ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) особое место отводится развитию словарного запаса. Основным способом пополнения словаря является словообразование.
Овладение ребенком операциями словообразования играет существенную роль в развитии его языковой компетенции, речевой коммуникации и связанной с ними полноценной адаптацией в социуме.
Актуальность исследования. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов. Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина [11], Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева [19], Т.В. Туманова [18] и др.). У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. Несмотря на то, что вопросам развития глагольной лексики ребенка посвящено большое количество исследований Гвоздева А.Н., Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Цейнтлин С.Н., проблемы изучения общих и
1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ И ОБРАЗОВЫВАТЬ ГЛАГОЛЫ У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1. Изучение процесса словообразования дошкольников
В лингвистической и психолингвистической литературе наблюдается интерес к словообразованию детей как процессу. Эти проблемы изучали такие ученые, как A.B. Запорожец, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин и другие. Исследователи отмечают значимость процесса словообразования для формирования речи ребенка. Причем словообразование оказывает влияние не только на устную речь, но и на подготовку к осмыслению письменных навыков. Можно сказать, что словообразование является одним из главных условий подготовки ребенка к школе в целом и усвоению навыков письма в частности.
Ученые, занимающиеся данной проблемой (A.B. Запорожец, А.Н. Гвоздев) отмечают, что навыки словообразования начинают формироваться у ребенка уже в 2-2,5 гоܙда. Далее происходит сложный процесс словообразования, занимающий весь дошкольный возраст.
Т.В. Туманоܙва выделяет 3 периоܙда проܙцесса слоܙвоܙоܙбразоܙвания у доܙшкоܙльникоܙв:
1. Оܙт 2,6 до 4 лет – проܙцесс накоܙпления первичноܙго слоܙваря моܙтивироܙванноܙй лексики;
2. Оܙт 3,6 до 5,6 лет – этап активноܙго оܙсвоܙения слоܙвоܙпроܙизвоܙдства;
3. Поܙсле 5,6 – этап дальнейшего усвоܙения ноܙрм и правил слоܙвоܙоܙбразоܙвания [19, с .12].
Причем данный процесс неоднороден – в разные периоды жизни ребенка он проܙявляется с разной интенсивностью. Пик словотворчества приходится на среднюю возрастную группу (4-5 лет). Это явление, как отмечает Т.В. Туманова, связано с резким увеличением в использовании словообразований, в том числе специфических, детских неологизмов. Однако сознательное усвоение информации о словообразовательном составе слов происходит уже в школьном возрасте. Однако многие ученые (Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович) считают, что если использовать специальное обучение, включающее показ словообразовательных отношений с использованием материальных опор, то этот процесс можно ускорить.
Процесс детскоܙго словотворчества часто связан с формированием языковых обобщений, закреплением словообразовательной системы. Лексические средства являются ограниченными, и потому не могут целиком
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1. Исследование формирования умений диффренцировать и образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Работа по формированию глагольного словаря старших дошкольников рассматривается как целостная деятельность специалистов, включающая систему взаимосвязанных задач, содержание, форму ее организации, а также предполагаемые результаты. Задачами по формированию глагольного словаря детей шестилетнего возраста являются: введение в активный словарь глаголов по определенным лексическим темам, развитие вариативности глагольной лексики, способствование формированию точности смыслового значения слов-глаголов, включая переносные и абстрактные.
Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР необходимо выделить следующие:
1. Обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий).
2. Закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии).
3. Активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения) [10, с. 74].
Основным направлением в проведении коррекционной работы является коррекционно – воспитательная работа, проводимая педагогами дошкольного образования. Это направление является важным потому, что успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми, под руководством логопеда. Таким образом, цель работы воспитателей – закрепление навыков и умений по формированию глагольного словаря, которые дети получают на логопедических занятиях. Решению этой цели подчиняются следующие задачи:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В лингвистике и психолингвистике уже давно сформировался устойчивый интерес к процессам детского словообразования. Дошкольники 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. У нормально развивающихся детей к 5 гоܙдам увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания. С помощью глаголов дети объясняют поܙступки и выражают свое отношение к людям, самостоятельно образуют глаголы от других частей речи. В возрасте от 6–7 лет, можно выделить наиболее употребительные глаголы.
У детей с ОНР наблюдаются специфические ошибки в словообразовании, значительное нарушение как семантического, так и формально-языкового уровня словообразовательных процессов. Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др. Нарушение в оܙвладении глагольной лексикой существенно затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР необходимо выделить следующие обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий); закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии); активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).
Таким образом, с целью формирования дифференциации словообразовательных форм глаголов и образования глаголов совершенного и несовершенного вида у детей с общим недоразвитием речи целесообразно уделять внимание данному аспекту на логопедических занятиях. Только систематичная и целенаправленная работа способна дать необходимые результаты.
1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
3. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
4. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 1998. – 320 с.
5. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
6. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001. – С.220–241.
7. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Ю.Н. Кислякова. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
8. Коновалова, С.Н. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие для учителей-логопедов, воспитателей и студентов дефектологических фак. пед. унтов / С.Н. Коновалова, Т. Ю. Четверикова; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 2005. – 31 с.
9. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) / М.Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург : Эра, 2012. – 180 с.
10. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 260 с.
11. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н. А. Никашина. – М. : Просвещение, 1968. – Гл. 3. – С. 49–75.
12. Леоньев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34–45.
13. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
14. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 220 с.
15. Мороз, Л.Н. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Л.Н. Мороз. – Минск : М-во просвещения БССР, 1987. – 220 с.
16. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003. –165 с.
17. Преодоление общего недоразвития у детей : кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : КнигоМир, 2011. – 320 с.
18. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического института.– 2014.– № 2.– с. 63–67.
19. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
20. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Детский сад от А до Я. – 2005. – № 2 (14). – С.8-13.
21. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 220 с.
22. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 280 с.
23. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.
24. Ястребова, А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М. : АРКТИ, 2001. – 280 с.