ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1.2 СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.4 РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе построения гражданского общества, образование выступает в качестве ведущей социальной деятельности, обеспечивающей развитие индивидуальности человека в условиях изменяющегося мира, рост человеческого потенциала как важнейшего условия конкурентоспособности страны.
Сегодня в системе дошкольного образования проявляются и оформляются новые тенденции: открытость и вариативность образовательных моделей, индивидуализация образования детей.
Современное общество выдвигает перед образованием задачи воспитания творчески мыслящей личности, способной находить решение в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях. В этой связи усилилась необходимость использовать в процессе воспитания эффективные приемы и методы. При традиционном подходе к воспитанию и образовании практически не учитывались индивидуальные особенности воспитанников, поэтому не было возможности уделять внимание каждому ребенку в отдельности. Применение же нетрадиционных приемов воспитания и обучения создает условия для осуществления индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе.
Развитие индивидуальности является основой для формирования восприятия окружающей действительности, глубокого усвоения знаний, умений и навыков, практического их применения. Поэтому, воспитание личностных качеств помогает расширить культурный и духовный мир ученика, облегчает вступление в коммуникативные отношения. В функции же воспитателя дошкольного учреждения входит педагогическое управление данными процессами, то есть он должен оптимально использовать разные формы информации, установить сотрудничество с каждым воспитанником, представлять материал, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка.
Основные вопросы, на которые нужно обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей воспитанников дошкольного учреждения – это состояние физического развития и здоровья каждого в ребенка; особенности психического развития, внимания, мышления, памяти, способностей и других сторон познавательной деятельности; особенности потребностно-мотивационной и эмоциональной-чувственной сферы; интересы, межличностное общение; характер обучаемости и воспитуемости, которые проявляются в степени восприимчивости педагогических влияний, а также в динамике личностного развития в целом и обучении отдельных свойств и качеств в частности.
Дошкольники, в зависимости от условий жизни, семейного воспитания и природных задатков (связь социального и биологического) значительно отличаются друг от друга, и их становление как личностей характеризуется существенными особенностями, без учета которых трудно рассчитывать на успех обучения и воспитания. Поэтому, только глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольника создает предпосылки для успешного обучения и воспитания.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе: сущность, критерии, этапы реализации
Гуманизация образования, ориентированного на самого человека как высшую ценность - ключевой момент нового педагогического мышления. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие воспитанника, проявляемое еще с дошкольного возраста уважение к его личности, интересов, индивидуальных особенностей. Необходимым условием эффективности педагогического процесса является индивидуальный подход к учащимся.
Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности, однако, несмотря на то что они представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, обе они практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным.
В детских садах, как и в школах, принята групповая форма организации учебных занятий. Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума, которые составляют его индивидуальность.
Индивидуальность – своеобразность черт отдельного учащегося, сумма лишь ему присущих качеств. В психологии проблема индивидуальности указывается в связи с цельной особенностью отдельного человека в разнообразии его желаний, интеллекта, интересов, качеств перцептивных процессов, мотивов, мыслей, настроений, переживаний, привычек, потребностей, проявлений воли, склонностей, способностей, чувств и других качеств. В их конкретном сочетании развивается целостная уникальная структура переживающей и действующей отдельной личности [1, с. 5].
Индивидуальный подход позволяет повышать эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов и воспитателей. Эта особенность педагогического процесса нашла отображение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, осуществляться в определенной последовательности, как непрерывный, четко организованный процесс, поэтому считаем необходимым выяснить основы индивидуального подхода и раскрыть значения терминов «индивидуальность» «индивидуализация» и «индивидуальный подход».
Понятие «индивидуализация» в педагогике понимается, как регистрация индивидуальных качеств обучающихся в рамках учебного и воспитательного процесса, во всех его способах и формах, независимо от того, в какой мере и какие качества учитываются.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование в рамках темы представленной курсовой работы проводилось на базе ГУО «Детский сад № ____ г.________», в исследовании приняли участие воспитанники старшей группы в количестве 22 человек.
Проведенный нами анализ научно-теоретической основы понятия и организации индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, позволил нам сделать выводы о том, что успешную реализацию индивидуального подхода учебно-воспитательного процесса обуславливает учет психолого-педагогических особенностей каждого из воспитанников. Большое значение для педагога имеет знание особенностей познавательной деятельности детей, склонность и интересы, а также умение ребенком поддерживать благожелательных контактов с окружающими. Таким образом, при индивидуальном подходе мы учитываем уровень развития дошкольникам: уровень развития интереса к познавательным задачам, работоспособности и интеграции.
Цель исследования: изучение аспектов реализации индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- диагностировать уровень развития интереса дошкольников к познавательным задачам;
- выявить исходный уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой задачи мы использовали методику «Сложи (разрезная картинка)» Е. А. Стребелевой [25, с. 110].
Цель методики: выявить уровень развития интереса дошкольника к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявить уровень развития целостного восприятия предметного изображения.
В рамках данной методики, ребенку предлагается самостоятельно сложить картинку из частей. Если в ходе выполнения задания у респондента возникают трудности, проводится обучение, которое заключается в демонстрации целой картинки, после чего ребенка просят самостоятельно выполнить задание, ориентируясь на образец.
Методика «Сложи» позволяет оценить такие действия ребенка, как принятие решения, способы выполнения, обучаемость, а также оценить отношение дошкольника к результату своей деятельности.
По результатам методики респондентам присваиваются баллы.
Один балл присваивается респонденту, если ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно; 2 балла – принимает задание, но складывает картинку, не ориентируясь на целостность изображения, даже после показа образца. Три балла присваивается в том случае, когда испытуемый принимает задание, выполняет задание с помощью, после обучения задание выполняет, пользуясь практическим примериванием. Четыре балла присваиваются тем респондентам, которые принимают и понимают задание и выполняют его самостоятельно, пользуясь при этом различными типами ориентировки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих спонтанно или в соответствии с определенными целями. Таким образом, человек не является пассивным существом, действующим сам по себе, а наоборот действующим как субъект своего становления и развития.
Концепция «воспитания» является одной из ведущих в педагогике. Воспитание в широком смысле рассматривается как социальное явление, как воздействие общества на человека. В этом случае образование практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность преподавателей и студентов по реализации образовательных целей в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в данном случае называется воспитательной работой.
Воспитание является результатом образования, представленного стабильной системой ценностей мира личности, которая определяет весь комплекс социальных отношений последней.
В ходе теоретического изучения по теме курсовой, индивидуальный подход рассматривается нами как такой подход, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности индивида (биологические, социальные, психологические, духовные). Применение индивидуального подхода в воспитательном процессе повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, улучшению качества успеваемости, обретению нравственной зрелости. Решение задач совершенствования учебно-воспитательной работы школы требует усиления индивидуального подхода к учащимся с учетом их потребностей, интересов, ценностных ориентацией, знаний и умений.
В дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность развития именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности. В игре возникают и дифференцируются новые виды деятельности, среди которых учение, которое готовит переход ребенка к следующей стадии развития - этапу младшего школьного возраста. Четкое, грамотное, психологически и педагогически обоснованное, систематически последовательное руководство педагогом игровой деятельностью способствует этому процессу.
Кроме того, развивающая предметная среда детства выступает системой условий, которая способна обеспечить всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
В ходе констатирующего этапа исследования нами были выявлены ребята, у которых уровень развития интереса дошкольника к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, а также уровень развития целостного восприятия предметного изображения находится на низком уровне. Кроме того, были выявлены ребята с низкой познавательной активность.
1. Способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их ценностные ориентиры: методические рекомендации / сост. И.В. Шманева. – Магнитогорск: МГПИ, 1996. – 24 с.
2. Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А.Я. Найн. – Челябинск: УралГАФК, 1996. – 144 с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 145–146.
4. Емельянова, Л.А. Пути обеспечения индивидуального подхода в условиях школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 4. – С. 122–130.
5. Верцинская, Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н. Н. Верцинская. – Минск: Нар.асвета, 1983. – C. 58–63; 124–132.
6. Емельянова, Л.А. Как усилить индивидуальный подход: возможности школы / Л.А. Емельянова, О.А. Семиздралова // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 129–134.
7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1998. – 223с.
8. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – С. 113–189.
9. Синицына, И.А. Психологические основы процесса изучения иностранного языка и реализация принципа индивидуального подхода / И.А. Синицына // Педагогические науки. – 2015. – № 3. – С. 35–36.
10. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной деятельности / Е.С. Рабунский. – Изд.: Педагогика, 1975. – 184 с.
11. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
12. Способы активизации учебно-познавательной деятельности школьников через их ценностные ориентиры: методические рекомендации / сост. И. В. Шманева. – Магнитогорск: МГПИ, 1996. – 24 с.
13. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация в обучении / И. Унт. – М.: Педагогика. – 1990. – С. 8–161.
14. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и слушателей ИПК и ФПК.-4-е изд., перераб. И доп./ Б. Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат,2003.-607с.
15. Асомиддинов, М.М. Основы применения индивидуального и компетентностного подходов в моделировании учебного процесса / М.М. Асомиддинов / Вестник Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава. – 2017. – № 1-4. – С. 101–105.
16. Бондаревская, Е. В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. - С.17-24.
17. Волина В. В. Учимся, играя/ В. В. Волин. - М.: Новая школа, 2011. - С. 112-114.
18. Формы внеклассной воспитательной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru.
19. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. / Я. И. Ковальчук – М.:Просвещение, 1999.
20. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2011. - С. 61
21. Новоселова, С. Л. О новой классификации детских игр / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3. – С. 84-87.
22. Дубова И. А., Маишева В. П., Фатеева Г. И. Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 682-684. — URL https://moluch.ru/archive/124/34269
23. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
24. Красношлык, З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32-34.
25. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2004. – 164 с.
26. Международный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: https://www.maam.ru//.