ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1. Психологическая характеристика студенческого возраста
1.2. Особенности самооценки в студенческом возрасте
1.3. Социометрический статус студентов-психологов в контексте межличностного общения
Выводы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1. Описание методик и ход исследования
2.2. Обработка результатов исследования самооценки и социометрического статуса у студентов-психологов
2.3. Проведение коррекционной работы со студентами-психологами
2.4. Сравнение результатов до и после коррекционной работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Условия динамических преобразований во всех сферах человеческой деятельности и социальных отношений способствуют возрастанию роли полноценного межличностного общения, которое является фактором успешной социализации человека. Взаимодействие индивида с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, складывающихся между людьми в их общественной жизни. В качестве отражения этих объективных взаимоотношений в социальной группе выступают межличностные отношения, под которыми понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, выражающиеся в характере и способах взаимовлияний в процессе их совместной деятельности и общения.
Особое значение межличностное взаимодействие приобретает в студенчестве, когда происходит активное расширение социальных контактов, вырабатывается нравственные убеждения и идеалы, выстраивается модель поведения согласно выбираемыми студентами социальными ролями. В юношеском возрасте определяется характер взаимоотношений с окружающими людьми, которые влияют на развитие личности студентов развитие, утверждение своего места в обществе. Среди многообразия факторов (психологических, социально-психологических, социокультурных, политических и другие) особенно высоко значимой для развития межличностных отношений является самооценка.
Студенческая группа является сложным и многообразным социальным явлением, которое развивается по объективным законам взаимодействия и общения. Она функционирует согласно общим групповым процессам, которые оказывают сильнейшее влияние на личность студента, а также на успешность его профессионального становления, на характер его поведения в социуме, отношение к другим людям.
Межличностные отношения являются взаимными ориентациями, развивающиеся и кристаллизующиеся у индивидов, которые находятся в длительном контакте Общение – это социально и личностно ориентированный процесс, в ходе которого реализуются личностные отношения и установки нормативных ценностей
Исследование самооценки является одной из наиболее разработанных проблем современной психологии. Проблеме изучения самооценки
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1. Психологическая характеристика студенческого возраста
Переход к студенчеству связан с расширением диапазона доступных или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности. Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность молодых людей, которые объединяются институтом высшего образования [10, с. 95].
Студенческий возраст является особым периодом, охватывающим юность и начало ранней взрослости. Границы студенческого возраста весьма разлиты, однако большинство исследователей нижней границей юношеского периода считают 16-17 лет, когда происходит первичная социализация. Верхний предел принято обозначать возраст 24-25 лет, когда происходит завершение социализации или усвоение культурных, профессиональных, семейных, функций [19, с. 154].
В современной психологической литературе юношеский возраст рассматривается как период вхождения во «взрослую» жизнь, когда происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формируется учебно-профессиональная деятельность, происходит усвоение роли студента. Студенческий возраст – это период, когда молодой человек проходит путь от несистемного и непоследовательного юноши или девушки, который стремится к взрослости, до действительного статуса взрослого [30,, с. 53].
Обучение в вузе студентами рассматриваем с различных жизненных позиций: одни студенты в качестве мотивации обучения называют приобретение профессии, другие видят возможность заниматься исследованиями, третья категория студентов рассматривают обучение как возможность пожить студенческой жизнью [18, с. 44].
Анализ литературы показал, что основными характеристиками студенческой молодежи выступают:
– становление самосознания;
– формирование устойчивой системы ценностей;
– формирование социального статуса личности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА И САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
2.1. Описание методик и ход исследования
Исследование проводилось на базе МГУ им. А.А. Кулешова. В исследовании приняли участие 25 студентов-психологов 3 курса. Возраст испытуемых – от 19 до 22 лет.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. На первом этапе проводилась диагностика самооценки у студентов-психологов.
2. На втором этапе проводилась диагностика социометрического статуса студентов-психологов.
3. На третьем этапе была произведена первичная статистическая обработка результатов исследования.
4. На четвертом этапе результаты исследования и предлагаемая гипотеза были проверены методами математической статистики.
Для выявления самооценки у студентов-психологов использовался тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» (Н.П. Фетискин); для выявления социометрического статуса студентов-психологов применятся метод социометрии.
Тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности» (Н.П. Фетискин)
Методика предназначена для оценки своих возможностей. На основе самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности.
Цель исследования: выявить уровень самооценки у студентов-психологов.
Материалы и оборудование: бланк ответов, ручка.
Ход исследования:
Методика проводится в групповой форме. Испытуемым предлагается оценить 32 утверждения по следующей шкале: Очень часто - 4 балла; Часто - 3 балла; Иногда - 2 балл; Редко - 1 балл; Никогда - 0 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что студенческий возраст представляет собой период интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения во «взрослую» жизнь. Основными характеристиками студенческой молодежи выступают: профессиональное и личностное самоопределение, повышение личностной зрелости; повышение самостоятельности и как личности, и как будущего специалиста. В этот период у юношей и девушек происходит расширение спектра личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашен, меняется характер отношений с окружающим миром.
Самооценка в студенческом возрасте имеет свои особенности. Центральное психологическое новообразование студенческого возраста заключается в становлении устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», что связано с усилением самоконтроля, самоуправления. К юношескому возрасту самооценка становится более адекватной. У юношей и девушек на базе роста самосознания развивается потребность в самовоспитании, саморазвитии, самосовершенствовании. Становление самосознания способствует появлению тенденции к подчеркиванию собственной индивидуальности, формированию собственной модели личности, посредством которой они определяют свое отношение к окружающим людям.
Студенческая группа имеет внутригрупповую иерархию, которая предполагает наличие у членов различных социометрических статусов. Социометрический статус как положение студентов в системе внутригрупповых межличностных отношений, отражает характер общения в студенческой группе. Межличностное общение как сфера проявления социометрического статуса является не только самодостаточной сферой жизнедеятельности студента, но и важнейшим условием процесса его становления личности.
В исследовании принимали участие 25 студентов-психологов. Для выявления взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у студентов-психологов сначала была проведена первичная обработка данных. Результаты исследования самооценки показали, что 12 студентов-психологов (48%) имеют высокую самооценку; 8 студентов-психологов (32%) имеют среднюю самооценку; 5 студентов-психологов (20%) имеют низкую
1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. тр. : в 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 103-127.
2. Анисимова, О. М. Самооценка в структуре личности студента : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / О. М. Анисимова. – Ленинград, 1984. – 18 с.
3. Безумова, Л. Г. Социально-психологические факторы соотношения и изменения личностных ценностей и потребностей студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Л. Г. Безумова. – Саратов, 2009. – 19 с.
4. Бирюкевич, Е. А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49-65.
5. Бовина, М. В. Развитие культуры межличностных отношений в контексте их взаимодействия в академической группе / М. В. Бовина // Известия РГПУ. – 2007. – № 2. – С. 182-193.
6. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
7. Бухлина, Л. Ю. Связь социальной позиции личности в группах членства с социометрическим статусом / Л. Ю. Бухлива // Известия ПГПУ. – 2012. – № 2. – С. 120-126.
8. Вербицкий, А. А. Психология мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. – М.: Логос, 2006. – 96 с.
9. Добина, Н. И. Психологическая структура конфликтности студентов с различным социометрическим статусом : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Н. И. Добина. – Ярославль, 2011. – 20 с.
10. Карелкин, Е. Н. Социально-психологические особенности студенческой молодежи / Е. Н. Карелкин // Вестник Красноярского ун-та МВД России. – 2014. – № 1. – С. 94-98.
11. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1-5.
12. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Я. Л. Коломинский. – Минск : «ФИАинформ», 2003. – 465 с.
13. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 225 с.
14. Коробицин, Д. В. Личностные детерминанты низкого социометрического статуса студентов / Д. В. Коробицин // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 158-163.
15. Магомедова, Р. М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного ВУЗа / Р. М. Магомедова // Казанский пед. журнал. – 2012. – № 2. – С. 131-137.
16. Малютина, Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129-133.
17. Мамаев, В. А. Аксиологический подход в воспитании студенчества / В. А. Мамаев // Вестник ЮжУрГУ. – 2012. – № 1. – С. 80-84.
18. Михеева, Г. А. Формирование системы межличностных отношений студентов / Г. А. Михеева // Известия РГПУ. – 2008. – № 2. – С. 43-48.
19. Мурзина, С. М. Психология и типология личности студента / С. М. Мурзина // Ученые записки ОрлГУ. – 2010. – № 2. – С. 154-158.
20. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев : Наука, 2006. – 191 с.
21. Пахтусова, Н. А. Социально-психологический анализ проблемы межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды вуза / Н. А. Пахтусова // Вестник ЧГПУ. – 2013. – № 2. – С. 155-159.
22. Прокофьева, Т. А. Психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов / Т. А. Прокофьева // Вестник Самарской гум. Академии. – 2008. – № 2. – С. 74-78.
23. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
24. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Мир, 1994. – 320 с.
25. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
26. Серкова, А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А .М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 1-7.
27. Фокина, И. В. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе / И. В. Фокина, О. К. Соколовская // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 69-74.
28. Черток, Т. В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе / Т. В. Черток // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 3. – С. 64-69.
29. Шевцова, В. А. Гендерные особенности проявления агрессивности у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Шевцова // Приволжский научный вестник. – 2013. – № 2. –
С. 132-136.
30. Шнейдер, О. В. Особенности юношеского возраста / О. В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52-53.
31. Щербович, В. А. Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус в группе / В.А. Щербович // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2005. – № 2. – С. 94-99.
32. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.