ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «ЛОДИСС»
1.1 ПОНЯТИЕ «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»
1.2 ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
1.3 ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЛОДИСС»
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «ЛОДИСС»
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация состоит из лиц, которые имеют определенную цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и методы; действуют как единый организм. Организация также часто называется отдельной фирмой как производственная единица, которая представляет собой единый структурный компонент рынка.
Организационная структура представляет собой целостную систему, позволяющую людям, работающим в ней, достигать поставленных целей наиболее эффективным образом, а культура компании – это психологическая среда, в которой работают люди, и эффективность этой работы зависит от ее морального климата [1, с.155].
Корпоративная культура предполагает климат, ценности, стиль взаимоотношения в этой организации. Его концепция включает в себя некоторые постоянно повторяющиеся характеристики поведения людей, такие как ритуалы, формы почитания, манера поведения, нормы производственных групп; философия, определяющая политику организации по отношению к сотрудникам или клиентам, правила, которые должны соблюдаться, чтобы добиться успеха в организации [2, с.141].
Актуальность темы этой работы обусловлена рядом обстоятельств: современные рыночные отношения диктуют предприятиям необходимость разработки и внедрения системы ценностей, получившей название корпоративной культуры; грамотное развитие и внедрение корпоративной культуры способствует повышению эффективности деятельности предприятия; корпоративная культура позволяет предать организации собственный, неповторимый облик в глазах клиентов и партнеров, что является весьма важным фактором конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.
Исследованиями в области изучения корпоративной культуры занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Л.Е. Басовский [1], М.Р. Богатырев [5], А.А. Брасс [6], И.Н. Герчикова [4] и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «ЛОДИСС»
1.1 Понятие «корпоративная культура»
Бахотский В.В. считал, что культура в широком смысле включает в себя существенные результаты деятельности людей (машины, структуры, результаты знаний, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализованные в деятельности (знания, навыки, умения, умственное, морально-этическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения между людьми). В более узком смысле – это сфера духовной жизни людей [3, с.55].
Наиболее значимыми характеристиками корпоративной культуры, определяющими ее специфику, являются следующие [4, с.55]:
– многоуровневость, т.е. создание нескольких уровней управления (например, государственный, корпоративный, отраслевой, уровень технологической цепочки, уровень отдельного предприятия);
– мультипотоковость, т.е. деятельность организации, которая делится на потоки, каждый из которых является объектом управления (в рамках предприятия могут действовать производственный поток, финансовый поток, информационный поток, поток персонала);
– масштабируемость, т.е. применение как можно большего количества единообразных универсальных методов управления на различных уровнях и в различных потоках системы;
– синергия, т.е. многокритериальное управление всеми уровнями и потоками объекта контроля для достижения общих целей организации.
Корпоративная культура – это совокупность ценностей, принципов, норм, правил деятельности корпорации, которые разделяются большинством сотрудников, передаются из поколения в поколение работников и оказывают определенное влияние на характер реализации целей этой корпорации.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «ЛОДИСС»
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: ООО «ЛОДИСС». В исследовании приняли участие 35 респондентов: 22 (63%) женщины и 13 (37%) мужчин в возрасте от 21 до 55 лет. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Объект исследования: корпоративная культура.
Предмет исследования: процесс формирования корпоративной культуры.
Цель эмпирического исследования: эмпирически выявить особенности формирования корпоративной культуры в ООО «Кондитерская фабрика «ЛОДИСС»».
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень развития корпоративной культуры в ООО «ЛОДИСС».
2. Выявить уровень приверженности в корпоративной культуре ООО «ЛОДИСС».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что корпоративная культура – это совокупность определенных норм и правил поведения, а также специальная культурная философия организации, направленная на оптимизацию совместной деятельности сотрудников организации и, как следствие, повышение уровня производительности труда. Основными элементами корпоративной культуры являются ценности, правила, нормы, корпоративная философия.
Корпоративная культура состоит из внутренней культуры и культуры труда. Внутренняя культура включает в себя совокупность мотивов деятельности, внутренних моральных ориентиров. Культура труда – это дисциплина, соблюдение трудовых правил и т.д.
На формирование корпоративной культуры оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы, основными из которых являются отрасли, структура, национальный состав организации и др. Для формирования корпоративной культуры необходимо учитывать и руководствоваться рядом принципов в процессе трудовой деятельности.
Современные сотрудники стремятся не только к достижению финансового успеха, но и к достижению психологического комфорта на предприятии, корпоративные ценности которого соответствуют их личным ценностям. Отождествление с корпоративными ценностями помогает сотрудникам принимать неизбежные жертвы, на которые они идут, чтобы стать членами команды.
С целью изучения уровня развития корпоративной культуры и приверженности работников организации ООО «ЛОДИСС», нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик:
1. Анкета «Оценка корпоративной культуры организации».
2. Опросник «Изучение корпоративной культуры организации».
Нами были получены следующие результаты:
1. При изучении уровня развития корпоративной культуры нами было установлено, что для работников ООО «ЛОДИСС», приоритетным является средний уровень (57%), высокий уровень развития корпоративной культуры характерен для 29% опрошенных и низкий – для 14%.
1. Баранчеев, В.П. Маркетинг инноваций. / В.П. Баранчеев. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
2. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА, 2008. – 246 с.
3. Бахотский, В.В., Маркетинг: курсовое проектирование. / В.В. Бахотский -– Псков, Издательство ППИ, 2008. – 145 с.
4. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование. / И.К. Беляевский – М.: Финансы и статистика, 2009. – 289 с.
5. Богатырев, М.Р. Организационная культура: Сущность и роль в системе управления. / М.Р. Богатырев – М.: МГУ, 2005 – 356 с.
6. Брасс А.А. Основы менеджмента. / А.А. Брасс – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2006. – 265 с.
7. Герчикова, И.Н. Менеджмент. / И.Н. Герчикова. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
8. Годин, А.М. Маркетинг. / А.М. Годин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 325 с.
9. Голубков, Е.П. Менеджмент. / Е.П. Голубков. – М.: Просвещение, 2007. – 278 с.
10. Демин, Д. Корпоративная культура: 10 самых распространенных заблуждений. / Д. Демин. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 247 с.
11. Дугина, О. К. Корпоративная культура и организационные изменения// Управление персоналом. / О.К. Дугина, 2006. – С. 55
12. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. / Н.И. Кабушкин. – М.: Финансы, 2007. – 256 с.
13. Казанцев, А.К. Практический менеджмент. Учебное пособие. / В.И. Подлесных. – М.: Экономика, 2008. – 259 с.
14. Казначевская, Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие. / Г.Б. Казначевская - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 258 с.
15. Кибанов, А.Я. Менеджмент - наука управления. / А.Я. Кибанов. – М.: Экономика, 2007. – 325 с.
16. Катков, В.М. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии //Журнал депонированных рукописей. – № 10, 2005. – 324 с.
17. Кибанов, А.Я., Захаров Д. К. Учебник для вузов. Этика деловых отношений. / Д.К. Захаров. – М.: Академия, 2004. – 247 с.
18. Маркетинг. Учебное пособие / под ред. Зайцева В.А. – М.: ГИНФО, 2009. – 456 с.
19. Маркетинг: Учебник / под ред. А.Н. Романова. – М.: ИНФРА - М, 2009. – 321 с.
20. Маслова, Т.Д., Маркетинг. / С.Г. Божук – СПб.: Питер, 2006. – 258 с.
21. Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика. / В.А. Спивак – М.: Питер, 2005. – 358 с.
22. Управление персоналом: современная российская практика. / А.М. Черных – СПб.: Питер, 2003. – 127 с.
23. Черных, Е.А. Организационная культура предприятия в системе управления персоналом. / Е.А. Черных. – М.: МГУ: 2006. – 458 с.
24. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2007. – 156 с.
25. Хант, Д. Управление людьми в компании / Д. Хант– М.: Олимп-Бизнес, 2007. – 258 с.