Нравственное воспитание гражданина Беларуси является ключевой задачей современной государственной политики Республики Беларусь, направленной на модернизацию страны. В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.
Актуальность темы вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека. Проблема нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим негативным воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение – учителям, психологам, воспитателям.
С проблемой формирования нравственности личности связаны работы российских и белорусских ученых второй половины XX – начала XXI вв., раскрывающих различные аспекты нравственного воспитания подрастающих поколений. Значительный вклад в осмысление сущности нравственного воспитания, разработку его теоретических основ и методической системы внесли российские педагоги М.Н.Аплетаев, О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, Н.И.Болдырев, З.И.Васильева, Л.А.Высотина, В.Е.Гмурман, Н.К.Гончаров, В.Е.Гурин, А.И.Дулов, И.А.Каиров, О.Д.Калинина, Л.И.Катаева, Т.Е.Конникова, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, И.С.Марьенко, В.И.Петрова, С.М.Ривес, Н.М.Трафимова и другие.
Тема о нравственном развитии и воспитании интересовала людей с давних времен. Являясь многогранной и востребованной сферой научного познания, нравственность изучается этической, психологической и педагогической науками. На уровне этики исследуется «пространство отношений между личностями», которое является пространством морали. На уровне педагогики формируются содержание и принципы воспитания нравственности подрастающего поколения. На уровне психологии анализируются механизмы формирования нравственности: через интериоризацию социокультурных норм и правил, формирование когнитивных структур и совершенствование эмоциональных качеств [12, с. 102].
Развитие и формирование каждой отрасли педагогической науки непосредственно связано с определением сущности присущих ей категорий, которые отражают изучаемые факты и явления. Основополагающей категорией научного осознания специально организованного, целенаправленного процесса формирования нравственной личности выступает определение «нравственное воспитание». Также важными в концепции нравственного воспитания выступают понятия «мораль» и «нравственность». Они определяют весь комплекс социальных и педагогических фактов и явлений, характеризующих сущность процесса нравственного воспитания, обуславливают его структуру и функционирование. От толкования и интерпретации данных понятий зависят анализ сформированной системы нравственного воспитания, понимание его сущности, определение основных направлений развития теории и совершенствования воспитательной практики [19, с. 23].
Нравственное воспитание - процесс, который направлен на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому
В последние годы значительно усилился интерес учёных к проблемам нравственного развития личности. И в то же время не разработанными остаются вопросы мониторинга качества воспитания, отслеживания условий учебно-воспитательного процесса, с помощью которых достигается оптимальный воспитательный эффект.
Особое место отводится диагностике как оценочной процедуре, направленной на выяснение истинного уровня воспитанности, когда данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности. Разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса. С помощью диагностики педагог определяет, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всём учебном году, классный руководитель, педагог дополнительного образования изучают уровень воспитанности учащихся. Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить ежегодно начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, классному руководителю обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.
Мы рассмотрели теоретические аспекты сущности процесса нравственного воспитания. В ходе анализа научно-теоретической литературы было установлено, что нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами.
Изучив психолого-педагогические особенности подросткового возраста, можно сделать вывод, что именно этот возрастной период требует тщательной работы по диагностике сформированности нравственных качеств.
Перед современным обществом стоят следующие задачи нравственного воспитания:
• формирование нравственного сознания;
• воспитание и развитие нравственных чувств;
• выработка умений и привычек нравственного поведения.
Эти задачи невозможно решить только в урочной деятельности или только в школе, или только в семье. Поэтому необходимо задействовать все сферы жизнедеятельности ребенка. Внеурочная деятельность выступает той сферой, где возможно грамотное, всестороннее формирование нравственной культуры подростка. Именно во внеурочной деятельности происходит взаимодействие на всех уровнях: ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – школа, учитель – семья, ученик – семья и, наконец, ученик – общество. Таким образом, нами были рассмотрена внеурочная деятельность как важная и неотъемлемая часть в воспитании и формировании нравственных качеств подростков.
Формирование нравственной культуры требует постоянной диагностики уровня сформированности нравственных качеств. В ходе исследования на базе 8 класса СШ № 1 г. Турова мы провели диагностику сформированности нравственных качеств. Результаты исследования показали, что более 50% учащихся имеют высокий уровень нравственной культуры. Однако есть
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.
2. Бартули, Г.В. Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций школьников / Г.В. Бартули [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/325_20163БартулиГ.В.pdf. – Дата доступа: 25.08.2017.
3. Брюхова, Н.Г. Нравственное развитие человека в психолого акмеологическом консультировании по проблемам жизненного пути / Н.Г. Брюхова // Акмеология. – М.: Международная академия акмеологических наук, 2014. – № 1-2. – С. 48-49.
4. Вычикова, О.П. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в учебной деятельности / О.П. Вычикова // Толерант. – Глазов, 2016. – № 1. – С. 40-51.
5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2004. – 231 с.
7. Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.miu.by/userfiles/file/Vospitanie/doc/Koncepcia%20nepreriv%20vospit.pdf. – Дата доступа: 02.10.2017.
8. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
9. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: кн. для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. – М.: Ноосфера, 1999. – 300 с.
10. Мешкова, О.С. Особенности процесса нравственного воспитания учащихся / О.С. Мешкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/603728/. – Дата доступа: 25.08.2017.
11. Новичихина, Н.В. Методическое пособие по формированию и развитию нравственных качеств личности подростка / Н.В. Новочихова, А.В. Степурко, Е. Тушкова. – Барнаул, 2010. – 136 с.
12. Овчарова, Р.В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина. – Курган: Курганский государственный университет, 2011. – 135 с.
13. Плужникова, Т.С. Нравственное развитие в подростковом возрасте / Т.С. Плужникова // Инновационная наука. – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2015. – № 5. – С. 181-182.
14. Плужникова, Т.С. Психологические особенности нравственного развития личности подростка / Т.С. Плужникова // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 71-72.
15. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
16. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
17. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. ищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
18. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному: страх, тотем и табу: сборник / З. Фрейд. – Мн.: Попурри, 1999. – 496 с.
19. Чекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина. – Гродно: ГрГУ, 2008. – 119 с.
20. Щуркова, Н.Е. К дискуссии о классификации методов воспитания / Н.Е. Щуркова // Советская педагогика. – 1971. – № 1. – С. 102-105.