Введение
1. Теоретические основы формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.1 Понятия «фонематический слух», «фонематические представления»
1.2 Проблема формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2. Методические рекомендации по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи
2.1 Концептуальные основы картотеки упражнений по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2.2 Картотека упражнений по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н. И. Жинкин (1958 г.), П. X. Швачкин (2000 г.), Л. Е. Журова (1963 г.), Д. Б. Эльконин (1963 г.).
Особую значимость приобретает данная проблема в логопедии. Разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г. А. Каше (1986 г.), Р. И. Лалаева (2004 г.), Л. Ф. Спирова (1997 г.), Т. Б. Филичева (1989 г.) и Г. В. Чиркина (2003 г.) и другие. В настоящий момент вопрос формирования фонематических представлений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией остается актуальным. Дети с недоразвитием фонематических процессов, поступающие в школу, плохо справляются со звуковым анализом слов, имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. Дети с нарушениями речи из-за недостаточного развития фонематических процессов, входят в группу риска по дислексии и дисграфии. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Все недостатки фонематических процессов важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дисграфия и дислексия. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления. Для того, чтобы не допустить описанных выше нарушений у детей с нарушениями речи необходимо провести тщательную коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематических процессов.
Л.С. Выготским был введен термин "фонематический слух", который включает в себя 3 речевые операции: способность слышать есть данный звук в слове или нет, способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности, способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха указывали многие отечественные психологи и педагоги (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л.А. Венгер, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин). Особую значимость приобретает данная проблема в специальной педагогике и логопедии. Исследованием фонематического слуха занимались Г. А. Каше, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина.
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Понятия «фонематический слух», «фонематические представления»
Фонематические процессы включают в себя:
1. фонематический слух – способность воспринимать речь, фонемы. Фонематический слух имеет первостепенное значение для овладения звуковой стороной языка; на его основе формируется фонематическое восприятие;
2. фонематическое восприятие – процесс прослушивания определенных фонем независимо от позиционных обертонов. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. В структуре фонематического восприятия различают фонематический анализ и синтез. Фонематический анализ – это умственный процесс разложения целого на его составные части (предложения – слова – слоги – звуки) или умственный отбор отдельных фонем, установление связи части с целым, с другими частями целого и его компонентами. Фонематический синтез – это умственный процесс объединения частей в единое целое;
3. фонематические представления – звуковые образы фонем, которые воспринимаются человеком ранее и в настоящее время не влияют на его чувства.
Фонематические представления:
• это образы звуковых оболочек слов, которые были сохранены в сознании и сформированы на основе предыдущих представлений об этих словах;
• способность выполнять фонематический анализ слов в ментальном плане на основе представлений (Б. Г. Ананьев, Л. В. Венедиктова, Р. И. Лалаев, Л. К. Назарова, О. Б. Иншакова и другие).
Исходя из концепции «восприятия», данной И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематических репрезентаций, мы можем дать следующее определение – образы звуковых оболочек слов, которые хранились в уме на основе предыдущих представлений об этих словах, что выжило в сознании.
Фонематические представления – способность проводить фонематический анализ слов на ментальном плане, основываясь на слухопередающих представлениях.
С. Волкова и Е. Ф. Ахутина раскрывают понятие «фонематический слух» как «...систематический слух, который может различать и распознавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова». Фонематический слух, будучи частью физиологического слуха, направлен на сравнение и сопоставление слышимых звуков с их стандартами.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Концептуальные основы картотеки упражнений по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Для преодоления недостатков фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией проводится логопедическая работа, которая, на наш взгляд, достаточно эффективна. Реализация такой системы предусматривает проведение коррекционной работы по следующим основным направлениям:
1. Формирование умения дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении;
2. Закрепление умения устанавливать точное место каждого звука в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.
Для реализации этих направлений, возможно, использовать специальные приемы и упражнения.
Каждое из направлений специальной системы логопедической работы может быть использовано не только в комплексе, но и отдельно в работе с одним ребенком или группой детей. Данная система логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией могут использоваться в работе логопеда и вопитателей [3, с. 56]
Обозначим рекомендации по развитию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с дизартрией для логопедов и специалистов дошкольного образования.
Необходимо большое внимание уделять сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умения сознательно и правильно ориентироваться в его звуковых элементах.
Занятия обязательно должны проводится логопедом с учетом индивидуальных особенностей ребенка с дизартрией.
Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены этапы формирования фонематических представлений.
Овладение навыками фонематического восприятия и фонематическими представлениями имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звукослоговому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. С другой стороны, обучение грамоте будет способствовать дальнейшему осознанию звуковой структуры слова. Собственно ручное написание слогов и слов дает детям дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков. В результате дети быстрее овладевают умением производить звукослоговой анализ в умственном плане [6, с. 34]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фонематические процессы включают в себя:
1. фонематический слух – способность воспринимать речь, фонемы. Фонематический слух имеет первостепенное значение для овладения звуковой стороной языка; на его основе формируется фонематическое восприятие;
2. фонематическое восприятие – процесс прослушивания определенных фонем независимо от позиционных обертонов. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. В структуре фонематического восприятия различают фонематический анализ и синтез. Фонематический анализ – это умственный процесс разложения целого на его составные части (предложения – слова – слоги – звуки) или умственный отбор отдельных фонем, установление связи части с целым, с другими частями целого и его компонентами. Фонематический синтез – это умственный процесс объединения частей в единое целое;
3. фонематические представления – звуковые образы фонем, которые воспринимаются человеком ранее и в настоящее время не влияют на его чувства.
Теоретически обосновала и разработала картотеку упражнений по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Выявила теоретико-методологические основания картотеки упражнений по формированию фонематических представлений; составила картотеку упражнений по этапам формирования фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Этот этап корректирующей работы по формированию фонематических представлений предполагает формирование действия фонематического анализа на ментальном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слов на основе идей.
Для решения проблемы формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо развитие фонематических процессов. Развитие фонематических процессов оказывает положительное влияние на формирование всей речевой системы, а ранняя идентификация детей с общим недоразвитием логопедом в специально организованных условиях помогает скорректировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии,
Понятие «фонематический процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические репрезентации, фонематический анализ и синтез, поэтому логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей делится на 6 этапов:
I: распознавание неречевых звуков;
II: различать одни и те же слова, фразы, звуковые комплексы и звуки в соответствии с высотой, силой и тембром голоса;
III: отличать слова, похожие по звуковой композиции;
IV: слоговая дифференциация;
V: фонематическая дифференциация;
VI: развитие навыков фонемного анализа и синтеза.
1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
2. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 410 с.
3. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: Каро, 2002. – 97 с.
4. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Т.В. Волосовец. – М.: 2002. – 256 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 1961. – 472 с.
6. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
7. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа, 2001 – № 11. – С. 48-52.
8. Лалаева, Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2004. – 129 с.
9. Макарова, Н. В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией / Н. В. Макарова // Вестник Таганрогского института. – 2016. – № 2. – С. 49-53.
10. Морова, Т. Л. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией / Т. Л. Морова // Концепт. – 2016. – Т. 13. – С. 31-35.
11. Нищева, Н.В. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников / Н.В. Нищева. – Детство-пресс, 2009. -24 с.
12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Академия, 2002. – 200 с.
13. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей / Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2008. – 328 с.
14. Ткаченко, Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Ткаченко. – М; 1980. – С. 57-63.
15. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза / Т.А. Ткаченко. – М.: Гном, 2003. – 337 с.
16. Фахретдинова, А. А. Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией / А. А. Фахретдинова // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 2931-2935.
17. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.
18. Хватцев, М. Е. Основы логопедии / М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2009. — 272 с.
19. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ. – 240 с.
20. Швачкин, Н.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин . –– М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.: ил.. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Вып. 13. – С.101-129.
21. Эльконин, Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов / Д.Б. Эльконин // Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976. – 64 с.