Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы на уроках литературного чтения
1.1 Познавательная деятельность младших школьников с нарушением речи
1.2 Особенности и направления коррекционной деятельности по формированию познавательных процессов у младших школьников с нарушением речи
Глава 2 Методические средства развития познавательной деятельности младших школьников с помощью дидактических игр
2.1 Методы и формы коррекционной работы по развитию познавательной деятельности младших школьников с нарушением речи
2.2 Комплекс дидактических игр по развитию познавательной деятельности младших школьников с нарушением речи
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В исследованиях, которые посвящены изучению состояния мыслительных операций у детей с речевой патологией отмечается, что часто можно наблюдать сложные сочетания нарушения речи и познавательной деятельности (исследования И.Т. Власенко, Л.С. Волковой, В.В. Ковалева, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, А. Гермаковска, Е.М. Мастюковой, Ю.Т. Матасова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой и др.). Основная часть исследований касается детей, у которых есть тяжелые нарушения речи. При этом, на сегодняшний день ученые не пришли к единому мнению о состоянии речемыслительной деятельности у детей с нарушением речи.
Так, Р.А. Белова-Давид, М.В. Богданов-Березовский полагают, что мышление у детей с тяжелой речевой патологией нарушено «первично» и представляет собой причину расстройства формирования языковых способностей. Зарубежные исследования К.С. Лешли, Р. Эфрона также отрицают причинно-следственное влияние нарушений речи у детей с «афазией развития» на уровень их интеллектуального развития и признают «первичность» нарушения интегративной познавательной структуры, который связан с характером общей патологии и является причиной речевого расстройства.
Другую точку зрения представляют педагоги и исследователи, среди которых Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская и др., которые определяют особенность мышления у таких детей в непосредственной зависимости от речевой патологии [6, c. 115].
В частности, Р.Е. Левина при исследовании и анализе нарушенных и сохранных предпосылок речевых и неречевых психических функций у детей с алалией говорит о том, что на раннем этапе формирования речи такого ребенка первично преобладает одна какая-либо недостаточность в определенном звене структуры психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном). Такая недостаточность закономерно определяет характер не только речевого нарушения, но и вторичного недоразвития познавательных возможностей. Проходя такое же системное патологическое изменение, как и сам речевой процесс, только на более высоком функциональном уровне, вторичное недоразвитие высших психических функций по своей внутренней структуре зависит изначально от первичного дефекта, который вызвал системное речевое недоразвитие. Проявляя зачастую сходные по внешнему образу признаки, речевое недоразвитие, а также нарушение развития познавательной деятельности по своему качеству разнородны в психологической структуре, зависящей от природы и особенностей первичной недостаточности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Познавательная деятельность младших школьников с нарушением речи
Тесная взаимосвязь развития речи и других психических, в том числе и познавательных, процессов отмечается в случаях речевого дизонтогенеза. Многие авторы говорят о том, что у детей с речевыми нарушениями наблюдаются сложные сочетания нарушения речи и познавательной деятельности. В частности, изучением взаимосвязи познавательной активности и речевого нарушения, занимались Р.А. Белова-Давид, И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, А. Гермаковска, Г.В. Гуровец, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Л.М. Шипицына и другие исследователи. По их мнению, речевые нарушения у детей представляют собой системные расстройства, а потому затрагивают не только речевые, но и другие процессы психики ребенка [6].
Речевые расстройства в определенной степени (в зависимости от их характера) оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка в целом, отражаясь на его деятельности, поведении. Большинство речевых нарушений исследователи напрямую связывают с недостаточным уровнем развития неречевых процессов и функций, к которым относятся внимание, гнозис, память. Это обуславливает необходимость в процессе коррекционно-педагогической деятельности сочетать преодоление собственно речевых недостатков с предупреждением и преодолением вторичных нарушений.
Если рассматривать уровень развития и сформированности такого познавательного процесса как внимание, то исследователи А.П. Воронова, Ю.Ф. Гаркуша, В.А. Ковшиков, О.Н. Усанова и другие говорят о таких его особенностях у детей с нарушением речи, как неустойчивость, более низкий уровень показателей произвольности, сложности в планировании собственных действий. Дети с речевыми нарушениями быстро устают, с трудом выбирают продуктивную тактику при решении познавательной задачи, нуждаются в постоянном побуждении со стороны взрослого. Недостаточная устойчивость, истощаемость внимания способствуют снижению темпа деятельности в процессе работы, что отмечают Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Недостаточная устойчивость и распределение внимания у ребенка с нарушением речи проявляются в степени затруднения, которую вызывает сочетание речевой и какой-либо другой деятельности (Э.Л. Фигередо).
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Методы и формы коррекционной работы по развитию познавательной деятельности младших школьников с нарушением речи
Ребенок, поступивший в школу, должен быть зрелым в физическом и социальном отношении, должен характеризоваться определенным уровнем умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающей действительности, сформированности элементарных понятий. Младший школьник должен в полной мере оперировать мыслительными опциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Кроме того, учебная деятельность требует наличия важных навыков речевого общения, развитой мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации [20, c. 67].
При коррекционной работе по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением речи необходимо применять различные методы и приемы. Важным критерием в данном случае является взаимодополняемость методов. Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями существует в группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. В эту группу входят следующие подгруппы методов:
- перспективные (методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные; практические методы);
- логические (индуктивный и дедуктивный);
- гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
Психологические особенности восприятия младших школьников с речевыми нарушениями, наиболее характерными из которых для всех детей данной группы является замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обуславливают соответствующую специфику реализации наглядных методов обучения. Так, педагог не только должен демонстрировать объект, о котором идет речь, но и организовывать наблюдение, изучение объекта, научить младшего школьника способам и приемам такого изучения. Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы непосредственно сочетаются с практическими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У детей с речевыми нарушениями, заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, могут опускать некоторые их элементы, менять последовательность предложенных заданий. Часто ошибаются в дублировании при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченной возможностью развития познавательной деятельности. Для детей с нарушением речи в большей степени характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость комбинаторных функций воображения, а также более низкий уровень пространственного оперирования образами. Имеющееся у детей недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словарного запаса, несформированности фразовой речи и т.д. в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создают определенные препятствия для словесного творчества детей.
При коррекционной работе по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением речи необходимо применять различные методы и приемы. Важным критерием в данном случае является взаимодополняемость методов. Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями существует в группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Общим правилом проведения коррекционно-развивающей по формированию навыков познавательной деятельности младших школьников с нарушением речи является доброжелательный настрой. От эмоциональной обстановки, в которой проводится работа, во многом зависит ее эффективность. Особенно это важно на начальных этапах занятий. Необходимо также помнить, что одним из самых сильных подкреплений любой новой деятельности для ребенка является оценка его действий со стороны. В школе такой оценкой служит отметка в журнале или тетради, которая при неправильном использовании становится средством, надолго тормозящим развитие познавательной потребности младшего школьника.
В соответствии с проведенным теоретическим анализом проблемы развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением речи, рассмотренными методами и приемами коррекционной работы в рамках данного исследования был подобран примерный комплекс дидактических игр, направленный на развитие познавательной сферы рассматриваемой категории детей.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.
3. Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия»: Учебно-методическое пособие – М.: Прометей, 2012.- 104с.
4. Баль, Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. — Минск: Народная асвета, 2015. — с. 110
5. Башмакова, С. Б., Станилеско, И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 818–822. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46339.htm.
6. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 287с.
7. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи - М.: Книголюб, 2004. – 56с.
8. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО» Национальный книжный центр», 2016. – 112 с.
9. Галкина В.Б., Хомутова, Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- Дефектология 1999,№3.
10. Деева Ю.П. Коррекция нарушений голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией на музыкальных занятиях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. – 2014. - №5. – С. 299-304.
11. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М: Просвещение, 1996. – 224 с.
12. Ларина Е.А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2011. - №4. – С.169-172.
13. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703с.
14. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
15. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с.
16. Мохотаева М.В. Акустические характеристики голоса детей с церебральным параличом // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - №2. – С.440-448.
17. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. – 2010. - №2. - С. 68-81.
18. Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. – 2010. - № 3. – С. 82-87.
19. Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 133 с.
20. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии – М.: Эксмо, 2015. – 320с.