ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕХИИ В 17-18 ВЕКАХ
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕХИИ В 19 ВЕКЕ
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕХИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Идея создания “Европы знаний” впервые была провозглашена и подписана в 1998 году в день празднования 750-летия основания Сорбонского университета в рамках так называемой Сорбонской декларации министрами Германии, Англии, Италии и Франции. Год спустя, на встрече в Италии в Болоньи (1999 г.), к этому документу присоединилось ещё 29 министров, ответственных за высшее образование. К Болонской декларации, которой четко требовала от всех стран, подписавших договор, приложить как можно больше усилий в первом десятилетии нынешнего века для гармонизации европейского высшего образования, присоединилась Чешская республика в лице министра образования молодёжи и физкультуры. Предметно были сформулированы мероприятия, которые реализовывали главные принципы реформ, называемых «Болонским процессом».
Приоритетной деятельностью Европейского Союза, согласно реализации построения общества, основанного на знаниях, уже несколько десятилетий наряду с модульной структуризацией и европейской системой перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System) [2], является подготовка и мобильность студентов и преподавательского состава. Чехия, еще перед вступлением в ЕС в 2004 году, начала тесно координировать свою политику в области образования, приближая её на европейском уровне к политике остальных членов ЕС. Что касается высшего образования, то это происходило в рамках деятельности Болонской декларации, которая дала возможность перехода к трёхуровневой системе высшего образования: бакалаврский, магистерский и докторской. За исключением медицинских факультетов, на эту систему до 2010 года перешли практически все высшие учебные заведения, включая и университеты. Сразу после вступления в ЕС Чешская республика, принимала участие во всех программах мобильности студентов и преподавательского состава.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕХИИ В 17-18 ВЕКАХ
История развития образования интересна в каждом отдельном случае динамикой.
Что касается Чехии, то образование здесь развивалось довольно успешно, и эта небольшая страна может быть хорошим примером развития системы образования в Европе.
Заодно можно было бы сравнить этапы развития образования в Чехии с Россией, по тем пунктам, которые окажутся принципиальными.
По легендарным сведениям первой латинской школой в Чехии была школа в Будече, где располагалась резиденция князей из рода Пршемысла – Пршемысловцев, еще до переноса ее в Прагу, и якобы здесь учился грамоте и письму св. Вацлав (ок. 907-935).
Budeč u Zákolan rotunda sv. Petra a Pavla – самое старое каменное здание в Чехии – была построена примерно в 895-915 году князем Спитигневом.
Надо думать, что именно тут, в костеле, учился христианский патрон Чехии.
Интересны сведения о чехах, которые содержатся в житии их епископа Св. Войтеха (957-997), происходившего их рода Славниковцев, второго после Пршемысловцев знатного рода. Он учился в Магдебурге, был избран епископом после смерти епископа Детмара, оставил родину из-за соперничества родов и погиб мученической смертью, занимаясь крещением прусов. Будучи избран епископом он понимал, что следует развивать образование и добрые нравы. Однако чехи того времени были нечестивцы, скрытые язычники, пьяницы, торговали рабами, не уважали брак (было распространено многоженство), вершили кровную месть.
Такое впечатление, что многие недостатки тех чехов сохранились со сего дня. Однако, конечно, образование придало им необходимый блеск.
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕХИИ В 19 ВЕКЕ
В 1848 году Карлов университет отмечал пятисотлетие со дня своего основания. На 7 апреля 1848 года было намечено пышное празднование, на котором планировалось присвоить титул почётного доктора пятидесяти одному профессору, включая нескольких чешских и остальных иностранных[прим. 12][9]. На площади Крестоносцев готовился к открытию памятник основателю университета Карлу IV. Этот памятник работы дрезденского скульптора Эрнста Хенеля, отлитый из железа, был выполнен в неоготическом стиле: на постаменте Карла IV изображены символы четырёх факультетов университета и четырёх духовных покровителей монарха[10]. Однако, из-за драматичных событий этого года дипломы почётных докторов были разосланы почтой лишь в 1849 году[11], а памятник был установлен без каких-либо празднований в 1851 году[12][13].
1848 год начался с революции во Франции, которая повлияла на настроения в большинстве европейских государств, включая Австро-Венгрию. 15 марта пражские студенты собрались в большом зале Каролинума и огласили свою петицию власти, в которой требовали свободу обучения и вероисповедания, равноправие чешского и немецкого языков, присоединения Пражской технической школы к университету (в форме нового факультета) и разрешения создания студенческих союзов[14]. Академический сенат вместе с ректором университета и представителями профессоров всех факультетов также присоединились к петиции[15]. Для передачи петиции монарху в столицу была собрана депутация, которую 23 марта с почётом встретили венские студенты. 27 марта был выдан ответ на петицию, который не удовлетворил большинство её авторов. Из всех требований в нём говорилось только об обновлении учебных планов и предоставления свободы учебного процесса, для этого было решено создать министерство образования (чеш. Ministerstvo školství). После возвращения депутации, студенты, несогласные с её решением, стали готовить митинги по всей Праге, и были достаточно «воинственно настроены». Видя волнения в обществе, земский президент, посоветовавшись с деканом юридического факультета и академическим сенатом, удовлетворил на территории Чехии все пункты петиции, кроме присоединения Пражской технической школы из-за большого количества связанных с этим формальностей[16].
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕХИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Первые образовательные программы в странах Европейского сообщества были созданы в 80-ых годах. Сначала это были отдельные европейские программы, но со временем большая их часть интегрировалась в одну программу. Так, в 1995 году, возникла программа Socrates, которая была посвящена вопросам образования от детского сада до университета, образованию взрослых, повышению уровня знаний европейских языков, развитию сотрудничества и мобильности в сфере образования. Эта программа действовала до 2006 года и была разделена на восемь подпрограмм, которые ранее функционировали как отдельные программы:
• Comenius – обучение в школах;
• Erasmus – высшее образование;
• Grundtvig – образование взрослых и непрерывное обучение;
• Lingva – языковое образование (часть исходной программы);
• Minerva – использование информационных и коммуникационных технологий, открытого и дистанционного обучения;
• исследования и инновации – проблематика политики в области образования;
• совместные действия – сотрудничество с другими программами ЕС;
• дополнительные мероприятия – поддержка мероприятий, которые не включены в отдельные программы.
С нашей точки зрения наиболее важной была программа Erasmus, которая ориентировалась на высшее образование.
Продолжением программы Sokrates/Erasmus в учебном году 2004/2005 стала стипендиальная программа Erasmus Mundus. Это была пятилетняя программа, которая способствовала сотрудничеству и мобильности в сфере высшего образования. Она имела четыре главных направления поддержки, выраженных в следующих действиях:
Действие № 1 – Магистерская программа
Erasmus Mundus – это центр целой программы.
Действие № 2 – Стипендии. Действие № 3 – Партнёрства.
Действие № 4 – Повышение притягательности (взаимозаинтересованности).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнение результатов исследования позволило ученым признать, что учителя математики исследуемых стран постсоветского пространства не только по-разному относятся к междисциплинарности, но и обладают разным уровнем конструктивизма в обучении.
Обучение математике для большинства из них – это конструктивный процесс, предпочтение отдается развитию мыслительной деятельности школьников. 27% российских педагогов являются традиционалистами, то есть в своей профессиональной работе делают акцент на преподавании математики как набора правил, формул и процедур – они по-прежнему остаются важными при обучении математике в России. 20% российских учителей, 8% эстонских и 11% латвийских учитывают в обучении два подхода одновременно, то есть данные педагоги в своем преподавании стараются уделять достаточно внимания как инструментальной части в математической подготовке школьников (знание фактов и процедур), так и инновационным технологиям. Эстонские учителя компромиссны в отношении двух подходов к обучению: убеждения эстонских учителей говорят о возможности для них рассмотрения обучения математике и как строительства знаний, и как их передачи [14].
Результаты исследования позволили ученым утверждать, что убеждения педагогов влияют на успешность успеваемости школьников: они были выше у школьников, чьи педагоги придерживались конструктивистских взглядов на обучение. Подтверждение гипотетических положений проведенного сравнительного исследования было верифицировано комплексом методов (качественными и количественными, анализом эмпирических данных, их статистической проверкой) и сравнением с результатами другого масштабного исследования качества образования в контексте экономических, культурных, демографических показателей образования, осуществленных в России в проекте «Углубленный анализ результатов исследований качества образования в контексте экономических показателей образования», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г. [15].
1. First Lisbon Convention on the mutual recognition of higher education qualifications and their parts (1997).
2. Sorbonne Declaration (1998).
3. Third Act No. 111/1998 Coll. of 22 4th 1998 on universities and on amendments to other Acts / Act on Universities/
4. The Bologna Declaration (1999).
5. Strategy for the development of tertiary education 2000 2005, Prague 1999.
6. National Programme for the Development of Education in the Czech Republic / White Paper /, Ministry of Education, Prague 2001.
7. Vzdělávací a odborná příprava v Evropě, MŠMT Praha 2003.
8. Education and Training in Europe, MoE Prague 2003.
9. Education and training in Europe, Prague, Czech Republic MO, 2003.
10. The role of universities in the Europe of knowledge, Prague 2003.
11. The role of universities in the Europe of knowledge, Prague, 2003.
12. Higher Education Reform Policy, Prague, 2004.
13. Concept of Higher Education, Prague, 2004.
14. Act No. 561/2004 Coll. of 24 9th 2004 on preschool, primary, secondary, vocational and other education / school law /.
15. Law № 561/2004 Sat 24. 9. 2004 on preschool, primary, secondary, higher education and the rest of the special / Education Law /.
16. The Lisbon Strategy Mobilising European intellectual potential, Prague, 2005.
17. Annual report on the state and development of the educational system in the Czech Republic in 2004 entering the European educational space, part I. From conventions to innovation in education, Part II. Education and training system in 2004, the Ministry of Education, Prague, 2005.
18. Act No. 552/2005 Coll. of 20 12th 2005, amending Act No. 111/1998 Coll. on universities and amending other Acts / Act on Universities /, as amended, and certain other laws.
19. Basic documents of the Bologna Process / Berlin 2003, Bergen 2005 /, Prague, 2005.
20. Long-term plan for the educational, scientific, research, development, artistic and other creative activities of higher education institutions for the period 2006 2010 / Prague, 2006.