ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ
1.1 ОНКОЛОГИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА
1.2 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
1.3 ОСОБЕННОСТИ МЕДКИ-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Онкологические заболевания занимают центральное место в клинической медицине. Достижения в области современной терапии привели к увеличению числа пациентов, страдающих хроническими заболеваниями после начала лечения, и значительное число пациентов можно отнести к категории выздоравливающих. У детей это особенно актуально для основного варианта опухолевого процесса – лейкемии: число детей с ремиссиями более пяти лет, растет из года в год [1, с.106].
Медицина и общество сталкиваются с высоким уровнем излечения от онкологических заболеваний у детей. Последние достижения онкологии позволили улучшить результаты лечения и качество жизни пациентов.
Результат лечения детей с онкологическими заболеваниями определяется как тяжестью основного заболевания, так и психологическим состоянием. В то же время, психические расстройства возможны как у пациента, так и у членов его семьи, чему не уделяется должного внимания ни в практической медицине, ни в научных исследованиях в Беларуси.
Согласно статистике, ежегодно в Республике Беларусь регистрируется около 18 тыс. случаев заболевания раком. Смертность от рака по итогам 2018 года достигла около 9 тыс. человек.
Актуальность работы. Для детей переживание наличия онкологического заболевания сопровождается определенными негативными эмоциональными проявлениями, что может негативно сказаться на поведении и психике ребенка. Также негативные эмоциональные проявления характерны для родителей детей, страдающих онкологическими заболеваниями [2, с.98].
Медико-социальная помощь направлена на оказание поддержки детям, страдающим онкологическими заболеваниями и как следствие, результатом данной деятельности является становление оптимального эмоционального фона ребенка, который способствует его скорейшему выздоровлению.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ
1.1 Онкология как проблема современного мира
Онкология является глобальным приоритетом в плане заболеваемости и смертности. Это является главной проблемой для современного общества. На протяжении 1990-х годов в мире от рака ежегодно умирало 8 миллионов человек [5, с. 195].
По прогнозам ВОЗ, в период 1999-2020 годов заболеваемость и смертность от рака удвоятся: с 10 миллионов до 20 миллионов новых случаев и с 6 миллионов до 12 миллионов зарегистрированных смертей. Учитывая, что в развитых странах наблюдается тенденция замедления роста заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований (как путем профилактики, прежде всего путем борьбы против табака, так и путем совершенствования ранней диагностики и лечения), становится ясно, что основной рост будет происходить в развивающихся странах.
Основными причинами возникновения рака легких, рака полости рта, гортани, и, в некоторых случаях, пищевода и желудка являются курение, а рак печени – гепатит В.
Методы ранней диагностики и лечения этих заболеваний крайне неудовлетворительны. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на профилактике. Отказ от курения и вакцинация против гепатита В могут значительно снизить заболеваемость раком легких, верхних дыхательных путей и печени и, следовательно, смертность. Еще 4 миллиона смертей вызваны раком кишечника, раком молочной железы, раком простаты, раком шейки матки, раком поджелудочной железы и мочевого пузыря. Основными причинами этих заболеваний являются гормональные нарушения (рак груди и простаты), вирусы папилломы (рак шейки матки), курение (рак поджелудочной железы и мочевого пузыря). Таким образом, курение является причиной 20% всех смертей от злокачественных опухолей. К другим причинам относятся вирусные инфекции, факторы питания, экологические опасности, воздействие солнца [8, с. 58].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНКОЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: УЗ «Гродненская университетская клиника». В данном исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 3 до 5 лет. В выборке насчитывалось около 5 девочек и 10 мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью изучения медико-социальной работы с детьми нами был разработан научно-категориальный аппарат:
Объект исследования: медико-социальная работа.
Предмет исследования: медико-социальная работа с детьми с онкозаболеваниями.
Цель исследования: эмпирически обосновать особенности медико-социальной работы с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что онкология является огромной проблемой для современного мира. Наиболее уязвимой группой населения являются дети, подвергающиеся воздействию различных негативных психических и эмоциональных состояний.
Для детей, страдающих раком, характерен абстинентный синдром, который проявляется в сочетании физиологических и психологических симптомов. Все эти факторы указывают на необходимость определенных медико-социальных практик, которые будут способствовать развитию оптимального эмоционального состояния детей, страдающих онкологическими заболеваниями.
С целью изучения необходимости применения медико-социальной работы относительно детей, страдающих онкологическими заболеваниями, нами было проведено эмпирическое исследование. В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
1. Для детей, страдающих онкологическими заболеваниями, характерным является высокий уровень тревожности (53%), средний уровень тревожности характерен для 33% опрошенных респондентов и низкий – для 14%.
2. При исследовании наличия страхов у детей, страдающих онкологическими заболеваниями, нами было определено, что для данной категории респондентов характерен высокий уровень наличия страхов – для 60%, средний уровень наличия страхов характерен для 27% опрошенных респондентов, а низкий – для 13%.
3. При исследовании видов страха, характерных для детей, страдающих онкологическими заболеваниями, было определено, что приоритетным видом страха является страх смерти (87%), также медицинский страх (67%), физический страх – для 67% опрошенных респондентов.
Результаты исследования могут быть полезны при организации и формировании определенных форм и методов работы с болеющими детьми.
1. Аралова, М.П. Психологическое исследование родительского отношения к дошкольникам в стадии ремиссии острого лимфобластного лейкоза. / К.С. Асманян. – Мн: Высшая школа,2015 – с. 105-107.
2. Бялик, М.А. Особенности психологической адаптации и лечения детей с онкопатологией, / Е.Е. Моисеенко. – М: Академия, 2007. – С. 97-99.
3. Бобровский, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / Г.М. Бобровский. – М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2011. – 544 с.
4. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. / А.Я. Варга. – М.: «Когито-центр», 2008. – 289 с.
5. Вельшер, Л. З. Клиническая онкология: избр. лекции: учеб. пособие / Л. З. Вельшер, Б. И. Поляков, С. Б. Петерсон. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 496 с.
6. Волкан В. Жизнь после утраты: Психология горевания. / Э.Зинтл. – М.: «Когито-центр», 2007. – 365 с.
7. Гусева М.А., Антонов А.И., Лебедь О.Л., Карпова В.М., Цейтлин Г.Я. Социальные проблемы семей, имеющих детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями. // Высшее образование для 21 века. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2009. – 289 с.
8. Давыдов, М. И. Атлас по онкологии: учеб. пособие / М. И. Давыдов, Ш. Х. Ганцев. – М: МИА, 2008. – 412 с.
9. Дурнов Л.А. Медико-социальная реабилитация в детской онкологии. / Л.А. Дурнов, 2009. – 247 с.
10. Дурнов Л.А. Клинические лекции по детской онкологии. // Медицинское информационное агентство. / Е.И. Бойченко. – М.: Академия, 2014. – 278 с.
11. Добряков И.В. Психология семьи и больной ребёнок. / О.В. Защиринская. – СПб.: «Речь», 2007. – 257 с.
12. Климова С.В., Микаэлян Л.Л., Фарих Е.Н., Фисун Е.В. Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара. // Журнал практической психологии и психоанализа. – №1. – 2009. – С. 22-30
13. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. / В.В. Лебединский. – М.: «Академия », 2007. – 256 с.
14. Михайлова С.Н., Моисеенко Е.И., Сурина И.А., Ясонов А.В., Ясонова Н.А. Социальная адаптация ltntq, перенесшей в детском возрасте онкологическое заболевание. / Е.И. Моисеенко. – М.: Академия.– 2007. – С. 85-86.
15. Моисеенко Е.И., Писаренко Н.А., Цейтлин Г.Я. Психологическая адаптация семьи с ребенком с онкологическим заболеванием на этапе ремиссии. // Вопросы психологии. – 2007. – С. 112-115.
16. Новиков, Г. А. Практическое руководство по паллиативной помощи онкологическим больным. / Г.А. Новиков – М.: Форум, 2004. – с. 35-37
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2007. – 389 с.
18. Рейнальдо П.. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса./ П. Рейналдо. – М.: «Маренго Интернейшнлпринт», 2011. – 278 с.
19. Ромасенко, В. А., Нервно-психические нарушения при раке. / К.А. Скворцов — М.: Академия, 2011. – 325с.
20. Русина, Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях / Н. А. Русина // Мир психологии: Научно-методический журнал / Академия пед. и соц. Наук, 2002. – № 4 , – С. 152-160.
21. Сидорова В.Ю. Четыре задачи горя. // Журнал практической психологии и психоанализа. – №1-2. – 2011. – С. 36
22. Тесленко Б.В., Филиппова Н.Е. Организация работы отделения реабилитации для детей с онкологическими заболеваниями в состоянии ремиссии и их родителей в ФГУ санаторий «Русское поле». // Материалы симпозиума «Актуальные проблемы реабилитации в детской онкологии». – М.: «Саров ЛТД», 2009. – С. 14.
23. Фисун Е.В. Системный подход в психологической работе с онкопациентами и членами их семей». / Е.В. Фисун. – М.: Новое издательство, 2010. – 325 с.
24. Цейтлин Г.Я. Модель городской/региональной системы комплексной реабилитации детей с онкологическими заболеваниями. // Материалы симпозиума «Актуальные проблемы реабилитации в детской онкологии». – М.: «Саров ЛТД», 2009. – С. 34.
25. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. / А.В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2011. – 368 с.