Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей дошкольников
1.1 Психолого-педагогические характеристики игровой деятельности дошкольников
1.2 Особенности музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста
1.3 Музыкально-игровой комплекс как форма организации музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей детей при использовании музыкально-игровых комплексов
2.1 Технология использования музыкально-игровых комплексов в дошкольном учреждении
2.2 Педагогические условия активизации музыкально-творческих способностей дошкольников на основе использования музыкально-игрового комплекса
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап общественного развития требует от нас не только социальных навыков, профессиональных знаний и компетенций, но и гибкости, большого уровня адаптивности, а также творческого подхода к решению возникающих проблемных ситуаций.
В настоящее время стоит говорить, о новом уровне философского и психолого-педагогического понимания ряда вопросов, в рамках которых видна проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Влияние музыки на развитие детской творческой деятельности очень велико и безгранично. Музыка, как и любой другой вид искусства, может влиять на общее развитие ребенка, активно способствовать эстетическому и нравственному развитию, развитию мышлению, активизации воображения, тренировке памяти. Развитие музыкальных способностей всегда было одной из важных задач, стоящих перед педагогами учреждений дошкольного образования, так как дошкольный возраст чувствителен к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе музыкальных.
Развитие музыкальных и ритмических способностей детей является сложным, противоречивым и сложным процессом с комплексным характером, где задачи развития слуховых и двигательных навыков, интеллектуальной деятельности, чувств, общения со сверстниками решаются во взаимосвязи, и их невозможно отделить друг от друга. Это в свою очередь обуславливает особенности организации процесса обучения и воспитания, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Требует от учителя особого педагогического мастерства, творческого подхода при выборе форм, средств, а также методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды. Вопрос о содержании музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкального руководителя всегда стоит на первом месте в ряду других педагогических проблем. Вполне очевидно, что на современном этапе развития образования состояние музыкального воспитания характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания.
Выявление и обоснование теоретических основ развития музыкальных способностей, возможности и закономерности их формирования остается актуальной задачей и по нынешний день. В связи с этим, развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте - всегда были и остаются актуальными на современном этапе дошкольного образования.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей дошкольников
1.1 Психолого-педагогические характеристики игровой деятельности дошкольников
Детскую игру определяют, как исторически возникший вид деятельности, который заключающийся в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых в особой условной форме.
Научная позиция об игре как ведущей деятельности дошкольника, определяющий зону ближайшего развития, является общепринятой и традиционной как в мире, так и в российской психологии.
По определению А. Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть эта деятельность, благодаря которой происходят важнейшие изменения в психике ребенка и в рамках которой развиваются умственные процессы, готовящие его к переходу на новую, более высокую стадию развития. [1].
В педагогической теории игры первостепенное внимание уделяется изучению игры как средства воспитания, поскольку игра выступает главным видом деятельности детей дошкольного возраста. Сеченов И. М. говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека, который заключается в безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к окружающим, в том числе и к взрослым. Но чаще всего выражается в играх, к которым ребенка побуждает и склонность к подражанию [2].
Такие авторы, как И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская рассматривают игру как ведущий вид деятельности дошкольников, в котором наиболее успешно формируются основные представления ребенка об окружающем мире, а также свойства и качества его личности [3].
Наиболее выдающейся исследователь в области психологии Л. С. Выготский акцентировал внимание на неповторимой специфике дошкольной игры. Она заключается в том, что независимость и свобода играющего сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое принятие и добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее крепость [4].
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей детей при использовании музыкально-игровых комплексов
2.1 Технология использования музыкально-игровых комплексов в дошкольном учреждении
Тщательно отобранный музыкальный материал, при условии соответствия с возрастными и индивидуальными возможностями детей, является залогом успешно проведенного занятия.
Стоит отметить, что целю музыкального воспитания в детском саду одна является развитие музыкальность дошкольников, способности эмоционально воспринимать музыку путем развития музыкально-художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству. Кроме того, цель процесса обучения дошкольников на занятиях музыкой определяют и в создании условий, благоприятствующих творчеству, комплекс таких условий достаточно многообразен. Здесь стоит отметить, что акцент делается на использовании не отдельных музыкально-дидактических игр, а целых игровых комплексов, в которых игры объединены единым сюжетом, а центральной задачей является развитие музыкально-творческих способностей дошкольников (Л. С Холодович) [15].
Сегодня в Республике Беларусь широко применяется учебно–методический комплекс, специально разработанный для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Мир музыки». В нем показан вариант новой формы организации музыкально–творческого процесса — музыкальный сюжетно–игровой комплекс.
Музыкальный сюжетно–игровой комплекс представлен системой сюжетных музыкально–дидактических игр, которые объединены между собой общим сюжетом и игровым образом.
Музыкальный сюжетно–игровой комплекс позволяет организовать деятельность детей в соответствии с ее определением в современной психолого–педагогической науке: как важнейший канал присвоения субъектом общественно–исторического опыта (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.); как способ преобразования действительности (А. Н Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. А. Никифоров, Э. Г. Юдин и др.); как раскрытие и реализация потенциальных возможностей индивида, где он выступает по отношению к вещам как субъект, а к людям — как личность (Л. П. Буева, Г. С. Бакинцев и др.) [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение литературы по данному вопросу позволило нам определить, что игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Кроме того, в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность напрямую зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке.
Именно дошкольный возрастной период имеет особую значимость в развитии общих и специальных музыкальных способностей ребенка. Такими способностями принято считать ладовое чувство, чувство ритма и музыкально-слуховые представления.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей.
Особое значение в процессе развития имеет целенаправленность обучающих и воспитывающих действий воспитателя и музыкально руководителя, которое осуществляться различными методами и средствами.
В ходе теоретического анализа мы пришли к выводу, что музыкальная деятельность дошкольников основана на различных способах и средствах познания детьми музыкального искусства. С помощью данных средств и способов осуществляется музыкальное и, в том числе, общее развитие дошкольника. В музыкальной деятельности принято выделяют несколько основных видов: исполнительство, восприятие, творчество и музыкально-образовательную деятельность. Успешность музыкального развития напрямую зависит от его инициативы, которая способствует самостоятельной музыкальной деятельности.
Одним из важнейших условий формирования самостоятельной музыкальной деятельности выступает создание воспитателем тематической предметно-развивающей среды: «музыкальный уголок», «музыкальная зона».
Опираясь на исследования Л. С. Ходонович, которая делает акцент на использовании не отдельных музыкально-дидактических игр, а игровых комплексов, пришли к выводу, что центральная задача такого комплекса - развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. В данных комплексах игры объединены единым сюжетом.
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991. - 320 с.
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2002. - 86 с.
3. Житко, И. В, Петрикевич, А. А., Ярмолинская, М. М. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / И. В. Житко [и др]. – Минск: Выш. шк., 2007. – 72 с.
4. Воронова, В. Я. Творческие игры старших дошкольников / В. Я Воронова. - М.: Просвещение, 2001. – 86 с.
5. Жуковская, Р. Н. Нравственное воспитание детей в процессе игры. //Советская педагогика. –2007. - №4. – С.58.
6. ИнфоУрок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/.
7. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. - М., 2000.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка. / Автореферат докторской диссертации. АПН СССР НИИ дошкольного воспитания, НИИ художественного воспитания АПН СССР Год защиты: 1967 Специальность: 13.00.00 – Педагогические науки. – 35 с.
9. Воскобойников, В. М. Как определить и развить способности ребенка? / В. М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996.
10. Книжный архив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.klex.ru/8nb.
11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/
12. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин. – Режим доступа: http://psychlib.ru.
13. Ходонович, Л. С. Ребенок, игра, творчество / Л.С. Ходонович. - Минск, 2002
14. Инновационные педагогические технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ipk74.ru/
15. Ходонович, Л. С. Развитие музыкального творчества дошкольников / Л.С. Ходонович. - Мн., 2007.
16. файловый архив студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/
17. Информационный студенческий ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.net/
18. Блог практикующего музыкального руководителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muzruk.net/
19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oqu-zaman.kz/- Дата доступа: 05.12.2019.
20. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : [избр. психол. тр.] / Б.М. Теп-лов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т (МПСИ) ; Воронеж : МОДЭК, 2003.