Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы активизации речевого общения у детей с задержкой речевого развития
1.1 Развитие речевого общения у детей в онтогенезе
1.2 Понятие о задержке речевого развития в речевом развитии
1.3 Методика активизации речевого общения у детей раннего возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Методические рекомендации по активизации речевого общения у детей с задержкой речевого развития в игровой деятельности
2.1 Обоснование комплекса игр по активизации речевого общения у детей с задержкой речевого развития
2.2 Комплекс игр по активизации речевого общения у детей с задержкой речевого развития
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Речевая функция одна из важнейших функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе.
Число детей с нарушениями языкового развития неуклонно растет. Значительная часть из них – дети, которые нормативно не контролируют здоровую сторону языка и обладают при этом полноценным слухом и интеллектом. Это группа детей с задержкой речевого развития.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой речевого развития особое место отводится развитию словарного запаса.
Психологические, лингвистические и психолингвистические исследования подчеркивают важную роль ассимиляции инфлективных и речевых процессов в нормальном развитии разговорной речи детей.
Практически все исследователи, исследовавшие проблему детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаев, Г.А. Каче, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуифер, А.В. Ястребова и др.) указывали на недостаточные способности этих детей в образовании новых словоформ. Анализируя речевой статус детей с задержкой речевого развития, исследователи отмечают, что грамматическая структура языка недостаточно развита уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.).
У детей с задержкой речевого развития наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи.
Раннее детство (период от одного до трех лет) является особым периодом в жизни ребенка. В это время происходит быстрое умственное и физическое развитие, создается фундамент для дальнейшего формирования ребенка как личности. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Этот период развития ребенка является наиболее благоприятным для развития этой конкретной психической функции, о чем свидетельствует исследование детей, которые мало знакомы с другими людьми в детстве.
Проблемы развития речи изучались в разное время авторами, такими как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие развитие речи, причины речевых нарушений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Развитие речевого общения у детей в онтогенезе
Под понятием «онтогенез речи» обычно подразумевают весь процесс формирования человеческой речи, начиная от первых речевых актов и до того момента, когда индивид способен без проблем пользоваться языком, как орудием общения и мышления. Иными словами, онтогенез – это динамический процесс развития речи ребенка с использованием в ней высказываний разной структуры [1, с. 30].
В возрасте от 1 до 6 лет дети лучше всего улавливают все происходящие вокруг процессы и это оптимальный возраст для развития психических процессов [2].
Характеристика и сущность связной речи и ее особенностей рассматривается в современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе.
В современной лингвистической литературе для описания связной речи используется термин «текст». По мнению И.Р. Гальперина, текст представляет собой произведение речетворческого процесса, которое обладает такими свойствами как:
– завершенность;
– целенаправленность и интеграция;
– тематическое единство;
– наличие заголовка, особых сверхфразовых единств;
– лексическая, грамматическая, логическая, стилистическая связи [3, с. 4].
В онтогенезе развитие и формирование фонетических и фонематических аспектов речи происходит постепенно.
По данным Т.Б. Филичевой, первые звуки ребенка – это крики. Крик не может быть разбит на отдельные компоненты его элементов, чтобы различать в нем определенные звуки. На этом этапе – префонемическом – происходит полное отсутствие дифференциации речевых звуков, отсутствует понимание речевых и активных речевых возможностей [4, с. 18]. Первые месяцы жизни дети плачут достаточно много. Как отмечает Н.И. Красногорский: «В первом полугодии жизни, начиная со второго месяца, у грудных детей появляются недифференцированные голосовые шумы, свисты и визги различных оттенков, которые постепенно дифференцируются в речевые звуки» [3, с. 18].
Гласные звуки преобладают в гулении, эти первые вокальные звуки – подготовка, естественные упражнения респираторных и мышечных мышц для организации будущих более сложных вокальных ответов.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Обоснование комплекса игр по активизации речевого общения у детей с задержкой речевого развития
Система коррекции развития и воспитания детей с задержкой речевого развития основана на следующих принципах:
- Раннее воздействие речи, чтобы избежать вторичных нарушений.
- развитие речи на основе онтогенеза.
- дифференцированный подход к логопедии, так как у детей разная речевая структура.
- отношение речи к другим аспектам интеллектуального развития.
Нормализация речи должна учитывать общие принципы обучения, отражающие модели овладения языком и речью [17, с. 16].
Наиболее важные из них включают в себя:
- принцип взаимосвязи эстетического, умственного и речевого развития детей, включающий усвоение речевого материала на основе решения психических задач,
- коммуникативный и активный подход к развитию речи.
- принцип элементарного осознания явлений языка.
- принцип обогащения речевой мотивации.
- принцип системного взаимодействия различных компонентов языка.
- патогенный принцип;
- принцип согласованности.
- принцип выбора языка [14].
Дети с нарушениями развития речи имеют более низкий уровень образования и качественную оригинальность навыков словоизменения, что необходимо учитывать при планировании корректирующих заданий.
Игра - это вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих определенные области реальности [12, с. 49].
Игра является одним из проявлений личности. Суть игры - непродуктивная условная деятельность, которая заключается не в ее эффектах, а в самом процессе, с целью восстановления и усвоения социального опыта, в котором формируется и совершенствуется управление поведением [12, с. 50].
Ценность игры в развитии и воспитании личности уникальна, так как игра позволяет каждому ребенку почувствовать себя субъектом, показать и развить свою личность.
Все виды словесной игры должны основываться на двух требованиях: дети должны слышать речь, о которой они говорят, и они должны говорить за себя. Но есть дети, которые еще не говорят. Игрушки и занятия с такими детьми способствуют последовательному накоплению их пассивного словарного запаса и осуществляются соответствующим образом. Обновление пассивной лексики выходит за рамки развития активной лексики, даже когда дети усвоили механизм речи. Это делается с помощью речи, которую слушает ребенок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение психолого-педагогической литературы на тему данной работы показало, что в возрасте от 1 до 6 лет дети лучше способны понять все процессы вокруг них, и это оптимальный возраст для развития духовных процессов. Артикуляционная база в онтогенезе постепенно развивается с пятилетнего возраста.
Связное речевое развитие также присутствует на разных этапах, в сочетании с развитием мышления, усложнением деятельности детей и разнообразием форм общения с другими людьми.
Современные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что проблемы раннего распознавания и коррекции несоответствий в развитии речи у детей имеют особое значение для дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения.
Отставание ритма относится к формированию всех компонентов речи: ранних звуков онтогенеза, лексики и грамматики, фразеологии и связной речи.
Задержка развития речи является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.
Следует отметить, что отклонения в речевом развитии ребенка можно наблюдать даже в предречевой период.
Для правильного понимания признаков, указывающих на задержку развития речи, необходимо знать основные этапы и условия в развития речи маленьких детей.
В речевой терапии для детей младшего возраста с задержками развития решаются следующие основные задачи: развитие речевого внимания, понимания речи других людей и необходимости словесного выражения, формирование лексических и грамматических средств речевых и коммуникативных диалогов, привлечение внимания детей к словесно-слоговой структуре слова, формирование детской речи в сочетании с развитием чувств, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоциональной сферы, а также развитием мелкой моторики, закрепление и совершенствование словесных средств развития дошкольников в процессе различных видов детской деятельности.
Фактически, логопедическая работа дополняется набором литературных упражнений, игровой терапией и элементами музыкальной терапии, а также упражнениями на расслабление.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Белогай, К.Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами [Текст] / К.Н. Белогай // Тезисы Международной научно-практической конференции. – М., 1985. – С. 14-18.
3. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи детей в 1 младшей группе» [Текст] / В.В. Гербова. – М.: Эксмо, 2012. – 180 с.
5. Гришина, Г.Н. Совместные игры родителей с ребенком как средство развития взаимоотношений в семье [Текст] / Г.Н. Гришина // Педагогическая лаборатория. – 2014. –№2. – С. 23-29.
6. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2003. – 370 с.
7. Елисеева, М.Б. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии [Текст] / М.Б. Елисеева, Е.А. Вершинина, В.Л. Рыскина. – Иваново: ЛИСТОС, 2016. – 76 с.
8. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: Творческий центр, 2007. – 120 с.
9. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Просвещение, 2000. – 93 с.
10. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 220 с.
11. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 210 с.
12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
13. Рыскина, В.Л. Лингвистический микроанализ диалога взрослого и ребенка как способ оценки прагматического аспекта развития коммуникации с целью ее оптимизации [Текст] / В.Л. Рыскина // Санкт-Петербургская школа онтолингвистики: сборник статей к юбилею доктора филол. наук, проф. С. Н. Цейтлин. – СПб.: Златоуст, 2013. – С. 243–257.
14. Серебрякова, Н.В. Схема обследования ребенка с задержкой речевого развития [Текст] / Н.В. Серебрякова // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000. – С. 120-130.
15. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Ф.А. Сохин. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 210 с.
16. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 210 с.
17. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРГО, 2006. – 80 с.
18. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 2000. – 240 с.
19. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин – М.: Академия, 2007. – 210 с.