ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДОМА-ИНТЕРНАТЫ И ЛИЦА, В НИХ ПРОЖИВАЮЩИЕ
1.1 ДОМА-ИНТЕРНАТЫ: ХАРАКТЕРИСТИКА
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ
2.1 МЕСТО И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.2 МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.4 АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ О ГРУППЕ ИССЛЕДУЕМЫХ И ПЕРСОНАЛЕ ДОМА-ИНТЕРНАТА
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ ПРОЖИВАЮЩИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
По всему миру люди с инвалидностью демонстрируют более низкие результаты в отношении здоровья, более низкие достижения в области образования, меньшую экономическую активность и более высокие показатели бедности, чем не инвалиды. Отчасти это связано с тем, что люди с инвалидностью сталкиваются с барьерами, препятствующими их доступу к услугам, которые для многих из нас являются привычными, таким как здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информация. Эти трудности усугубляются в наименее благополучных общинах. При значительном доминировании «медицинского» подхода к инвалидности, меры содействия занятости людей с инвалидностью организовываются на основании запретительных норм, представляя собой дополнительный, зачастую непреодолимый барьер [19]. Ведущим типом учреждения, предлагающим сопровождение, по прежнему остается психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов – стационарное учреждение, основной задачей которого, согласно Положению о психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов, №5 от 10.01.2013, утвержденному Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь является организация ухода, бытового обслуживания и медицинской помощи гражданам, которые признаны недееспособными [16]. Однако ставя задачи включения, а не просто помещения взрослого человека с тяжелыми нарушениями развития в интернатное учреждение, мы сталкиваемся со многими проблемами, требующими решения для улучшения качества жизни таких пациентов [12].
Психические расстройства вследствие их распространенности и обусловленного ими бремени болезни и инвалидности составляют одну из важных проблем общественного здравоохранения как в Республике Беларусь, так и во всем Европейском регионе. Такие нарушения психического здоровья, как депрессия, тревожные расстройства и шизофрения являются во многих странах главной причиной ограничений жизнедеятельности и раннего выхода на стойкую нетрудоспособность, что накладывает тяжелое бремя на экономику, а потому требуется принятие решений стратегического характера [9].
Согласно представлениям о психическом здоровье это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности, адекватные (с учетом этнокультуральных критериев) формы поведения [18].
ГЛАВА 1 ДОМА-ИНТЕРНАТЫ И ЛИЦА, В НИХ ПРОЖИВАЮЩИЕ
1.1 Дома-интернаты: характеристика
Социальная защита пожилых людей и инвалидов, повышение уровня социальных услуг в Беларуси – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. На реализацию данного приоритета направлена подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы [5].
К учреждениям социального обслуживания, осуществляющим стационарное социальное обслуживание, относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома.
Дома-интернаты для престарелых и инвалидов подразделяются:
- на дома-интернаты для престарелых и инвалидов (дома-интернаты общего типа);
- дома-интернаты (отделения) повышенной комфортности;
- психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
- специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов [8].
Устав интерната закрепляет положение интерната как юридического лица, основные задачи и направления деятельности дома-интерната, его структуру, условия приема, проживания и выбытия из дома-интерната, управление домом-интернатом, финансирование и т.д.
Необходимо отметить, что внутренний распорядок дома-интерната регулируется правилами внутреннего распорядка дома-интерната, утверждаемыми на основании Примерных правил внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов применительно к условиям работы конкретного дома-интерната приказом руководителя дома-интерната по согласованию с профсоюзом.
Внутренний распорядок включает в себя перечень обязанностей (процедур), возложенных на работников дома-интерната, обеспечивающих получение гражданами, проживающими в доме-интернате, должного ухода и обслуживания, а также прав и обязанностей престарелых и инвалидов во время пребывания в доме-интернате.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЖИЗНИ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ
2.1 Место и условия проведения исследований
Местом для проведения исследований стало медико-социальное учреждение «Раковский психоневрологический дом-интернат», расположенное в городском поселке Раков, Воложинского района.
В исследовании приняли участие 50 проживающих интерната, находящихся там на постоянной, а также работники в количестве 35 человек.
Исследования включали в себя оценку работы интерната, наблюдение за жизнью проживающих там людей, проведение с ними бесед в форме анкетирования.
Для анкетирования были отобраны лица, проживающие в доме интернате, согласные принять участие в исследовании, без психических обострений, с упорядоченным поведением, а также работники дома-интерната.
Для определения уровня невротизации и оценки качества жизни проживающие в доме-интернате были разделены на следующие группы:
1. Поселившиеся недавно, но на длительный срок (20 человек) – проживающие в доме-интернате менее 1 года;
3. Проживающие длительный период времени (30 человек) – проживающие в доме-интернате более 1 года.
2.2 Методы и методика проведения исследований
Методами проведения исследования стало анкетирование и статистические методы исследования.
Методы анкетирования.
В первую очередь было проведено анкетирование среди персонала (приложение А) и проживающих в доме-интернате (приложение Б). Анкеты разработаны самостоятельно.
Анкета для сотрудников была предложена с целью выяснения их жизненного статуса, профессионализма, а также отношения к необходимости оказания социально-медицинских услуг населению дома-интерната.
Анкета для проживающих в доме-интернате позволила оценить, насколько они довольны работой персонала и нуждаются ли они в медицинской и социальной помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дом интернат является местом для проживания людей, не способных к самостоятельной жизнедеятельности. В современном обществе, положение лиц, проживающих в домах-интернатах характеризуются ущемленным состоянием в естественных для них потребностях, ограниченными возможностями полноценно жить и заниматься привычной деятельностью, социальной изолированностью и незащищенностью, и в целом, недостаточным получением необходимой медико-социальной помощи. Люди, проживающие в домах-интернатах представляют собой особую группу населения, нуждающуюся в оказании широкого спектра медико-социальных услуг.
В медико-социальном учреждении «Раковский психоневрологический дом-интернат» проживают не только инвалиды с детства, но и люди с приобретенными психическими заболеваниями, которым необходим комплексный уход.
Опрос работников дома-интерната дал возможность выявить, что большинство из них женщины, ответственно относятся к выполняемой работе и материально обеспечены, но не каждый работник может позволить себе достойный отдых во время отпуска. Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что работа в данной области довольно сложна и чревата как физическими, так и эмоциональными перегрузками.
Персонал дома-интерната считает, что его работа заключается в оказании проживающим в доме-интернате социальных услуг (96%). Лишь 4% считают, что услуги должны медицинского плана. На самом же деле социально-медицинские услуги оказываются в 46% случаев по данным респондентов, медицинские в 10% и социальные в 44% случаев.
Возраст жильцов интерната колеблется в среднем от 50 до 75 лет. У 31 человека (62%) есть родственники, остальные 19 человек (38%) одиноки. Денег хватает на самое необходимое 75%, не нужны деньги 10%, остальным 15% денег не хватает. Проживающие оценили доступность медицинской помощи в доме-интернате на 76%. Полностью удовлетворены работой персонала 46% проживающих, частично удовлетворены 40%, 14% респондентов не удовлетворены работой персонала дома-интерната.
Исследования показали, что лица, прибывшие недавно, имеют более высокий уровень невротизации чем лица, проживающие в течение длительного периода времени. Также было показано, что лицам, проживающим более длительный срок характерны более высокие показатели качества жизни касательно всех исследуемых сфер. Полученные данные свидетельствуют о том, что лицам, проживающим недавно характерен низкий уровень удовлетворенности качеством жизни. Лица, проживающие длительный срок в доме-интернате имеют средний уровень удовлетворенности качеством жизни. Данные достоверны при α=0,05.
1. Альтернативный доклад о состоянии обеспечения и исполнения прав людей с инвалидностью в Республике Беларусь / Офис по правам людей с инвалидностью (Беларусь, 2015). – Минск, 2011. – 25 с.
2. Березанцев, А.Ю. Качество жизни больных шизофренией в различных группах населения (клинико-социальный и гендерный аспекты) / А.Ю. Березанцев, О.И. Митрофанова // Российский психиатрический журнал. – 2009. – № 3. – С. 26-34.
3. Васильев, С.В. Медико-социальная работа с психически больными пожилого и старческого возраста / С.В. Васильев // Социальное обслуживание. – 2009. – № 1. – С. 6-11.
4. Васильчиков, В.М. Идеолого-правовые и организационные аспекты деятельности государственной системы социально-медицинского обслуживания пожилых людей / В.М. Васильчиков // Клиническая геронтология. – 2007. – № 3. – С. 11-21.
5. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 янв. 2016 г., № 73 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 79. – 5/14142.
6. Демчева, Н.К. Новые подходы к оценке показателей качества жизни и социального функционирования психически больных и возможности их применения в эпидемиологических исследованиях / Н.К. Демчева // Российский психиатрический журнал. – 2005. – № 5. – С. 30–38.
7. Денисов, И.Н. Особенности медико-социальной эффективности медицинской помощи пожилым людям в государственных и частных учреждениях здравоохранения / И.Н. Денисов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 1-11
8. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов взрослых и детей. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/sotsialnaya-zaschita-nseleniya/ godovye-dannye_10/doma-internaty-dlya-prestarelyh-i-invalidov-vzroslyh-i-detei.
9. Европейский план действий по охране психического здоровья. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. – Чемше, Турция, 16-19 сентября 2013 г. (оригинал англ.). – 26 с.
10. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2017 г. – Минск: ГУ РНМБ, 2018. – 280 с.
11. Карпова, Г.Г. Социокультурный анализ образовательных стратегий детей-инвалидов / Г.Г. Карпова. – 2016. – 114 с.
12. Лисовская Т.В. Непрерывное образование и сопровождение лиц с инвалидностью: проблемы и решения // Дефектология. – 2015. – №3.– С. 82-91.
13. Маркушевский, Д.Ф. Исследование положения инвалидов в Республике Беларусь / Д.Ф. Маркушевский, С.В. Шевченко, В.И. Юодешко. – НИИ труда Минтруда и соцзащиты, Беларусь, 2016. – 139 с.
14. Нагибин, И.П. Социальная защита: состояние, проблемы, адресность / Минский НИИ социально- экономических и политических проблем (Беларусь, 2004) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=6408.
15. Натахина, В.В. Конструкция социального обслуживания пожилых людей на основе их потребностей / В. В. Натахина // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. – № 2. – С. 60-64.
16. Положение о психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов, №5 от 10 янв. 2013 г. утвержденном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
17. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
18. Руководство по социальной психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М.: Медицина, 2001. – 560 с.
19. Труд людей с инвалидностью / Под общ. ред. С.Е. Дроздовского. – Мн.: А.А. Згировский, 2012. – 160 с.
20. Щетинина, Е.В. Проблема адаптации пожилых людей, проживающих в домах-интернатах / Е. В. Щетинина // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 34-36.