Введение
1 Важнейшие элементы здоровья человека
1.1 Понятие здоровья
1.2 Влияние двигательной активности на здоровье
2 Двигательная активность в жизни человека
2.1 Значение двигательной активности детей для их физического развития
2.2 Значение двигательной активности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
Эволюционно на протяжении своей длительной истории развития человек должен был поддерживать высокий уровень двигательной активности и физических нагрузок для добывания пищи, защиты от многочисленных врагов, строительства жилища и т. д. Поэтому не случайно мышечная масса составляет около 40% массы тела человека. Человек и в наши дни способен достичь значительных индивидуальных спортивных результатов, однако он, как вид в системе животного мира, становится все менее выносливым из-за интенсивного развития техники и цивилизации.
Проникновение технического прогресса в повседневную жизнь человека делят на три этапа, которые в настоящее время сочетаются и приводят к резкому снижению двигательной активности современного человека: первый этап - эра автомобилизации, второй этап - эра телефикации, третий этап - эра компьютеризации.
Первый этап освободил человека от повышенной мышечной работы при перемещении в любую требуемую точку.
Благодаря второму этапу в дом человека пришли кино, театр, спортивные мероприятия и много другой информации, что тоже сопровождается существенным уменьшением двигательных нагрузок.
Третий этап, в силу своих специфических возможностей, ориентирован на еще большее освобождение человека от физических нагрузок.
Одновременно со снижением двигательной активности человека в быту научно-технический прогресс значительно уменьшает ее и на производстве. Сочетание гиподинамии с избыточным и неправильным питанием приводит к ожирению со всеми его неблагоприятными последствиями для здоровья. Становится все более очевидной необходимость компенсировать увеличивающуюся гиподинамию нарастанием физических нагрузок в различных областях жизни и, прежде всего, занятиями физкультурой и спортом.
Регулярная двигательная активность является фундаментальным средством улучшения здоровья людей.
Это уменьшает риски многих неинфекционных болезней и способствует прогрессу общества за счет активизации социального взаимодействия и участия сообществ. Двигательная активность - это не только проблема общественного здравоохранения, это также способствует благосостоянию общества, защите окружающей среды и представляет собой инвестиции в будущие поколения.
1 Важнейшие элементы здоровья человека
1.1 Понятие здоровья
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) — целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.
Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».
Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.
Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».
2 Двигательная активность в жизни человека
2.1 Значение двигательной активности детей для их физического развития
Регулярная физическая активность способствует росту и развитию и имеет много преимуществ для физического, психического и психосоциального здоровья, что, несомненно, способствует прекрасному самочувствию.
Физическая активность имеет основополагающее значение для раннего развития каждого ребенка и влияет на многие аспекты здоровья ребенка. Современные организации здравоохранения предполагают, что более высокие уровни физической активности у детей школьного возраста связаны с важными краткосрочными и долгосрочными преимуществами для здоровья в физической, эмоциональной, социальной и когнитивной сферах на протяжении всей жизни [17].
В связи с этим жизненно важно интегрировать физическую активность в жизнь детей и заложить основу для содействия и поддержания здорового, активного образа жизни на протяжении всей взрослой жизни.
Последствия для здоровья физической активности в раннем детстве нельзя игнорировать; следовательно, оправданно исследовать взаимосвязь между физической активностью, последствиями для здоровья и познанием в раннем возрасте.
Хотя раннее детство представляет собой критический период для стимулирования физической активности, долгосрочная польза для здоровья от физической активности с раннего возраста является очевидной.
Предполагается, что содействие физической активности в раннем детстве может помочь развить двигательные навыки. Этот постулат подтверждается данными, показывающими взаимную связь, хотя и поперечно, между физической активностью и моторным развитием. На самом деле моторные навыки у маленьких детей связаны с различными последствиями для здоровья, такими как ожирение, самооценка, кардиореспираторная подготовленность и познание, среди прочих. Таким образом, разработка и внедрение эффективных мер по улучшению двигательной активности у дошкольников становится приоритетом.
Сегодня достижения в области неврологии привели к существенному прогрессу в сопоставлении физической активности со структурой мозга и когнитивным развитием. Предполагается, что физическая активность оказывает положительное влияние на когнитивные функции, что отчасти связано с физиологическими изменениями в организме.
Например, повышенный уровень нейротрофического фактора, происходящего из мозга, может способствовать обучению и поддерживать когнитивные функции, улучшая синаптическую пластичность и выступая в качестве нейропротекторного агента, что приводит к улучшению нейроэлектрической активности и усилению мозгового кровообращения [18].
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса.
По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества.
Слово "здоровье" первоначально означало "целостность". Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего "я" - физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.
Здоровье во многом зависит от образа жизни. Содержание здорового образа жизни отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций кадета, мировоззрения, социального и нравственного опыта.
1. Агаджанян, II.А. Физиология человека / H.A. Агаджанян, JT.3. Телль, В.И. Циркин, С.А. Чеснокова. - М. : Медицинская книга, Н. Новгород : Изд-воНГМА, 2001.-526 с
2. Агаджянн, Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.- М.: Физкультура и спорт, 2000.-208с.
3. Антропова, А.П. Индивидуализация процесса осуществления здоровье сберегающей функции физического воспитания детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.П. Антропова. -Челябинск, 2001.-21 с
4. Байкова, Л. А. Психология здоровья: социальное здоровье детей и молодежи : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с.
5. Билич, Г. Л. Основы валеологии : учебник / Г. Л. Билич, Л. В. Назарова, кол. авт. Национальная академия ювенологии. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Фолиант, 2000. - 558 с.
6. Болотов, Б.В. Здоровье человека в нездоровом мире / Б.В. Болотов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c
7. Букин В. П. Досуг и физкультурно-оздоровительная деятельность как факторы здорового образа жизни молодежи : монография / В. П. Букин, Т. А. Атаева ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Пенз. гос. ун-т" (ПГУ). - Пенза : ПГУ, 2009. - 163 с.
8. Волков, И.П. Влияние различных режимов двигательной активности на функциональные показатели организма и физическое развитие детей : автореф. дис. ... канд. мед. наук / И.П. Волков. - Минск, 1993. - С. 16.
9. Жарко, В. И. Здоровье людей - инвестиции в будущее : [о состоянии дел в здравоохранении Беларуси] / В. И. Жарко. - Беларуская думка. - 2015. - N9. - С. 64-68.
10. Казип, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека : введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, H.A. Литвинова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
11. Киеня А.И., Бандажевский ЮМ. Здоровый человек: Основные показатели. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 2007. -108 с.
12. Кильдиярова, Р.Р. Основы формирования здоровья детей: учебник / Р.Р. Кильдиярова, В.И. Макарова, Ю.Ф. Лобанов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 328 с
13. Кобяков, Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека. / Ю.П. Кобяков: Теория и практика физической культуры, 2003, № 11, - с. 20-23.
14. Кузнецов И. А. Физические упражнения как фактор поддержания здоровья и физического состояния лиц старшего и пожилого возрастов / И. А. Кузнецов, А. А. Горелов, В. Я. Апчел // Актуальные проблемы физич. подготовки силовых структур. - 2008. - № 1. - С. 46-55.
15. Кучма, В.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / В.Р.Кучма, О.В. Сивочалова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 544 с.
16. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.– 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.: ил.
17. Маланюк Л. Взаимосвязь между уровнем двигательной активности и физическим здоровьем мужчин 18-25 лет // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физич. воспитание и спорта. - 2008. - № 10. - С. 75-78.
18. Маханева М. Д. Здоровый ребенок: рекомендации по работе в детских садах и начальной школе: Методическое пособие. - М.: Аркти, 2004.-262 с
19. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение.: Учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 288 c.
20. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 499 с.
21. Петрушин, В. И. Психология здоровья : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
22. Петряков, П. А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : учебное пособие для академического бакалавриата / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 197 с.
23. Саликов, А. Э. - Мода на здоровье: противостоять рискам современного мира : [принципы и модели формирования ценностного отношения молодежи к здоровью] / А. Э. Саликов // Народная асвета. - 2015. - N5. - С. 39-42.
24. Селезнев, А. А. Психология здоровья : учебно-методическое пособие / А. А. Селезнев, кол. авт. Барановичский государственный университет. - Барановичи : БарГУ, 2007. - 129 с.
25. Соусь, Л. Н. Методы субъективных оценок в формировании здорового образа жизни студентов высшего технического учебного учреждения : учебно- методическое пособие / Л. Н. Соусь, кол. авт. Белорусский национальный технический университет. Кафедра "Физическая культура и спорт". - Минск : БНТУ, 2004. - 38 с.
26. Тегако, Л. И. Конституция, индивидуальность, здоровье и характер человека / Л. И. Тегако, кол. авт. Национальная академия наук Беларуси, Институт истории. - Минск : Беларуская навука, 2010. - 160 с.
27. Фурманов, А. Г. Здоровый образ жизни : 15 уроков по профилактике вредных пристрастий: Методическое пособие / А. Г. Фурманов, Ю. Н. Князев, кол. авт. Белорусская олимпийская академия . - Минск : ТЕСЕЙ, 2003. - 59 с.
28. Яроцкий, А. И. Жизнесохранение / А. И. Яроцкий, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы. - Гродно : ГрГУ, 2001. - 290 с.