Введение
1 Теоретические аспекты общения у детей младшего школьного возраста со сверстниками
1.1 Общение как социально-психологический феномен
1.2 Роль и значение общения в младшем школьном возрасте
1.3 Особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками
Выводы по первой главе
2 Эмпирическое исследование оптимизации общения у детей младшего школьного возраста со сверстниками
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Разработка направлений оптимизации общения у детей младшего школьного возраста со сверстниками
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема общения является одним из самых актуальных вопросов современной социальной психологии. Именно в процессе общения осуществляется обмен информацией, эмоциональный обмен, социализация. Особенно важно общение для детей младшего школьного возраста. Общение является сложной и многогранной по своей природе деятельностью, благодаря общению человек живет в социуме, общение – это залог успешной адаптации человека к окружающей социальной действительности. С поступлением ребенка в школу, у него начинается период активного общения, установления коммуникативных связей, процессы адаптации и социализации. В данный период ребенок переходит на новый уровень отношений с окружающими людьми и окружающим его миром.
В отечественной психологии общение рассматривается как одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова).
Младший школьный возраст уникален наличием опыта произвольного общения, его значимостью для ребенка. Межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для детей младшего школьного. От того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками оказывает влияние на все сферы жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости. При недостаточном внимании педагога к проблемам общения учащихся отмечаются негативные проявления общения в группе – агрессия при взаимодействии, изолированность отдельных учащихся и пр. В случаях неблагоприятного социального положения школьника в группе сверстников требуется вмешательство других школьных специалистов – социального педагога, педагога-психолога. В младшем школьном возрасте для ребенка особую роль играет общение со сверстниками, в процессе которого он усваивает новый опыт, формирует навыки межличностного общения, усваивает новые способы поведения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Общение как социально-психологический феномен
Проблема общения является одной из самых актуальных проблем современной социальной психологии. Именно в общении происходит обмен информацией, эмоциональный обмен, социализация. Каждый человек живет, учится и работает среди людей. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата [5, с. 165].
«Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера» (А.А. Крылов) [21, с. 121].
Общение – это одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате общения и взаимодействия с другими людьми [2, с. 136]. Формы и виды общения очень разнообразны. Оно может быть опосредованным и непосредственным, дружеским и включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности: субъект – объектным или субъект – субъектным [14, с. 98].
Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:
– коммуникативную;
– интерактивную;
– перцептивную.
Существуют и другие подходы к структуре общения, так Б.Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения, которая представлена следующими компонентами:
– субъекты общения;
– средства общения;
– потребности, мотивация и цели общения;
– способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;
– результаты общения [20, с. 265].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной курсовой работы является изучить особенности общения младших школьников со сверстниками и разработать направления оптимизации общения у детей младшего школьного возраста со сверстниками. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование процесса общения младших школьников со сверстниками. Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей общения у детей младшего школьного возраста со сверстниками. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
База исследования: ГУО « Средняя школа №31 города Бреста».
Выборка: в исследовании принимали участие учащиеся 1 и 2 классов в возрасте 6-8 лет. Для проведения исследования младших школьников разделили на две группы:
первая группа – учащиеся 1 классов (количество 25 человек);
вторая группа – учащиеся 2 классов (количество 27 человек).
Для осуществления эмпирического исследования использовались следующие методы диагностики:
– метода наблюдения;
– экспериментальная ситуация «Мозаика» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова);
– «Рукавички» Г.А. Цекурман.
1. Метод наблюдения. Для выявления уровня сформированности культуры общения у младших школьников со сверстниками проводилось наблюдение за свободным общением детей, рекомендуемое М.А. Поваляевой [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение в психологии рассматривается как коммуникативный процесс, как процесс взаимодействия индивидов, как процесс взаимовлияния человека на человека, как процесс взаимного понимания друг друга, как способ построения отношений. Общение выполняет ряд важнейших социальных и психологических функций. В структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.
Активное овладение навыками общения происходит в младшем школьном возрасте. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов с одноклассниками, эмоциональных связей. Общение младших школьников со сверстниками протекает на фоне учебной деятельности, которая создает новые условия для проявления и развития коммуникативных навыков. Важным мотивом общения младших школьников становится потребность в признании, одобрении и уважении сверстниками. В младшем школьном возрасте особую значимость для ребенка приобретает его положение среди сверстников. Отверженные дети имеют трудности в общении с одноклассниками, неуживчивы, капризны, замкнуты, или, наоборот, агрессивны. С возрастом у детей младшего школьного возраста повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников, что влечет за собой повышение удовлетворенность общения со сверстниками.
В результате проведенной эмпирической работы, пришли к выводам: что высоким уровнем сформированности культуры общения обладают 32% учащихся 1 классов и 56% учащихся 2 класса. Средний уровень сформированности культуры общения имеют 42% учащихся 1 классов и 37% учащихся 2 классов. Низкий уровень сформированности культуры общения характерен для 16% учащихся 1 классов и 8% учащихся 2 классов. Большинство учащихся 1 классов имеют средний уровень сформированности культуры общения – они слушают и понимают речь, участвуют в общении, но преимущественно по инициативе других; не всегда умеют договориться с партнерами по совместной деятельности и вести диалог; умеют пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, вежливые слова употребляются по напоминанию взрослого. Учащиеся 2 классов преимущественно обладают высоким уровнем сформированности культуры общения. Они активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации; легко входят в контакт с окружающими сверстниками.
1 Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. – 268 с.
2 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 296 с.
3 Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт-К., 2008. – 556 с.
4 Гамезо, М. В. Старший дошкольник, младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – М.: Наука, 2009. – 251 с.
5 Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. – М.: Наука, 2007. – 230 с.
6 Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение. 1972. – 431 с.
7 Дубровина, И. В. Психология / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 464 с.
8 Клюева, Н. В. Учим детей общению/ Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 267 с.
9 Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003. – 312 с.
10 Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.
11 Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И. Ю. Кулагина. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 192 с.
12 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 210 с.
13 Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Наука, 2000. – 320 с.
14 Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 144 с.
15 Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Педаго- гика, 1993. – 192 с.
16 Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. О. Е. Смирновой. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с.
17 Мухина, В. С. Шестилетний ребенок в школе / В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005. – 321 с.
18 Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 2002. – 160 с.
19 Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. – Изд. 3-е. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
20 Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. – Л., 2001. – 327 с.
21 Психология: Учебник / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005. – 345 с.
22 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 679 с.
23 Рузская, С. Л. Особенности начального этапа общения с незнакомым взрослым, / Под ред. А. И. Запорожца, М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 2004. – С.153-178.
24 Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. М.: Владос, 2003. – 123 с.
25 Урунтаева, Г. Н. Дошкольная психология / Г. Н. Урунгаева. – М: Просвещение, 2004. – 144 с.
25 Цукерман, Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?/ Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2008. – №5. – С.68-82.
27 Шамухометова, Е. С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников / Е. С. Шамухаметова // Вестник костромского государственного университета. – М., 2015. – С.75-77
28 Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. – 348 с.