Введение
Глава 1. Проблема организации трудового воспитания в УДО и семье
1.1 Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника
1.2 Задачи и условия трудового воспитания в УДО
1.3 Роль семьи в трудовом воспитаний дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование по определению уровня трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования и обоснование выбора методик
2.2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации педагогам по развитию трудовой деятельности
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка подрастающего поколения к жизни, а в частности, к труду – одна из актуальных задач в развитии личности. То есть с малых лет нужно начинать учить трудиться, на деле воспитывать уважение и любовь к труду и к людям труда. Воспитание этих качеств у молодого поколения рассматривается как один из важнейших факторов формирования всесторонне развитой личности, так как они являются средством развития физических, духовных, моральных и творческих сил человека.
Трудовое воспитание проходит красной нитью через все направления деятельности, так как нельзя говорить о всесторонне развитой личности, если человек отвлечен от труда [2, c. 147].
Основа трудового воспитания закладывается в семье. В жизни каждого из нас самую важную роль играет семья, на сегодняшний день, являясь единственным социальным институтом, выполняющим функцию физического и духовного воспроизводства населения.
Семья – первый трудовой коллектив. От отношения родителей к труду, поведения родителей в труде, привлечения детей к труду зависит – воспитают они трудолюбивого члена общества или бездельника и лентяя.
В классическом представлении под семьей понимают малую социальную группу, основанную на супружеском союзе и родственных связях. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопониманием; наличием совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующим взаимоотношения между родителями, детьми и ближайшими родственниками [5].
Актуальность выбранной теме обусловлена тем фактом, что в настоящее время семейное воспитание является той областью образовательного и воспитательного процесса, в которой взаимодействие между семьей и школой осуществляется на низком уровне, что негативно сказывается на общем состоянии данного вопроса.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УДО И СЕМЬЕ
1.1 Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника
Детский сад – это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено прежде всего на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми.
«Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному».
Сластенин В. А. говорит, что «…воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса» [21, c. 159].
«Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека» [4, c. 12].
Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.
Необходимость трудового воспитания в дошкольных учреждениях обусловила большое значение их научного исследования.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования и обоснование выбора методик
В практической части курсовой работы было проведено исследование по определению уровня трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста. А также были разработаны рекомендации педагогам по развитию трудовой деятельности.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста уровень трудовой воспитанности – средний.
В исследовании приняли участие 10 педагогов, а также 20 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Изначально было проведено анкетирование воспитателей. Анкета, предложенная педагогам представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Затем были проведены опрос и наблюдения за детьми. Цель опроса – выявить особенности отношения к труду, а также наличие или отсутствие трудолюбия. Вопросы, заданные детям представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Также чтобы выявить трудовую воспитанность у детей группы, было проведено наблюдение за трудом воспитанников. Наблюдение проводилось в утренний отрезок времени, а также в вечернее время на прогулке. Результаты опроса и наблюдений фиксировались, а затем были обобщены и представлены в таблице.
Интерпретация результатов:
На основе учения Т.А. Марковой были выделены три уровня развития трудолюбия дошкольников: высокий, средний и ниже среднего. Дале представлены критерии каждого из уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важной составляющей воспитания подрастающего поколения является трудовое образование. Детскому саду – первому звену системы образования детей принадлежит организующая, направляющая роль.
Трудовое воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в подготовке ребенка к школе. У детей формируются нравственные ориентиры, осознание полезности труда.
Дошкольная педагогика подчеркивает следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение основным трудовым навыкам и способностям; воспитание интереса к труду, усердию и независимости; воспитание социально ориентированных мотивов труда, навыков работы в коллективе и коллективе.
Знания детей дошкольного возраста о труде взрослых должны существенно влиять на их отношение к труду, но они могут оставаться формальными, если они не сочетаются с работой самих детей. В самой работе дети чувствуют нагрузку на себя и узнают о необходимости ее выполнения, начинают понимать, что усердие включает в себя умышленные усилия, умение выполнять порученную работу до конца, т.е. отступать перед трудностями.
В практической части курсовой работы было проведено исследование по определению уровня трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста.
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина – М., 1977
2. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5–7 лет / Е. А. Алябьева. – М.: Сфера, 2016. – 573 c.
3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследований / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982, – 192 с.
4. Бахарева А. С. Формы трудового воспитания детей. – М.: 1996. – 109 с.
5. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. – Москва: ИЛ, 2014. – 208 c.
6. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – М.: Мозаика–Синтез, 2011. – 136 c.
7. Домашние обязанности детей. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций. – Москва: СИНТЕГ, 2016. – 258 c.
8. Засобина Г. А. Педагогика: учебное пособие / под ред. Г. А. Засобина, И. И. Корягина, Л. В. Куклина. М.–Берлин: Директ–Медиа, 2015. – 250 с.
9. Кавардакова М. О. Дошкольник и мир профессий. Железная дорога. Программа и методические рекомендации / М. О. Кавардакова. – М.: АРКТИ, 2010. – 593 c.
10. Картан, Э. Нужен ли труд? / Э. Картан. – М.: 1998. – 464 c.
11. Колмогоров, А. Н. Мамины и папины помощники / А. Н. Колмогоров. – М.: 1985. – 254 c.
12. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: Высшая школа, 2009. – 719 c.
13. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3–7 лет / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 128 c.
14. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. – М.: Вентана–Граф, 2016. – 260 c.
15. Логинова В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Логинова В.И., Саморукова П.Г. – М.: просвещение, 1988. – 270 с.
16. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко; Сост. и авт. вступ. ст. В.С. Хелемендик. – Москва: Политиздат, 1988. – 255с.
17. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: Сфера, 2012. – 227 c.
18. Нищева, Н. В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Нищева. – М.: Детство–Пресс, 2014. – 180 c.
19. Нравственно–трудовое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 222 c.
20. Романовский, В. И. Избранные труды, том 2. Приучаем деей к труду дома / В. И., Романовский. – М.: 2001. – 447 c.
21. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
22. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 398 c.
23. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1991. – 922 c.
24. Харламов, И. Ф. Педагогика. Учебник / И.Ф. Харламов. – М.: Унiверсiтэцкае, 2006. – 560 c.
25. Шаламова, Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями / Е. И. Шаламова. – М.: Детство–Пресс, 2012. – 312 c.
26. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т. А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2014. – 191 c.