ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития общества особенно остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Становления новых общественных отношений, разные социальные изменения в стране требуют умения адаптироваться к новым условиям, проявлять самостоятельность, инициативность. Кризисные явления в экономике страны дестабилизируют воспитательную работу с молодёжью. Воспитание и самовоспитание имеет скорее спонтанное, нежели целенаправленное влияние на подрастающее поколение. Поэтому в педагогической и психологической науке усиливается внимание к аспектам личностного роста детей, особенно к становлению их самосознания и к процессу самопознания.
В ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований отмечается, что рефлексия включает в свою структуру как когнитивные (умозаключения, обобщения, аналогии, сопоставления и оценки – убеждения в целом), так и эмоциональные компоненты (переживание проблем).
В научной литературе нет однозначной трактовки этого понятия. Зачастую понятие «рефлексия» понимается достаточно широко: как осознание человеком своих мыслей, действий и чувств, а также переживаний другого человека (Л. С. Выготский, Е. И. Машбиц, Р. С. Немов и др.).
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в настоящее время рефлексия – неотъемлемая часть образовательного процесса.
Цель курсовой работы – проанализировать организацию рефлексивной деятельности подростков в образовательном процессе.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия рефлексивная деятельность;
2. Проанализировать возрастные закономерности развития личности и особенности рефлексии в подростковом возрасте;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность понятия рефлексивная деятельность
Основным приоритетом развития образования в настоящее время является его личностно ориентированная направленность, достигаемость посредством приобретения им деятельностного характера. Ведь именно деятельность выступает в качестве решающего условия развития личности.
В психолого-педагогической литературе выделяется три основных стадии учебной деятельности:
1) освоение учащимися отдельных учебных действий;
2) объединение учебных действий в целостном акте учебной деятельности;
3) система учебной деятельности.
Цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения универсальных способов действий [14, с. 12].
Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться, создание благоприятных условий для
личностного развития учащихся [1, с. 79].
В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Если создание смысловой основы учебной деятельности, её предметное содержание и межсубъектное сотрудничество являются необходимыми условиями деятельности, то рефлексия представляет собой основной процесс, который приводит к качественным изменениям в деятельности и занимает центральное место на уроке: с рефлексии он начинается и ею заканчивается.
Что же представляет собой рефлексивная деятельность учащихся?
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Педагогические условия организации рефлексии подростков
Хотя проблема рефлексии имеет длительную историю изучения, проблема педагогической рефлексии преподавателей остается недостаточно изученной. Ценностным ориентиром образования становится формирование способности личности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию. Изменение приоритетов становится важнейшим стимулом развития системы образования и выдвигает профессионально-педагогическую подготовленность преподавателя в разряд первостепенных, что повышает интерес к изучению проблемы рефлексии [4, 118].
Так, в исследованиях И. А. Стеценко выделяются следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога:
• мотивационно-целевой – потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию педагогической рефлексии, осознание целей использования педагогической рефлексии;
• когнитивно-операционный – знания, конкретизирующие теоретические основы педагогической рефлексии, профессиональные умения учителя по осуществлению рефлексивной деятельности;
• аффективный – эмоции, сопровождающие практические действия педагога при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе;
• оценочный – оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности;
• нравственно-волевой – личностные качества, способствующие эффективной рефлексивной деятельности [5, с. 335−336].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели теоретические основы использования рефлексии, а также практические аспекты организации учебной деятельности учащихся с применением рефлексии на уроках английского языка.
Мы подтвердили актуальность данной темы о том, что рефлексия входит в практику обучения иностранным языкам. Она привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению.
Рефлексия занимает центральное место в учении, однако долгое время ей не уделялось должного внимания, с точки зрения учеников. Рефлексия является ключевым элементом качественного преподавания. Учащиеся обучаются более эффективно и быстрее, когда четко понимают, как хорошо они справляются и что надо сделать, чтобы улучшить свои достижения.
Рефлексия служит достижению многих целей, включая оценку достижений, развитие умений и навыков, а также мотивации учеников.
Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.