Уильям Сомерсет Моэм является автором фикциальной (романы, рассказы, пьесы) и нефикциальной (автокомментарии, автобиографические романы, автобиографические эссе) прозы. Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных лингвистов и литературоведов, показал, что художественная система и языковой стиль Моэма в значительной степени обусловлены аналитическим стилем мышления писателя. Аналитизм находит выражение в последовательном анализе событий и явлений окружающей действительности, а также в самоанализе.
«Луна и грош» – один из романов, благодаря которым Уильям Сомерсет Моэм получил широкую известность. Роман рассказывает о судьбе художника Чарлза Стрикленда, который, бросив семью, решает посвятить себя искусству, а именно живописи.
Каждое произведение создается с конкретной авторской целью: научить, поучить, воспитать, вспомнить, соотнести свою жизнь с историей персонажа, затронуть душу читателя, пробудив в нем чувства и эмоции. Очень часто эта цель достигается благодаря ярким запоминающимся героям и их поступкам. Большинство художественных произведений не обходится без героя, персонажа, образа, каждый из которых уникален и неповторим. Сочиняя образ, писатель пытается вырисовать его внешнюю и внутреннюю стороны, а в письменной речи это возможно сделать лишь словесно. В художественном произведении слова приобретают глубокий смысл. Как художник рисует красками на полотне, так поэт или писатель словами создает картину жизни каждого отдельного героя; если художник выбирает и применяет палитру красок при создании произведения, то художник слова – языковые средства, помогающие читателю окунуться в мир произведения, раскрыть авторский замысел.
При написании работы мы опирались на теоретические исследования ученых в области лингвистики и литературы, таких как: Л.В. Серикова, Н.А. Николина, О.М. Исаченко и др.
В литературоведении образ трактуется двояко. С одной стороны, понимание образа в литературоведении сближается с пониманием художественного образа в философии. Ср., напр.: «Художественный образ – форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображенной в свете эстетического идеала художника: создается при помощи творческой фантазии художника». С другой стороны, существует понятие «индивидуальный образ». В понятии «индивидуальный образ» «сочетаются черты человека и черты социального типа». Индивидуальный образ находит свое воплощение в персонажах литературных произведений [11, с. 75].
По свидетельству Н.А.Валгиной, в персонажах художественных произведений, все спрессовано до образа, до типа. Многие герои-персонажи воспринимаются как определенные символы (Дон Кихот, Дон Жуан, Фауст, Кармен), поскольку становятся олицетворением специфических черт характера, поведения, отношения к жизни, и часто продолжают жить за границами авторского текста (метатекстуальный уровень бытования). Такого типа литературные имена переходят в нарицательные, они служат основой для образования имен-названий стиля, образа жизни, образа поведения, названий отвлеченных понятий типа «обломовщина», «маниловщина», «гамлетизм».
В создании образа (художественного образа, образа литературного персонажа) могут участвовать языковые средства, относящиеся к самым разным уровням языка: лексическому, словообразовательному, фразеологическому, грамматическому [4, с. 98].
Читатель узнает о герое через его поступки, движения, взаимоотношение с другими героями. Характер и образ героя может передаваться через внешность, через принадлежащие ему вещи. Особое внимание уделяется мыслям и поступкам героя.
Итак, главный герой романа – художник Чарльз Стрикленд. Описание Чарльза Стрикленда сразу начинается со слов автора:
He was bigger than I expected: I do not know why I had imagined him slender and of insignificant appearance; in point of fact he was broad and heavy, with large hands and feet, and he wore his evening clothes clumsily [15, с. 10].
Здесь мы видим применение элементов сравнения, эпитетов, выраженных прилагательными. Все это «приукрашено» личной оценкой автора. Т.е. изначально автор нам показывает, что Стрикленд не такой, каким его видят окружающие.
Уже в начале произведения автора говорит, что миссис Стрикленд стеснялась своего мужа, что не такой человек был ей нужен. И описывает Стрикленда такими эпитетами, как just a good, dull, honest, plain man. Здесь же мы видим и описание Сткриклендов как обычной буржуазной семьи. Автор использует при этом следующую метафору cells in the body, essential, but, so long as they remain healthy, engulfed in the momentous whole.
Опираясь на видение самим Моэмом истинного художника и его взгляды на то, каким художник должен быть, можно проанализировать образ главного героя его романа «Луна и грош». Во-первых, по мнению Моэма, художник – это не врожденная легкость, талант, свойственный молодости, все это может быть только частью личности художника, остальное – это окружающий его мир, который он создает сам, и люди в этом мире. Стрикленду не свойственна эта легкость; свою жажду к творчеству и желание посвятить себя искусству он открыл, будучи уже немолодым человеком, имеющим семью и положение в
Портретные изображения персонажей помогают и позволяют увидеть языковое мастерство писателя, узнать и понять его творческую манеру. Основным языковым средством портретного представления личности в литературном произведении является, безусловно, лексический материал текста, представляющий тот или иной персонаж. И это представление может быть, как уже отмечалось, как эксплицитным, так и имплицитным.
Сочетание разноуровневых средств, органически соединенных в художественном тексте, делает описание поступков и поведения людей более ярким, иллюстративным и убедительным. Несомненно, центром ФСП поведения являются глаголы. Поведение – это система действий, и именно глагол (прежде всего, глагол поведения) из всех упомянутых средств наиболее специализирован для обозначения действия человека.
Вся гамма языковых средств не может быть представлена вся в рамках одного произведения. Каждое отдельно взятое либо в соединении с другим, средство выразительности играет свою роль. Талантливому писателю остается лишь понять ее сущность и использовать правильно в тексте произведения.
Проанализировав создание образа персонажей в произведении У.Э. Моэма «Луна и грош» можно сделать вывод, что автор использует такие средства, как портретное описание (описывая, например, возраст, цвет глаз, волос и т.д.), описание персонажей по средствам их действий и поступков, а также применяет такие языковые средства как, например, метафоры, эпитеты.
Так, своего главного героя Моэм описывает как с помощью портретного описания, так и с помощью языковых характеристик, например, эпитетов, метафор, сравнения. Важным средством создания образа Стрикленда является также его поведение.
Посредствам прямого и косвенного описания он представляет нам миссис Стрикленд как личность скучную и унылую. Таким образом показывая
1. Айдарова, А.М. Лексико-семантическая группа как отражение основных характеристик человеческого поведения (на материале глаголов поведения в русском и английском языках) / А.М. Айдарова // Филология и культура. Philology and Culture. – Казань, 2013. – № 4. – С. 13-18
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – М., 1969. – 608 с.
3. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru. – Дата доступа: 07.10.2017.
4. Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003. – 210 с.
5. Веселовский, Д.Н. Из истории эпитета / Д.Н. Веселовский // Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 82 – 84
6. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. – Назрань: Пилигрим, 2010. – 486 с.
7. Исаченко, О.М. Функционально-семантический класс глаголов поведения: системно-семантический, функциональный и лингвокультурологический аспекты: дис. … канд. филол. наук / О.М. Исаченко. –Новосибирск: Новосибирский. гос. ун-т, 2000. – 208 с.
8. Краткая литературная энциклопедия. Т. 5. / под ред. А.АК. Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 1048 с.
9. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
10. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/566b.html. – Дата доступа: 07.10.2017.
11. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.А. Николина. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
12. Серикова, Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системное лексико-семантическое моделирование: дис. … канд. филол. наук / Л.В. Серикова. – Бийск: Бийский государственный педагогический унив, 2004. – 153 c.
13. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. / В.Н. Телия. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 288 с.
14. Хализев, Е.В. Теория литературы / Е.В. Хализев. – М.: Академия, 2000. – 432 с.
15. Maugham, W.S. The Moon and Sixpence / W.S. Maugham. – Styled by LimpidSoft, 2011. – 174 p.