ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИГНВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
1.1 Особенности восприятия речевого сообщения
1.2 Определение грамматического минимума, подлежащего рецептивному усвоению
1.3 Особенности формирования рецептивных грамматических навыков чтения на основе теории поэтапного формирования умственных действий
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
2.1 Методическая организация материала для формирования ориентировочной основы дейcтвия по опознаванию временных форм английского глагола
2.2 Комплекс упражнений для формирования рецептивных грамматических навыков
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблеме рецептивного навыка посвящены исследования ряда авторов, в которых раскрывается психологическая сущность рецептивного навыка в целом, а также этапы и условия его формирования. В методических целях целесообразно рассмотрение данного явления как сложного, состоящего из морфологического и синтаксического компонентов. При определении этих компонентов нужно исходить из общеизвестного в психологии положения о том, что в основе чтения лежит восприятие графических символов языковых знаков и узнавание их путем сличения воспринятых знаков с «образами», которые хранятся в долговременной памяти.
Анализ исследований, посвященных чтению, а также собственные наблюдения показали, что в процессе формирования рецептивного грамматического навыка целесообразно использовать аналитические действия. Элементы анализа являются основой создания компенсирующего и контролирующего механизмов чтения, которые приходят на помощь в случае «несрабатывания» навыка узнавания, т. е. неузнавания грамматической информации: читающий возвращается к началу предложения и подвергает анализу непонятное место. Если обучающийся владеет экономными и целенаправленными способами анализа, то это приводит к правильному пониманию. Анализ при этом может быть неполным, что является результатом автоматизации развернутых аналитических действий. Следовательно, обучающегося необходимо вооружить средствами сознательной обработки грамматических форм, которые в состоянии привести к пониманию текста.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с её помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения. Поэтому эффективным способам обучения грамматике отводится в современной школе важная роль.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИГНВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
1.1 Особенности восприятия речевого сообщения
Трудности понимания возникают из-за отсутствия навыков целостного восприятия явлений – формы вместе с выражаемым этой формой значением.
Следует также обратить внимание на такую проблему, как неумение учащихся подходить к тексту как к единому целому и стремление извлекать из него языковую и научную информацию на уровне отдельных предложений, не следя за последовательностью развития мысли автора и не связывая каждое предшествующее предложение с последующим, которое добавляет нечто новое к характеристике предмета, описываемого в тексте.
Анализ феномена навыка в структуре деятельности, а также речевого навыка в структуре речевой деятельности позволяет определить рецептивные грамматические навыки как автоматизированные операции по симультанному распознаванию структурно-семантических элементов текста в процессе восприятия и осмысления его содержания. Речевое восприятие текста есть процесс раскрытия опосредствованных словами связей и отношений, который направлен на рецептивное (заданное) порождение умственной и реальной ситуации, ограниченное рамками языковой информации воспринимаемого текста и теми фрагментами индивидуального опыта реципиента, которые возбуждаются в его памяти в ходе процесса восприятия. Понимание читаемого предполагает реконструкцию смыслового замысла автора [11, с. 153]. На основании этих фактов можно утверждать, что совершенствование грамматических навыков чтения состоит в реконструировании структурно-семантических элементов текста на всех уровнях на основе универсальных операций чтения.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
2.1 Методическая организация материала для формирования ориентировочной основы действия по опознаванию временных форм английского глагола
Выявив большое значение для формирования рецептивных грамматических навыков чтения того факта, как подается материал для усвоения его в рецептивном плане, можно обосновать форму предъявления и содержание грамматического материала по опознаванию временных форм английского глагола.
Это схема ориентировочной основы действия, содержанием которой является следующее:
• формальные признаки грамматических явлений, служащих для узнавания этих явлений по внешнему виду;
• схемы-модели предложений, помогающих уяснить место компонентов грамматических явлений в предложении;
• алгоритм, показывающий учащимся практические рациональные операции и действия, которые надо совершать, чтобы опознать то или иное грамматическое явление и соотнести его со значением.
Критериями, в опоре на которые отбирается материал и формируются действия по опознаванию грамматических явлений и соотнесению их со значениями являются следующие:
1. направленность формирования правила;
2. его функциональность;
3. ступенчатость изложения;
4. возможность семантизации как переводным, так и беспереводным путем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе рецептивного вида речевой деятельности лежат слуховое и зрительное восприятие лингвистического материала и понимание заключенного в нем содержания.
Обучать учащихся грамматике английского языка – значит формировать специальные для данного языка грамматические механизмы, причем так, чтобы у обучаемых одновременно складывались определенные грамматические знания и умения.
Грамотный отбор грамматического минимума обеспечит не только относительно правильное грамматическое оформление студентом продуктивных видов речевой деятельности (говорение), но и понимание грамматических явлений при чтении.
Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями. Данный вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения.
Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у учащихся формировались также пассивно-рецептивные навыки.
К таким навыкам относятся: навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта. Этот вид грамматических навыков формировался в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста
При формировании рецептивных грамматических навыков большую роль играет выполнение активных речевых действий, подключение к процессу создания «образа» грамматической структуры речемоторных компонентов. Для более прочного закрепления в памяти «образа» необходимы как зрительные, так и слуховые и моторные подкрепления.
1. Белянин, В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. / В.П. Белянин. – М.: Генезис. – 322 с.
2. Брудный, А.А. Подтекст и элементы внетекстовых знаковых структур / А.А. Брудный // Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. – М.: Наука, 1976. – № 6. – С. 55-61
3. Витлин, Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 21-26
4. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. – М.: МГУ, 1968. – 135 с.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
6. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики / И.Н. Горелов. – М.: Лабринт, 2004. – 224 с.
7. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.
8. Лизенин, С.М. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы / С.М. Лизенин, Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. – 1992. – №5. – С. 5-13
9. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус .яз., 1989. – 276 с.
10. Петровский, А.В. К некоторым вопросам активизации учебной деятельности / А.В. Петровский, Г.А. Китайгородская // Методы интенсивного обучения иностранному языку. – М., 1979. – № 5. – 435 с.
11. Смысловое восприятие речевого сообщения (В условиях массовой коммуникации) / Отв. ред. Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1976. – 263 с.
12. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с.
13. Штерн, А.С. Лингвистические факторы в восприятии речи / А.С. Штерн // Слух и речь в норме и патологии. – Л., 1980. – № 3. – С. 26-32
14. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – М., 1974. – 245 с.
15. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.