Введение
Глава 1 Теоретические аспекты менеджмента и маркетинга концертной деятельности
1.1 Обзор литературы по теме исследования
1.2 Понятие и содержание менеджмента в концертной деятельности
1.3 Особенности менеджмента концертной деятельности профессиональных коллективов на современном этапе
Глава 2 Исследование менеджмента концертной деятельности профессиональных коллективов и исполнителей в Лошанском сельском Доме Культуры
2.1 Краткая характеристика деятельности Лошанского сельского Дома культуры
2.2 Оценка и перспективы развития менеджмента концертной деятельности коллективов и исполнителей Лошанского сельского Дома культуры
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
С приходом рыночной экономики учреждения культуры столкнулись с принципиально новыми условиями функционирования. Снижение уровня бюджетного финансирования, усложнившиеся условия привлечения спонсорской помощи и благотворительности, возрастающая непредсказуемость поведения аудитории, в том числе с учетом развития коммерческого сектора организации досуга, вместе с постоянно возрастающей ролью отдельных домов культуры и иных государственных учреждений в развитии общества и населения, обуславливают целый комплекс проблем. Решение таких проблем возможно с использованием современных концепций и возможностей маркетинга и менеджмента, которые в силу своего развития становятся все более применимы в том числе в сфере культуры и искусства.
Менеджмент и маркетинг присутствуют в сфере культуры как в явно выраженных фоܙрмах, так и в ситуациях, подразумевающих их присутствие. Например, в том случае, когда речь идет о потребностях в сфере культуры, на самом деле имеются в виду проблемы управления и маркетинга. Наиболее видным ученым, занимающимся изучением маркетинга в сфере культуры и искусства является Франсуа Колбер, профессор маркетинга Высшей коммерческой школы (HEC) в Монреале, заведующий кафедрой менеджмента искусства, руководитель программы подготовки менеджеров для организаций культуры, главный редактор международного журнала по арт-менеджменту.
Для дальнейшего развития социально-культурной сферы особое значение приобретают вопросы экономики культуры. Вместе с тем до настоящего времени в стране практически отсутствует научное исследоܙвание эконмических законов и аспектов функционирования сферы культуры в современном обществе, что является серьезным сдерживающим фактором устойчивого развития социально-культурной сферы как в целом , так и ее отдельных отраслей. Особенно остро эти проблемы проявляются в регионах и районах. Именно менеджмент как система управленческой деятельности обеспечивает успешное функционирование самых различных социально-культурных организаций. Менеджмент в деятельности учреждений культуры включает и арт-менеджмент, и технологии продюсерской деятельности, и рекламные технологии, и социально-культурное проектирование, и т.д.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Обзор литературы по теме исследования
Впервые вопрос о существовании маркетинга и менеджмента в области культуры был поднят Ф. Котлером («Основы маркетинга») в 70-х годах 20 века. Ф. Котлер утверждал, что все организации культуры, будь то музеи, театры, концертные залы, библиотеки или университеты, производят культурные товары. В связи с этим они должны бороться и за внимание потребителя, так и за свою собственную долю национальных ресурсов. Ф. Котлер предложил распространить маркетинг на непроизводственную, некоммерческую сферу на том основании, что она, как и обычное производство, ориентирована на потребителя [15, c. 544].
Теория современного маркетинга, включая и в социально-культурную деятельность, изучается преимущественно в зарубежных источниках, так как отечественные разработки в данной области стали появляться только в 90-е гг. ХХ века с переходом к рыночным отношениям. Исследуя вопросы маркетинга и менеджмента в сфере культуры, включая концертную деятельность организаций и учреждений, необходимо, прежде всего, отметить работы таких зарубежных авторов, как Т. Амблер, П. Друкер, Ф. Котлер, Дж. Траут, Э. Райс и др. Более углубленно концепция и специфика маркетинга и менеджмента в сфере искусств и связанных с нею сферах изучается в работах П. Вервея, Т. Вульфа, Ф. Кольбера, Д. Ньюмена, C.О. Салливана, И. Хилла, Дж. Шеффа и др.
В книге Ф. Котлера «Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств», в частности, дается четкое понятие о маркетинге в сфере искусства. Книга раскрывает содержание таких вопросов, как культивирование маркетингового сознания, проведение маркетинговых исследований, привлечение инвестиций в сфере культуры и искусств и т.д [14, с. 49].
С позиций Т. Левитта, основной предпосылкой появления и развития концепции маркетинга в сфере культуры является определение организацией нужд и запросов потребителей (зрителей, слушателей) и попытка их удовлетворения согласно определенной стратегии и с учетом соотношения ожидаемого результата и поставленных целей.
К. Дигглз, являющийся одним из ведущих американских исследователей в области маркетинга и менеджмента в сфере культуры, основной целью маркетинга в рассматриваемой сфере определяет введение соответствующего количества людей в определенную форму контакта с художником (режиссером, актерами и т.п.) для достижения оптимального финансового итога [9, c. 28].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ЛОШАНСКОМ СЕЛЬСКОМ ДОМЕ КУЛЬТУРЫ
2.1 Краткая характеристика деятельности Лошанского сельского Дома культуры
Лошанский сельский дом культуры находится на территории аг. Лошаны (Лошанский с/с). В зону обслуживания СДК входит 16 деревень: а/г Лошаны, Прудища, Слобода, Лабенщина, Горошки, Шчербины, Путники, Мацки, Динаровичи, Криницы, Ломшино, Селявщина, Огарки, Гуя, Кайсберг, Лисицы. Общая численность населения в зоне обслуживания на 2019 год составляет более 1100 человек, из них около 150 детей и подростков.
Основными направлениями в работе дома культуры являются:
- создание условий для обеспечения населения услугами по организации культурно-досуговой деятельности и привлечение к активному участию во всех формах организации культурной жизни агрогородка;
- развитие самодеятельного художественного творчества любительских объединений;
- работа по патриотическому, нравственно-эстетическому, правовому воспитанию населения;
- активизация мероприятий по семейному воспитанию;
- организация досуга ветеранов войны, участников трудового фронта, пожилых людей и инвалидов;
- воспитание творческой активности молодежи;
- профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни среди молодежи;
- организация досуга детей, подростков и молодежи в период каникул.
За годовой период проводится более 144 мероприятий, из них 35 – концертов.
Театрализованных праздников, обрядов, представлений – 24 (« У Шчодры вечар», «Масленица», «Купалье», «Зажынкi», «Праздник аг.Лошаны») .
Наиболее интересными являются такие мероприятия как: Новогодние и Рождественские праздники, Масленица, Купалье, мероприятия, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне, праздник ко Дню защиты детей, мероприятия к календарным праздникам.
Традиционно в Лошанском сельском доме культуры проводятся вечера отдыха, посиделки, концертные программы, семейные праздники, развлекательные, игровые программы, мероприятия посвященные Дню пожилого человека, Дню матери , 8 марта, 1 апреля, 23 февраля и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Теория современного маркетинга и менеджмента, включая специфику маркетинга и менеджмента в социально-культурной сфере, представлена по большей части работами зарубежных авторов и исследователей, что объясняется в целом заметно более ранним появлением этих наук на западе и их развитием. Среди наиболее значимых авторов и ученых, чьи работы в той или иной степени затрагивают вопросы маркетинга и менеджмента в отдельных отраслях, в том числе в сфере искусства и культуры, необходимо выделить работы и исследования таких специалистов, как Т. Амблер, П. Друкер, Ф. Котлер, Дж. Траут, Э. Райс и др.
Сфера концертного менеджмента включает в себя множество самых разнообразных форм, что обусловлено тем фактом, что концертный менеджмент может быть реализован как в целом в организации, так и при организации обслуживания отдельного исполнителя. При этом необходимо различать понятия менеджера, импресарио, антрепренера.
Современный менеджмент концертного дела не обходится без использования возможностей маркетинговых технологий и концепций. Основная цель маркетинга в социально-культурной сфере – это продажа культурных услуг, которая будет в целом включать мероприятия по планированию товарной, сбытовой, ценовой, коммуникативной политики.
На современном этапе в практике концертного менеджмента сформировалась классическая модель организации концертной программы, включающая определенные этапы, причем ключевым игроком концертного менеджмента становятся концертные агентства, берущие на себя реализацию большинства функций и задач в решении вопросов организации и проведения концертов.
Основными направлениями деятельности СДК являются: сохранение и развитие народной традиционной культуры; поддержка любительского и художественного творчества, другой творческой инициативы и социально – культурной активности населения.
В Лошанском сельском доме культуры работает 6 кружков художественной самодеятельности, в которых занимается 59 человек.
1. Абрамова, А. А. ART-менеджмент как сфера бизнеса / А. А. Абрамова // Проблемы управления в сложных эконмических и социальных системах. – 2018. – С. 5-9.
2. Барабанов, А.А. Региональные фестивали классической музыки в условиях глобализации: история и современные практики: Автореферат дис. ... канд. культурологии / А.А. Барабанов . – М., 2017. – 171 с.
3. Бердников, С. Ю. Актуальность маркетинг-менеджмента для концертной деятельности / С. Ю. Берников // Инженерные кадры – будущее инновационной экономики. – 2016. – № 8. – С. 76-79.
4. Быстрова, О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы / О.А. Быстрова // Аналитика культурологии. – 2013. – № 27. – С. 164-168.
5. Герасимов С. В. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / С.В. Герасимов, Г.Л. Тульчинский, Т.Е. Лохина – СПб., 2012. – 384 с.
6. Гудков, Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д.Б. Гудков. – М. : Гнозис, 2013. – 288 с.
7. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г.Доброслонская – М. : Флинта: Наука, 2008. – 264 с.
8. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39.
9. Дымникова, А. И. Философия и технология маркетинга в культуре / А. И. Дымникова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2008. – № 11. – С. 28–39.
10. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259.
11. Калашникова, А.В. Маркетинг театрального спектакля / А.В. Калашникова // Социально-культурный менеджмент: теория и практика : сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 40-44.
12. Канащук, Т.Н. Маркетинг в сфере театрального искусства / Т.Н. Канащук // Омский научный вестник. – 2013. – №2. – (116). – С. 22–26.
13. Кащенко Е. Г., Разумова М. С. Инструменты управления социальным маркетингом на рынке театрально зрелищных услуг // Вестник ОГУ. 2010. №8 (114). – С. 46–49.
14. Котлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер, Дж. Шефф / – М. : Классика-XXI, 2004. – С. 38.
15. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Прогресс, 780 с.
16. Культурология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 576 с.
17. Макарова, Е.А. Социально-культурная деятельность: состояние и особенности развития / Е.А. Макарова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2008. – №10. – С. 86-92.
18. Мезенцев, Е.А. Реклама в коммуникационном процессе / Е.А. Мезенцев. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 64 с.
19. Михеева, Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере : учебное пособие / Н.А. Михеева. – Спб. : Изд-во Михайлова, 2000. – 180 с.
20. О признании утратившим силу постановления Министерства культуры Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 23 «О предельных максимальных ценах на билеты на спектакли, концерты и цирковые представления театрально-зрелищных организаций Республики Беларусь на 25 процентов общего количества мест в зрительном зале» : постановление М-ва культуры Республики Беларусь от 12 окт. 2010 г., № 39 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 8/22850.
21. О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь : Директива Президента Респ. Беларусь от 31 дек. 2010 г. № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 1/12259.
22. Рогова, Е.Г. Роль технологии фандрейзинга в развитии бюджетных учреждений культуры / Е.Г. Рогова, Н.С. Хохлова // Baikal research journal. – 2017. – Т. 8. – №2. – С. 15.
23. Судаков, А.В. Особенности системы управления гастрольно-фестивальной деятельностью / А.В. Судаков // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 44-48.
24. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры : учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов. – СПб. : Лань, 2009. – 384 с.
25. Фестивальный менеджмент: российский и зарубежный опыт: практические советы, как эффективно управлять фестивалем: Сборник статей / Сост. и ред. В. Бабков. – М.: ART-менеджер, 2016. – 416 с.
26. Фрик, Т.Б. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Б. Фрик ; Томский политехнический университет. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.