Глава 1. Теоретические основы использования предметно–развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого–педагогической литературе
1.2 Сущностные характеристики предметно–развивающей среды
Выводы по первой главе
Глава 2. Проектирование предметно–развивающей среды в ДОУ для организации сюжетно–ролевой игры старших дошкольников
2.1 Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников
2.2 Методические рекомендации по проектированию предметно–развивающей среды для организации игр старших дошкольников
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Развитие игровой среды детства должно основываться на принципах обогащения и интенсивности знаний, которые содержатся в их арсенале природных и социальных средств, способных диверсифицировать деятельность ребенка. Она помогает ребенку извлекать из нее необходимую информацию для решения задач различных видов деятельности и моментов творческого духовного развития.
Для детей дошкольного возраста «Игра – это единственный способ избавиться от роли ребенка, пока он остается ребенком». Для взрослого человека «единственный способ снова стать ребенком – это оставаться взрослым» [1, с. 18].
Родители покупают игрушки, поощряют их играть самостоятельно и знают, что дети любят играть. Но не все задумываются о воспитательной важности детских игр. Многие считают, что игры необходимы для веселья, чтобы развлечь ребенка. Другие видят в этом один из способов отвлечь ребенка от шума и капризов. Игра, по их мнению, заполняет их свободное время, чтобы быть на работе. Всегда играя с детьми, родители должны смотреть на игру, как на одно из важнейших средств воспитания.
Актуальность исследования. В отечественной педагогике и психологии накоплен большой опыт в воспитании и обучении дошкольников, основанный на создании развивающейся среды в детском саду. Особенностью всех этих исследований является повышенное внимание к построению предметной среды развития, обеспечивающей новые подходы к их организации в образовательном процессе с поддержкой персонализированной модели взаимодействия детей и взрослых. Игровая деятельность дошкольников в настоящее время имеет большое значение. Игра является ведущим видом их деятельности. Хорошо продуманная игровая деятельность дошкольников важна для развития психики, физического развития и контроля социального опыта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО–РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого–педагогической литературе
Игра – это одно из направлений деятельности человека. Сложное и интересное явление, оно уже давно привлекает внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и др.
В трудах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что игра спонтанно возникает не как продукт сугубо индивидуального творчества, а под воздействием социальной среды, усвоения социального опыта ребенка и как средство воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Постепенно на передний план выходят образовательные исследования детской игры в целом, а также ее различных типов: ролевые игры, дидактические, мобильные. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость осмотра ребенка в игре, чтобы выбрать более значимые методы формирования игры и взаимоотношений детей в ней [3, c. 5].
На ранних стадиях человеческого развития, когда уровень производительных сил был еще крайне низким, а основным источником средств к существованию была охота, дети очень рано начали участвовать в общей работе со взрослыми. Практически освоив возможности использования примитивных инструментов, дети стали полноправными членами общества [7, С. 99].
Каждый народ накопил и передавал из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и развлекаясь, знакомятся с окружающим миром, совершенствуют свои навыки, осваивают различные виды человеческой деятельности. Каждое общество оказывает различное влияние на содержание датских игр, сознательно или спонтанно (выбирая игрушки, осуждая и одобряя игры с определенным контентом и т.д.) [7, С.100].
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО–РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО–РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников
Выявление уровня сформированности игровых навыков проводилось на базе ГУО «Ясли–сад № 48», г. Гомеля. Выборку составили: 21 воспитанник старшего дошкольного возраста, в возрасте 6–7 лет.
Цель: Определить уровень игровых навыков у детей старшего возраста дошкольного возраста.
Задачи:
- выбрать требуемый диагностический материал.
- диагностировать уровень игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
- проанализировать полученные результаты.
1. Методика, разработанная Калининой Р. Р., использовалась для определения уровня развития игровых навыков у детей дошкольного возраста. 13]
Эта методика основана на схеме наблюдения за детскими играми. Содержит наиболее важные параметры, определяющие развитие ролевой игры в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая система позволит проводить как качественный, так и количественный анализ уровня подготовки детей дошкольного возраста к ролевым играм.
2. С целью изучения образовательного уровня игровых навыков детей дошкольного возраста была организована ролевая игра в группе из 7 детей дошкольного возраста.
Тема игры была определена экспериментатором, который вместе с воспитателем провел диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в ход игры, поэтому в случае необходимости ему была оказана минимальная помощь. Были выбраны темы игры «Путешествие». Эта тема была выбрана таким образом, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей, чтобы она не имела четко определенной ситуации и могла включать в себя различные роли в игровом сюжете. Например, один из детей может заболеть во время путешествия и посетить врача. Или вы должны построить мост, чтобы пересечь реку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная деятельность ребенка – игра, и его влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Разнообразие игр в детском саду должно быть гарантировано созданием игровой площадки.
Учитывая особенности детской игровой деятельности, можно сделать вывод, что целенаправленное обучение детей в игре может активизировать умственную и двигательную сферы, развивать когнитивные процессы, эмоциональную и волевую сферы, умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Созданная тематическая среда развития стимулирует детей к радости, эмоционально позитивное отношение к детскому саду, желание участвовать, увеличивает новые впечатления и знания, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на психическое развитие дошкольников.
Особое внимание уделяется профессиональной игровой среде в дошкольных учреждениях.
Таким образом, играют важную роль в жизни и развитии детей. Многие положительные характеристики ребенка, интерес и готовность к дальнейшему обучению развиваются в игровой деятельности, развиваются когнитивные способности. Играть важно для того, чтобы подготовить ребенка к будущему и сделать его реальную жизнь полной и счастливой. Учителя не должны забывать обращать особое внимание на игру. Детская игра – это часть его жизни.
Поэтому дошкольная игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и умственного развития, формирования личности и формирования групп детей.
Педагог, разрабатывающий тему, должен руководить игрой, делать ее более информативной и организованной, знакомить детей с жизнью и деятельностью взрослых и помогать им в организации игр. Это создает более благоприятные условия для общего развития ребенка [5].
1. Абузярова Л. А. Предметно–развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2009. – №6
2. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Педагогика, 2006. – 250 с.
3. Анурин В. Ф. Интеллектуальный тренинг / В. Ф. Анурин. – М.: «Академический Проект», 2005г. – 15 с.
4. Артамонова О. Предметно–пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – №6
6. Грашин А. А. Дизайн детской развивающей предметной среды: Учеб. пособие. М.: Архитектура, 2008.
7. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно–игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно–практической конференции) /Н. Т. Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с.
8. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика–Синтез, 2009. – 128 с.
9. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика–Синтез, 2009. – 128 с.
10. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. – 2003. – №12. – С.17–21
11. Калинина Р. Р. Психолого–педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
12. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно–развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. – 2004. – №11. – С. 27–30.
13. Колунтаева Л. И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ. – 2009. – №5
14. Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов – на – Дону, 2007
15. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно–методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
16. Маханева М. Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2009. – №2. – С.4–6
17. Менджерицкая Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание». – № 5. – 210 с.
18. Меремьянина О. Р., Казанцева А.С. Предметно–развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ – 2008 – №7
19. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно–воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2–е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
20. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность / С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003. – №6. – С. 43–48.
21. Особенности ролевых игр в раннем и старшем дошкольном возрасте /журнал «Дошкольное воспитание», 2008 год, – 54 с.
22. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с.
23. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно–развивающей среды //Дошкольное воспитание. 2010 – №4