В современном мире глобализация охватывает все стороны жизнедеятельности человека, вносит изменения не только в социальную сферу, но и в осознание мира, тем самым оказывая как позитивное, так и негативное влияние на формирование личности. Сегодня востребована разносторонне развитая, нравственно зрелая и творческая личность, обладающая высокой культурой и устойчивым мировоззрением. Важная роль в формировании такой личности принадлежит ценностям, которые являются смыслообразующей основой бытия человека.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важному средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания.
Высшими в системе ценностей являются духовные, которые включают нравственные, политические, экологические, эстетические и др. Наше исследование сфокусировано на эстетических ценностях красоты, гармонии и эстетического идеала как критериях самопознания и самоопределения личности.
Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Общепризнанно, что эстетическое развитие личности в каждом возрасте имеет свои особенности, связанные с чувствительностью к определенным воздействиям (сензитивностью).
Для того чтобы процесс эстетического воспитания и формирования эстетической культуры личности проходил наиболее эффективно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: характер их мотивации, доминирующие ценности, специфику познавательной деятельности, творческие способности и прочее.
Особую актуальность данный вопрос приобретает в старшем школьном возрасте, в период мировоззренческого и жизненного самоопределения, когда
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.
В работах отечественных и зарубежных исследователей имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Так В.Н. Шацкая рассматривает эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [17, с. 6].
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [5, с. 451]
Д.Б. Лихачев опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать
В последние годы значительно усилился интерес ученых к проблемам эстетического развития личности. И в то же время не разработанными остаются вопросы мониторинга формирования и воспитания эстетических ценностей, отслеживания условий учебно-воспитательного процесса, с помощью которых достигается оптимальный воспитательный эффект.
Особое место отводится диагностике как оценочной процедуре, направленной на выяснение истинного уровня воспитанности, когда данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности. Разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса. С помощью диагностики педагог определяет, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, классный руководитель, педагог дополнительного образования изучают уровень воспитанности учащихся. Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить ежегодно начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.
Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно
В рамках нашей курсовой работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия эстетического воспитания, а также характеристики старшего школьного возраста, раскрыли особенности эстетического воспитания старшеклассников, изучили методы, формы и приемы эстетического воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности, рассмотрели способы диагностики сформированности эстетических ценностей и пришли к следующим выводам:
Эстетическое воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование эстетического сознания, воспитание и развитие эстетических чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Предметное содержание уроков немецкого языка затрагивает все сферы развития учащихся старших классов и позволяет формировать эстетические знания, развивать эстетические умения, эстетические потребности, эстетические чувства, включать школьников в эстетическую деятельность.
Эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке) и т.д.
Эстетическое воспитание – это компас в окружающем мире, с его музыкой, его красками, оттенками, формами, компас в отношении себя в мире. Понимание того, что мир прекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что
1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. – 64 с.
2. Борисова, Е.С. Эстетическое воспитание школьников / Е.С. Борисова. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И.Ф. Исаев – М.: Академия, 2002. – 208 с.
4. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с.
5. Краткий словарь по эстетике. – М, 1986. – 468 с.
6. Лармин, О.В. О взаимовлиянии нравственного и эстетического в воспитании / О.В. Лармин // Активные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. – Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. - С. 46-53.
7. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. – М., 1985. – 323 с.
8. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории / Л.И. Новикова. – М.: Педагогика, 1987. – 164 с.
9. Нуржанова, И.Н. Особенности эстетического воспитания учащихся / И.Н. Нуржанова // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева, 2013. – С. 259-264.
10. Разумный, В.А. Эстетическое воспитание: Сущность, формы, методы / В.А. Разумный. – М.: Мысль, 1969. – 189 с.
11. Сокольников, Ю.П. Концепция системного понимания воспитания как теоретическая основа педагогического творчества: творчество в педагогической деятельности / Ю.П. Сокольников // Сб. науч. тр. – Свердловск, 1990. – С. 4-17.
12. Сокольников, Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю.П. Сокольников. –М., 1986. – 136 с.
13. Статкевич, Е.В. Развитие теории эстетических ценностей в педагогической науке и образовательной практике: метод. пособие / Е.В. Статкевич. – Минск: Витпостер, 2014. – 58 с.
14. Статкевич, Е.В. Формирование эстетических ценностей у учащихся старших классов / Е.В. Статкевич. – Минск: БГПУ, 2017. – 33 с.
15. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстет. Аксиологии. / Л.Н. Столович. – М.: Республика, 1994. – 464 с.
16. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: В 3 т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – 370 с.
17. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. – 146 с.