Одной из основных задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события в рассказе должны располагаться последовательно и логически связываться друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развернутого изложения.
В формировании связной речи и обучении пересказу отчетливо выступает тесная связь умственного и речевого развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, старший дошкольник должен четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [2, с. 23].
Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития связная речь достигает довольно высокого уровня, пересказ совершается достаточно просто. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе и его всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с ОНР – общим недоразвитием речи [9, с. 69].
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков пересказа у детей с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности формирования навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе текста.
В научной и методической литературе связную речь рассматривают как смысловое развернутое высказывание, которое заключает в себе ряд логические сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что связная речь – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [22, с. 468]. Исходя из этого, основной характеристикой связной речи представляется степень ее понятности для собеседника.
Связная речь – это та речь, которая отражает все предметные аспекты своего смыслового, предметного содержания. В методической литературе определение «связная речь» употребляется в следующих значениях:
1. процесс, деятельность того, кто говорит;
2. итоговый результат, продукт данной деятельности;
3. название раздела работы по развитию речи.
Связная речь представляет собой семантически и структурно единое целое, которое включает в свой состав связанные друг с другом и тематически объединенные завершенные отрезки.
Основная функция связной речи – это коммуникация, которая осуществляется в двух основных формах, монологической и диалогической, каждая из которых имеет свои особенности, определяющих характер методики их формирования. Как правило, в лингвистических. Психологических исследованиях диалогическая и монологическая формы речи рассматриваются в своем противопоставлении. Они отличаются прежде всего коммуникативной направленностью, лингвистическим происхождением и психологической природой.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.
Согласно Л.С. Волковой, логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы [19]:
Рассмотрим некоторые из них.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Монологическая речь представляет собой связной и логически построенное высказывание, которое относительно долго протекает по времени и не рассчитано на немедленную реакцию собеседника. Поэтому монологическое высказывание содержит более полную формулировку информации и является более развернутым по структуре. Монологическую речь отличают довольно продолжительное предварительное обдумывание, внутренняя подготовка, сосредоточение мысли на главном содержательном аспекте. Кроме того, в монологической речи важны невербальные средства общения: жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально и живо, выразительно, хотя они и занимают подчиненное положение.
Связная монологическая речь выступает в неразрывном единстве с диалогической в аспекте формирования речевых навыков детей дошкольного возраста. Развитие связной речи непосредственным образом влияет на повышение умственных способностей, способствует установлению социальных контактов. Успешное развитие одной из форм речевого общения напрямую влияет на развитие другой. Данный взаимоопределяющий аспект используется в процессе дошкольного обучения детей для их полноценного развития.
Диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. Во время общения монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монолог может приобрести черты диалогической речи. Довольно часто диалог может насыщаться монологическими вставками в случае, когда среди коротких диалогических фраз употребляются более развернутые повествовательные структурно-речевые элементы, состоящие из нескольких фраз. В частности, одной из промежуточных форм между крайними разновидностями монолога и диалога является беседа, характеризующаяся более медленным темпом речевого обмена, большим их семантическим объемом, обдуманностью и произвольностью речи. Такую беседу еще называют подготовленным диалогом.
Связная речь представляет собой развернутое высказывание или цепь предложений, которые характеризуются логической сочетаемостью и грамматически правильным строем. Пересказ, в свою очередь, представляет собой творческое воспроизведение литературного текста в устной речевой деятельности. Деятельность эта является изначально сложной, так как для ее осуществления необходимо задействовать мышление, память, воображение. Для того, чтобы овладеть пересказом, необходимо наличие определенных умений и навыков, которым дошкольников намеренно обучают в дошкольном учреждении образования.
У старших дошкольников с общим недоразвитием, речи как правило, наблюдается наличие развернутой фразы, при этом связная речь не сформирована в достаточной степени. Дети часто испытывают трудности в построении конструкции связного монологического повествования. Во время
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2008. – 158 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь – 5-е изд. / Л.С. Выготский – М.: Изд-во «Лабиринт», 2007. – 352 с.
4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. – СПб.: Лань., 2003. – 656 с.
5. Глухов, В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности / В.П. Глухов. – М., 1983.
6. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов. // Дефектология. – 2004. – С.58-62.
7. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР / В.П. Глухов // Дефектология, 1990. – №6.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу / В.П. Глухов // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 69-76.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
11. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин / Советская педагогика, 2007 – №6 – С. 34-39.
12. Игры в логопедической работе с детьми. / В.И. Селиверстов. // Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
13. Климонтович, Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего недоразвития речи / Е.Ю. Климонтович // Школа здоровья. – 2006. – №2. – С. 55-58.
14. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. / Н.Н. Капышева // Логопедия. – 2004. – №2. – 45 с.
15. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
16. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи. / Т.А. Ладыженская. – М., 2008 – 75 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
18. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи. // Основы теории речевой деятельности. / А.А. Леонтьев. – М., 2009. – С. 5-12.
19. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
20. Лурия, А.Р. Язык и сознание. / А.Р. Лурия. – М., 2010. – 319 с.
21. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева. // ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1989.
23. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание – 1990 – №10 – С. 16.
24. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: «Гном-Пресс», 2009. – 80 с.
25. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2008. – 67 с.
26. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989 – 223 с.