В формировании личности исключительно велико значение нравственности, нравственно-эстетического воспитания. Формирование правильного отношения к окружающему миру у учащихся и определение нравственной позиции – это достаточно сложный педагогический процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
В Законе Республики Беларусь об образовании освящается цель уровня образованности в общественных рамках и личностных, как обеспечивающего обучающимся подготовку к решению жизненно важных задач. Глава 3, ст. 11, пар. 2 «Кодекса Республики Беларусь об образовании» отражает современные подходы в системе образования, определяющие «приоритет личности обучающегося, формирование у неё знаний, умений, навыков, а также её нравственное, творческое и физическое развитие» [35].
Деятельность учреждений общего среднего образования является главным инструментом гражданского и социально-нравственного воспитания. Решение учащегося строить свою деятельность в соотвествии с интересами и потребностями общества связано с формированием устойчивых нравственных свойств. Задачей школы в данном случае является передача ценностей общества каждому учащемуся, а также формирование у них интеллектуальных, эмоциональных, деловых и коммуникационных способностей.
Проблема нравственного воспитания личности школьника нашла свое отражение в работах педагогов (А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др.), которые представили сущность нравственного воспитания, как неотъемлемую часть системы образования, а также выявили основные его формы и методы. Деятельности учителя по нравственному воспитанию учащихся посвящены работы М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
1.1. Сущность понятия нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское «нравы») – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) [3, с. 14].
В.И. Даль толковал слово «мораль» как нравственное ученье, правила для воли, совести человека [9, с. 390]. Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человек – это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести [3, с. 21].
Современное понимание нравственности отличается. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3, с. 67].
Нами был проведен теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье и в школе, что позволило сделать следующие выводы:
- в основе нравственного воспитания личности школьника лежат: нравственные знания, нравственные отношения, переживания, волевые установки, моральное сознание и другие аспекты, которые позволяют найти соответствие поведения личности общественным запросам;
- основной задачей учреждения образования и родителей становится правильная организация деятельности ребенка, способствующая сомореализации личности учащегося на основе овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием.
Нами было отмечено, точ для нравственного воспитания в условиях учреждения образования, важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.
В условиях семьи основными инструментами нравственного воспитания, на наш взгляд, являются: создание атмосферы искренности и любви, разъяснение тех или иных ситуаций, воздействие словом и показ положительного примера.
1. Азаров, Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. / Ю.Н. Азаров – М.: Просвещение, 1985. – 448 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. / Ю.П. Архаров – М.: Аргументы и факты, 1993. – 608 с.
3. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя / Л. Анзорг – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
4. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т / М.Н. Аплетаев – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. –256 с.
5. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М., 1984, т. 4.
6. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский – М., 1979 – 534 с.
7. Архарова, Л.И. Праздники и классные часы на тему нравственности / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – 150 с.
8. Афанасьева, Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений / Т.М. Афйанасьев – М.: Просвещение, 1986. – 510 с.
9. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1988. – 524 с.
10. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н.А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – №7. – С. 75-78.
11. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей / К.В. Бардин – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
12. Бразговка, Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. – 2007. – №3. – С. 35-40.
13. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя / М.М. Безруких. С.П. Ефимова – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
14. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии / Л.И. Божович – М., 1975 – 412 с.
15. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев – М., 1979 – 216 с.
16. Болотина, Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. – 1995. – №6. – С. 17-24.
17. Бруднов, А., Березина, В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. – 1994. – №1. – С. 22-28.
18. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей / М.И. Буянов – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
19. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной / З.Н. Васильева – М., 1978 – 389 с.
20. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). – 2010. – №7. – С. 97-100.
21. Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса «Этическая грамматика, или Веселый этикет») / А.Б. Венецкая // Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 73-77.
22. Власов, В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. – 1995. – №5. – С. 15-19.
23. Воликова, Т.В. Учитель и семья / Т.В. Воликова – М., 1987. – 257 с.
24. Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа. – 1999 – №3. – С. 59-61.
25. Горденко, Т.Е. Организация работы по формированию социального опыта учащихся в Австрийской школе // Начальная школа. – 1993. – №2. – С. 12-17.
26. Горностаева, З.Я., Орлова, Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего защищает // Начальная школа. – 1996. – №7. – С. 22-26.
27. Давлетишна, А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников // Начальная школа. – 2011 – №5. – С. 10-13.
28. Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка / В.И. Даль – М., 1979. – 710 с.
29. Деменьтьева, И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические исследования. – 1995. – №6. – С. 19-26.
30. Долотина, О.П. Родители и дети // Начальная школа. – 1994. – №8. – С. 70-72
31. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий – М., 1977 – 376 с.
32. Кадырова, Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. – 2010. – №9. – С. 26-30.
33. Карелин, А.А. Психологические тесты. Том 1. – М., 2003 – 312 с.
34. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин – М.: Просвещение, 1987. – 386 с.
35. Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 января 2011 г. №243-З: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: в ред. от 26 мая 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
36. Короткова, Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. – №11. – С. 15-17
37. Крупская, Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. / Н.К. Крупская – М.: Просвещение, 1978. – С. 358-360.
38. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. – 2007. – №7. – С. 21-29.
39. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко – М.: Просвещение, 1985. – 103 с.
40. Муртазина, В.М. Адаптированная программа нравственного воспитания младших школьников / В.М. Муртазина // Завуч начальной школы. – 2008. – №1. – С. 114-121.
41. Нравственность в современном мире: методический материал / Сост. О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. – Минск: Красико-принт, 2003. – 128 с.
42. Смолко, Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985 – №9. – С. 19-21.
43. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире: книга для учителей и родителей / В.Н. Соколова, Г.Я Юзефович. – М.: Просвещение, 1991. – С. 10-17.
44. Строганова, Л.В. Беседы на тему нравственности для младших школьников: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М., 2007. – С. 33-75.
45. Строганова, Л.В. Нравственное воспитание младших школьников и подростков: методический материал / Л.В. Строганова // Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л.В. Строганова. – М., 2007. – С. 3-32.
46. Уледов, А.К. Нравственное воспитание / А.К. Уледов – М.: Мысль, 1979. – 180 с.
47. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский – М.: 1985 – т. 2. – 655 с.