Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? К сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Это ведет к терминологической путанице. К проблеме форм организации обучения в школе обращались в своих трудах М.Н. Скаткин, И.М. Чередов, В.К. Дьяченко и др.
Формы организации обучения имеют долгую историю. На заре человечества опыт и знания передавали детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. Трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи умений и знаний.
По мере развития социальных отношений и усложнения трудовой деятельности, накопления и сохранения знаний и опыта предшествующих поколений возникала потребность и в новых формах организации обучения.
Вопрос o наиболее оптимальной форме организации обучения по-прежнему является одним из приоритетных в педагогике. Данный факт обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации обучения в школе в истории и на современном этапе.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения и развития форм обучения;
2. Изучить организацию обучения в современной школе;
3. Проанализировать применение исторических организационных форм обучения в современной школе.
Объект курсовой работы – организация обучения в школе.
Предмет курсовой работы – особенности организации обучения в истории и в современной школе.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по выбранной теме, метод самоанализа, классификации, сравнения.
Гипотеза: современная школа использует как исторические организационные формы обучения, так и внедряет новые формы обучения.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования ее материала в преподавании дисциплин «Педагогика», «Методика преподавания иностранного языка».
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана и с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и разную структуру в зависимости от задач и методов учебной работы.
Исторически наиболее распространенными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально-групповое обучение. Они применялись в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах использовались вплоть до XVIII в. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель в своем доме или в доме ученика проводил с ним обучающую работу.
При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель поочередно спрашивал каждого ученика по пройденному материалу, объяснял новые вопросы, давал индивидуальное задание для самостоятельной работы, в то время как остальные дети занимались своим делом. При такой организации обучения дети могли приходить на занятия в разное время года, а также в разное время дня – одни до обеда, другие после обеда. Подобная организация учебной работы могла существовать до тех пор, пока обучение не приняло массовый характер и ограничивалось лишь выработкой простейших навыков чтения, письма и счета [9, с. 32].
Развитие же производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового обучения детей. Одной из первых таких форм явилась организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Эта форма обучения отличалась рядом особенностей. Во-первых, для организации
Мы изучили исторические организационные формы обучения, теперь рассмотрим их в практическом применении в современной школе. Так на примере разработки плана-конспекта урока и внеклассного мероприятия в 7 классе проведем методический анализ организационных форм обучения, их интерпретации на современном образовательном процессе.
Чтобы соблюсти преемственность между урочной и внеурочной деятельностью нами был выбраны планы-конспекты для 2 ступени образования, а именно 7 класса, страноведческой направленности. Так мы рассмотрим и проанализируем план-конспект урока английского языка по теме «Достопримечательности Беларуси» и внеклассное мероприятие по теме «Путешествие по Великобритании».
Итак, рассмотрим план-конспект урока;
Тема: Достопримечательности Беларуси
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы
Прогнозируемый результат: предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут построить диалогическое высказывание по теме «Достопримечательности Беларуси» на основе прочитанного текста
Задачи воспитания и развития учащихся:
· организовать работу учащихся по совершенствованию навыков ознакомительного чтения с элементами изучающего, развитию навыков диалогической и письменной речи в процессе решения коммуникативных задач;
· расширять кругозор учащихся на основе знакомства с достопримечательностями Беларуси;
· способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности (сравнение, анализ, обобщение);
· воспитывать чувства патриотизма и любви к Беларуси и её культурно-историческому наследию.
· Методы: коммуникативный, частично-поисковый, интервьюирование
Оснащение: раздаточный материал (карточки с текстами, заданиям и викториной), наглядный материал (бумажные привидения), мультимедийный проектор; экран; мультимедийная презентация; видеозапись “Discover HauntedBelarus”, аудиозапись со скороговоркой.
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
В современной школе широко распространены и такие формы, как лекция, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, практикумы, дополнительные занятия, формы внеклассной учебной работы (кружки, научные общества, студии, конференции, олимпиады, конкурсы, викторины), домашняя учебная работа, собеседования, консультации, инструктажи, зачеты и экзамены. Они обеспечивают организацию коллективной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Обобщая изложенное, отметим, что в современной дидактике представлены и имеют организационное оформление индивидуальное обучение, классно-урочная система и лекционно-семинарская система. Различные формы обучения и его организации постоянно взаимодействуют с системами обучения, в частности с классно-урочной системой.
Классно-урочная система оказалась наиболее устойчивой из всех перечисленных в работе форм массового обучения, так как она имеет несомненные преимущества:
· четкая организационная структура;
· удобство управления деятельностью класса;
· сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
· стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
· тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
· эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Басова Н.В. Рн/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
2. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник XXI века/ Н.В.Бордовская. – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
3. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В.К. Дьяченко. – М. Педагогика 1989. – 159 с.
4. Куриленко Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: учебное пособие / Л.В.Куриленко. – Самара: Самарский университет, 1998. – 95 с.
5. Махмутов, М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.
6. Сериков, Г. Н. Педагогика: в 2 книгах. Кн.1 / Г. Н. Сериков. – М.: Владос, 2005. – 440 с.
7. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы / М.Н. Скаткин. – М.: Просвещение, 1982. – 324 с.
8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. - 576 с.
9. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416 с.
10. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 463 с.
11. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / Чередов И.М. – М., 1988. – 160 с.
12. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.