ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ
1.2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.2 КОМПЛЕКС ИГР, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.3 ДИНАМИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные социальные и экономические условия, напрямую влияющие на требования к уровню образования детей, поставили систему образования перед необходимостью более высокого уровня формирования словарного запаса дошкольников. Это, в свою очередь, требует от образовательного процесса ориентированности на формирование готовности личности каждого ребенка к сотрудничеству с другими людьми в условиях постоянно меняющихся запросах социума.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, становится игра, то и процесс формирования словарного запаса ребенка по большей части происходит именно в процессе игровой деятельности. В процессе игровой деятельности совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский [4], А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой [9], Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях УДО.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста в условиях УДО будет проходить эффективнее при использовании комплекса игр, направленного на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности;
- раскрыть лингво-педагогические особенности обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста;
- разработать комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические и лексические аспекты словарной работы
Обогащение словарного запаса учащихся в начальных классах является одной из наиболее актуальных тем современной педагогики. Ежедневно, под натиском научно-технического процесса в обиход входят новые слова, иногда значение которых непонятно и требует объяснения. Именно поэтому в начальных классах необходимо проводить мероприятия по обогащению и расширению словарного запаса младших школьников. Данные действия выполняются, чтобы в дальнейшем школьник мог полноценно общаться и контактировать, так как чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее выполняется коммуникация между собеседниками в устной и письменной формах [1, c. 77].
Проблема обогащения словарного запаса обучающихся в начальных классах волновал и притягивал внимание методистов и школьных учителей уже достаточно давно. Так, например, известный педагог дореволюционной России Ф.И. Буслаев давал рекомендации учителям в отношении обогащения словарного запаса: «развивать в дитяти врожденный дар слова». Такие же рекомендации давал другой известный педагог Срезневский: он говорил, что нужно «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» различных слов. Он рекомендовал учителям научить детей правильно употреблять слова и выражения, обращать рациональное внимание на значение слов и выражений. Точно такого же видения ситуации придерживался известный советский педагог К.Д. Ушинский. Он писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [23, c. 45].
На каждом занятии литературного чтения педагогу необходимо так организовать собственную деятельность, чтобы каждый обучающийся был втянут в образовательный процесс, чтобы он мог анализировать, думать, обобщать, делать самостоятельные выводы. А для этого каждый ученик должен обладать большим словарным запасом [22, c. 130].
Процесс обогащения словарного запаса для детей, обучающихся в младших классах, выделен в особую часть развития речи. В данной области существует собственный объект, методы исследования, а также содержание и методы исследования. Обогащение словарного запаса обучающихся младших классов призвано семантизировать (объяснять) слова, которые являются незнакомыми, новыми для детей. Также в данном вопросе учителю необходимо уточнять смысл слов, которые являются многозначными (семантику слова), то есть учитель должен обучить детей точному употреблению слова, а также в зависимости от стиля и типа речи научить употреблять слова в правильном значении. Также в процесс обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста входит задача учителя по замене диалектных или просторечных слов на слова литературного обихода (синонимы).
ГЛАВА 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
2.1 Выявление уровня развития словаря детей среднего дошкольного возраста
Диагностическое исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования « ».
В исследовании приняли участие 25 воспитанников среднего дошкольного возраста, из них, 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей – 4 – 5 лет.
Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в игровой комнате группы, между режимными моментами: утренней прогулкой и обедом. Беседа длилась не более пятнадцати минут. Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы ребенка вызывали одобрение, поддержку. Если у малыша возникали затруднения с ответом, ему была оказана помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, но в протоколе отмечалось невыполнение задания.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика «Назови, что покажу»;
- методика «Назови одним словом»;
- методика «Скажи наоборот».
Текст трех методик представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Интерпретация полученных результатов:
I уровень – высокий уровень развития словаря – ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень – средний уровень развития словаря – ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом.
III уровень – низкий уровень развития словаря – ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Таким образом, проанализируем полученные результаты по каждой из методик:
Методика «Назови, что покажу»:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что исследования развития речи детей ученые ведут достаточно давно, накоплен большой объем исследовательской работы, освещены все методические способы обогащения словаря. Сегодня продолжаются исследования в области развития словаря ребенка дошкольника. Одним из ведущих методов является игровая деятельность.
Игры облегчают усвоение материала, пополняют словарный запас, развивают у детей правильное восприятие речи.
Для выявления исходного уровня словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста было проведено диагностическое исследование с использованием следующих методик:
- методика «Назови, что покажу»;
- методика «Назови одним словом»;
- методика «Скажи наоборот».
Результаты диагностики выявили, что у большинства детей – 41,3 % средний уровень развития словаря для данного возраста. Дети умеют слушать и понимают речь, однако у них возникают трудности с пониманием слов, с подбором обобщающих слов, частотны ошибки при подборе слов, называющих признаки, качества и действия, к названию предмета.
По результатам диагностики был разработан комплекс игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста. Он предполагает такой тип занятий, который построен в форме игры и игровых упражнений. Использованы три основных вида дидактических игр: с предметом, настольно-печатные и словесные. Разработанный нами комплекс дидактических игр рассчитан на решение конкретных речевых задач.
Дидактические игры с предметом направлены на развитие понимания слов, умения подбирать названия признаков, качеств и действий к названию предмета. Настольно-печатные дидактические игры направлены на обогащение словаря обобщающими словами, на развитие умения подбирать названия действий к названному предмету, умения различать значения многозначного слова. Словесные дидактические игры направлены на обогащение словаря глаголами, наречиями, антонимами и синонимами, существительными и числительными.
Повторное исследование после частичной апробации данного комплекса позволило установить эффективность его использования, это подтверждается значительными изменениями показателей высокого уровня (увеличение до 46 %) и среднего уровня (снижение до 30,7 %).
Представленный практический материал поможет воспитателям дошкольных учреждений, работающим с детьми, которые имеют средний или низкий уровень развития словаря, в организации систематической и содержательной деятельности в повышении уровня развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Логос, 2010. – 46 c.
2. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника /Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2012. – 4. – 47-51 с.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 117 с.
4. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2011. – 269 c.
5. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации для работы с детьми / В.В. Гербова. – М.: Владос, 2007. – 64 c.
6. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества младших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 191c.
7. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи младших дошкольников / А.Л. Колунова // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А. Колунова. – М.: Просвещение, 1994. – 227 c.
8. Купина Н.А. Работа над словом / Н.А. Купина // Методика развития речи на уроках русского язык. - 2009. - № 4. - С. 110-141
9. Логинова В.И. Формирование словаря / В.И, Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста. - 2014. - С. 83-101
10. Петрикевич, А.А. Веселые игры: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 c.
11. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 216 с.
12. Развитие речи дошкольников / под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 120 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ.: 1999. – 720 с.
14. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. 192 c.
15. Сборник игр по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. Сост. Е.А.Рябухина. Ревда, 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: multiurok.ru/files/sbornik- ighr-
16. Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа. Мн.: Совр. школа, 2015. 80 c.
17. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Владос, 2006. – 144 c.
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей; М.: Просвещение; Издание 5-е, испр. Москва, 2006. 159 c.
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 c.
20. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 96 с.
21. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации (по ФГОС), дополн. М.: ТЦ Сфера, 2015. 192 c.
22. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова – М.: Владос, 2008. – 240 c.
23. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в шести томах / К.Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988 – 1990.Т.1. – 416 с.