Введение
Глава 1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста
1.1. Сущность, задачи, содержание и методика сенсорного развития детей дошкольного возраста
1.2. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста
1.3. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Глава 2. Практические аспекты формирования сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2.1. Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста
2.2. Разработка комплекса дидактических игр для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается по¬знание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в дошкольном возрасте.
В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные педагоги как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность, задачи, содержание и методика сенсорного развития детей дошкольного возраста
Ребенок в жизни сталкивается с различными формами, цветами и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он также знакомится с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно же, каждый ребенок, даже без целевого образования, понимает все это. Но если ассимиляция происходит спонтанно, без разумного педагогического руководства от взрослых, она часто оказывается поверхностной, неполноценной. Здесь на помощь приходит сенсорная тренировка [1, с. 23].
Сенсорное развитие ребенка - буквально с первых дней его жизни - является залогом успешной реализации различных видов деятельности, формирования различных возможностей. Вот почему так важно, чтобы сенсорное образование систематически включалось во все аспекты жизни ребенка, особенно в процессы познания жизни: объекты, свойства (форма, структура, размер, пропорции, цвет, пространство и т. д.)
В педагогических энциклопедиях сенсорное образование понимается как преднамеренное развитие и улучшение сенсорных процессов (чувств, восприятий).
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по – разному.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному:
1. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
2. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
3. С детьми младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом: башенки, яйца. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
4. Для детей дошкольного возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал, который можно обследовать и активно действовать с ним [13, с. 77].
5. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что - то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах и возрастных группах с постепенным их усложнением.
6. При объяснении правил игры, воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
7. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого – педагогические аспекты формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через дидактическую игру, мы пришли к заключению, что дидактические игры играют важную роль в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.).
Знания, полученные детьми в устной форме необходимо подкреплять чувственным опытом, иначе они останутся расплывчатыми и хрупкими. Необходимо создавать ряд условий для ребенка, который воспринимая, идентифицирует отдельные атрибуты, но они обычно являются признаками, которые непреднамеренно пропускают взгляд и не всегда являются наиболее важными и характерными.
Сенсорные процессы развиваются не индивидуально, а в рамках сложной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.
Дидактические игры могут быть включены практически в любую непосредственную деятельность детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – развивающая игра. Целесообразно сопровождать такие игры загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному, данные особенности необходимо использовать в работе с детьми, в частности, в работе по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
1. Васильева, O.К. Педагогическая поддержка дидактических игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. — Мозырь: Содействие, 2015. — 3-е изд. — 152 с.
2. Железнякова, Р.З. Методическая помощь воспитателю по руководству дидактическими играми детей раннего возраста //Состояние и перспективы работы с детьми дошкольного возраста в сельской местности. – Брест, 2019. – С. 55.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
4. Коломинский, Я.Л. Дидактическая игра в жизни дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Мозырь. : Белый ветер, 2016. – 184 с.
5. Лобынько, Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 220 с.
6. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М. : 1988. – 476 с.
7. Малашенкова, Е.А. Технология дидактической игры // Пачатковая школа. – 2018. – № 12. – С. 23–28.
8. Новоселова, С.Л. Дидактическая игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2019. – 286 с.
9. Пьянкова А. В. Роль игр для формирования личности / А. В. Пьянкова, О. А. Спиридонова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 75-77.
10. Пятница Т.В. Определение дошкольника через игру: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / автор – сост. Т.В. Пятница. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2017. – 67 с.
11. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
12. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы сенсорного развития дошкольников / Ф.А. Сохин. – М. : Изд-во Мос. психол.-социол. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2012 – 120 с.
13. Стрижова А. А. Игра как средство развития сенсорики / А. А. Стрижова // Современные проблемы образования : сборник научных статей / науч. ред. М. А. Дьячкова ; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург : Ажур, 2014. — С. 77-79.
14. Субботина, Л.Ю. Развитие сенсорики у детей посредством участия в играх/ Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия Развития, 1996. – 240 с.
15. Усова, А.П. Роль дидактической игры в воспитание детей / под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 236 с.