ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана с тем, что эффективность обучения и воспитания учащихся обусловлена характером взаимодействия школы и семьи. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи принадлежит классному руководителю. Работа классного руководителя носит многоаспектный характер и связана не только с учащимися, но и с их родителями, а также с учителями, с социально-педагогической и психологической службой учреждения образования, межведомственными службами.
Проблема изучения системы работы классного руководителя имеет высокую значимость и в теории, и в практике школьного образования. Классный руководитель формирует и развивает классный коллектив, создает благоприятные социально-психологические условия для развития личности учащихся, защищает права и интересы учащихся, организует взаимодействие школы и семьи.
Важнейшим аспектом взаимодействия семьи и школы является сотрудничество.
Методика работы классного руководителя находит свое выражение в трудах Н.И. Болдырева, М.И. Рожкова, Л.В. Кузнецовой, Т.А. Стефановской, В.П. Сергеевой, В.П. Созонова, Г.А. Цукермана и др.
Некоторые аспекты работы классного руководителя с неблагополучными семьями отражены в работах В.Н. Гурова, А.В. Ковалевской, И.А. Фурманова, Т.И. Шульги.
Однако, исследований, направленных на изучение системы работы классного руководителя с семьями учащихся разного типа, недостаточно.
Итак, актуальным становится изучение системы работы классного руководителя с семьями учащихся.
Объект исследования – содержание работы классного руководителя с семьями учащихся разного типа.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1. Основные направления деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя играет огромную роль в учебно-воспитательной, развивающей работе с учащимися.
Деятельность классного руководителя представляет собой целенаправленную, системную, планируемую деятельность, которая строится на основе программы образовательного учреждения, опыта и анализа педагогической деятельности, личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
Классный руководитель выполняет такие важнейшие функции как:
1) организационно-координирующие: обеспечивает связь школы с семьей; обеспечивает контакты с родителями (других представителей) учащихся; проводит консультации и беседы с родителями; выступает в качестве организатора деятельности учащихся в классе; организует непосредственное взаимодействие с учащимися и с их родителями; заботиться о когнитивном и личностном развитии каждого учащегося;
2) коммуникативные: регулирует межличностные отношения между учащимися; устанавливает взаимодействие между педагогическими работниками и учащимися; содействует установлению благоприятного психологического климата в классе.
3) аналитико-прогностические: изучает индивидуальные особенности учащихся; определяет актуальное состояние и перспективы развития коллектива класса;
4) проектно-организаторские: определение направлений и содержания воспитательной работы, согласно программе школы [9, с. 85].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Диагностика в работе классного руководителя с семьями
Огромная роль в работе классного руководителя принадлежит диагностике. Она используется и в работе с учащимися, и с их родителями. Информация, которую можно получить с помощью диагностики от родителей, может оказаться полезной при постановке и решение многих учебно-воспитательных задач.
Классный руководитель может использовать психолого-педагогическую и педагогическую диагностику. Психолого-педагогическая диагностика является инструментарием для объективной оценки развития личности учащихся, наличии или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения образования и результатами процесса воспитания.
По мнению Н.Е. Щурковой, в основе изучения личности ребенка лежит психолого-педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, определяются их причины, отслеживаются причины возникновения конфликтных ситуаций, исследуются условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности учащихся [16, с. 38].
Изучение запросов родителей учащихся по организации образовательного процесса, психологической атмосферы семьи, мнения родителей об успешности деятельности учреждении образования возможно с использованием следующих методик:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме позволил сформулировать следующие выводы:
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются: изучение с помощью диагностики учащихся и коллектива класса; изучение и анализ характеристик и особенностей семьи; постановка и реализация воспитательных задач с классом учащихся; просветительская работа, повышение компетентности родителей; сотрудничество родительского актива и педагогического состава; включение родителей в учебно-воспитательный процесс; подготовка учащихся к будущей семейной жизни; планирование воспитательной работы.
Классный руководитель выстраивает систему работу с учетом социальных и материальных условий жизни учащихся, специфики их семейного воспитания. К особенностям работы классного руководителя с семьями разного типа относятся: учет психологических особенностей учащихся и социального статуса семей, активное взаимодействие с социальным педагогом по выявлению семей различных категорий и их социально-педагогическому сопровождению, использование таких форм сотрудничества классного руководителя с семьями разного типа как индивидуальные, коллективные, дифференцированные, нетрадиционные.
Диагностика представляет собой важнейшее направление деятельности классного руководителя. Педагогическая диагностика среди учащихся 8-ых классов позволила выявить, что многие подростки преимущественно предпочитают проводить время дома за компьютером, не посещают культурные центры города, не занимаются в каком-либо коллективе художественной и творческой самодеятельности в школе, не желают принимать участие в культурно-досуговой деятельности. Подростки, принимающие участие в культурно-досуговой деятельности, руководствуются личностными и престижными мотивами. В результате
1. Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя / Н.И. Болдырев. – М. : Просвещение, 1984. – 271 с.
2. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. – М. : Пед. общество России, 2003. – 192 с.
3. Демидова, Е.В. Работа классного руководителя с родителями учащихся / Е.В. Демидова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012. – № 1. – С. 54-59.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону : Феникс,1997. – 480 с.
5. Классному руководителю : учеб-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 352 с.
6. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск : Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
7. Кузнецова, Л.В. Воспитательная работа в школе / Л.В. Кузнецова. – М. : Школьная пресса, 2002. – 284 с.
8. Курушкина, С.А. Взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса / С.А. Курушкина // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 6. – С. 6-12.
9. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М. : Академия, 2001. – 415 с.
10. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя / В.П. Созонов. – М. : Педагогический поиск, 2000. – 395 с.
11. Стефановская, Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности / Т.А. Стефановская. – М. : Академия, 2006. – 236 с.
12. Технология организации деятельности классного руководителя с разными типами семей : научно-методические рекомендации / Под общ. ред. Н.Г. Миловановой. – Тюмень : ТОГИРРО, 2007. – 16 с.
13. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
14. Цукерман, Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 2. – С. 27-29.
15. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьёй : учеб. пособие / Т.И. Шульга. – М. : Дрофа, 2007. – 254 с.
16. Щуркова, Н.Е. Классное руководство : Рабочие диагностики / Н.Е. Щуркова. – М. : Смысл, 2001. – 413 с.