. – 1999. – №11. – С.52–56.
8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. Г. Захарова. – М..: Академия, 2010. – 158 с.
9. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко. – М, 1983. – 304 с.
10. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. – Минск, – 2001 – 192 с.
11. Кузина, Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Москва, 1991. – 18 c.
12. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания/ Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2007. – 240 с.
13. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
14. Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания / Б. Г. Лихачев. – М.: Прогресс, 2012. – 430с.
15. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
16. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно–методическое пособие для учителей нач. кл. / Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. – Минск: Пачатковая школа, – 2008 – 114 с.
17. Любимова, Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании младших школьников: учеб.-метод. пособие / Ю.С. Любимова; под науч. ред. В.В. Буткевич. – Минск: БГПУ, 2004. – 37 с.
18. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006 – 2010 года. – Минск: НИО, 2007. – 64 с.
19. Новоселова С.Л. Компьютерный мир школьника/ С.Л. Новоселова. – М.: Новая школа, 2007. – 128 с.
20. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: автореферат дис. док. пед. наук: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун–т. – Москва, 1998. – 32 с.
21. Петушкова, Е.В. Культура мира как предмет воспитания/ Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, – 1998 – №4 – С. 30–32
22. Печко, Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры / Печко Л. П. // Обсерватория культуры: журнал–обозрение. – 2004. – №4. – С. 78 – 86.
23. Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания/Г.С. Поддубская. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», – 2010 – 52 с.
24. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2014. – 224 с.
25. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
26. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
27. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c.