ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, на высоком уровне находится развитие науки и техники, поэтому очень остро встают вопросы экологии.
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вряд ли кто – нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постоянно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимое дерево, травинки в лесу. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны. Подготовить молодое поколение Беларуси к разумной и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей.
Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф. Каптерева, советских педагогов В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, Ш.А. Амонашвили и др.
Объект исследования – экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – экологическое образование детей старшего дошкольного возраста посредством праздников и развлечений.
Цель работы – изучить возможности экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством праздников и развлечений.
Одним из компонентов устойчивого развития является экологическое образование общества, цель которого создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Формирование экологической культуры представляет собой непрерывный процесс.
Экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:
– системы экологических знаний; естественнонаучных, гуманитарных, ценностных, нормативных, практических;
– культуры чувств – эмоционального резонанса, сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.;
– культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, культуры чувств деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение;
– экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и др. видов связей; выяснение причин (истоков), сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза [6, с. 92].
Основная роль в формировании экологической культуры дошкольников принадлежит учреждению дошкольного образования. В основе работы УДО должен быть положен принцип единства эмоционального и интеллектуального как важнейшее условие, соблюдение которого позволит сформировать и развивать в ребенке необходимые творческие знания умения и навыки, с помощью которых он сможет не только познавать мир, но и активно преобразовывать его. Образовательная деятельность должна носить творческий характер, воспитывать в ребенке положительную мотивацию к познанию, способствовать развитию нестандартно мыслящего человека, умеющего и желающего преобразовать и совершенствовать мир.
За последние годы создан ряд специализированных программ, обеспечивающих одно или несколько направлений воспитания и развития ребенка. Программы по экологическому образованию дошкольников Н. А. Рыжова подразделяет на три группы: экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социально-экологической направленности. К первой группе относятся программы: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. Н. Кондратьевой «Мы», Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и др. Вторую группу представляют программы: В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой «Семицветик», И. Г. Белавиной, Н. Г. Найденской «Планета – наш дом» и др. К третьей группе относятся программы: Н. Н. Вересова «Мы – земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад ХХI века», Л. М. Клариной «Экономика и экология». Все вышеперечисленные программы разработаны российскими авторами, имеют свои специфические особенности, они вызывают определенные трудности в адаптации к белорусской системе дошкольного образования. Данные программы в основном направлены на формирование экологической культуры личности ребенка, ответственного отношения к природе [30, с. 281].
Ведущими методами экологического образования являются наблюдения, труд в природе и экспериментальная деятельность детей.
Экоܙлоܙгическоܙе оܙбразоܙвание оܙсуществляется и поܙсредствоܙм праздникоܙв и развлечений.
Содержание экологического образования дошкольников отражено прежде всего в Учебной программе дошкольного образования [28].
Согласно данному документу экологическое образование дошкольника реализуется через образовательную область «Ребенок и природа».
Данная область предполагает формирование элементарных экологических представлений о живом существе (человеке, животном, растении), природных сообществах, неживой природе.
В экологическом воспитании дошкольника ставится ряд задач в зависимости от возраста воспитанника. Так, для детей 4-5 лет в экологическом воспитании ставятся следующие задачи:
• пробуждать в ребенке чувства радости от осознания себя частью живой природы;
• воспитывать уважение, интерес и бережное отношение к живому, умение видеть красоту природы, желание познавать ее;
• формировать представления об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение);
• формировать представления о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств;
• углублять представление о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека;
• формировать представление о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;
• развивать умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями, желание заботиться о них через различные виды деятельности; воспитывать у детей бережное отношение к живым существам, к их среде обитания, стремление оберегать природу.
1. Акимов, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром / Ю.А. Акимов. – М. : Сфера, 2010. – 220 с.
2. Андреева, Е.К. Путь к ноосфере : Принципы воспитания через природу в школе Сухомлинского / Е.К. Андреева. – Пущино, 1983. – 80 с.
3. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание 5-6 лет: практическое пособие для старших воспитателей и педагогов, родителей, гувернеров / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, 2012. – 160 с.
4. Брудный, А.А. От экологических знаний к картине мира / А.А. Брудный, Д.Н. Кавтарадзе // Вестник образования. – 1993. – № 7. –С. 2–40.
5. Бусько Е.Г. Экологическая составляющая в системе социально-экономического развития Беларуси / Е.Г. Бусько, С.С. Позняк // Экологический вестник. – 2011. – №2. – С. 62–72.
6. Варламова, Н.Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Н.Ю. Варламова, В.С. Соколова, Н.В. Кочеткова // Детский сад от А.до Я. – 2008. – № 6. – С. 92-100.
7. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1989. – 180 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Ф. Виноградова // Экологическое образование : концепции и методические подходы. – М. : Просвещение, 1996. – С. 35–43.
9. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. – М. : Просвещение, 1983. – 230 с.
10. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М. : Прометей, 2013. 254 с.
11. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование : очерки истории, теории и практики / С.Н. Глазачев. – М. : Горизонт, 1997. – 70 с.
12. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д. : Феникс, 1996. – 480 с.
13. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев. – М. : Знание, 1980. – 96 с.
14. Зебзеева, В.А. Образовательные программы дошкольного и начального образования: основы проектирования / В.А. Зебзеева. – М. : Сфера, 2014. – 280 с.
15. Зебзеева, В.А. Эколого-субкультурные практики детства: монография / В.А. Зебзеева. – М. : Сфера, 2012. – 320 с.
16. Казарчик, Г.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г.Н. Казарчик // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1. – С. 33-37.
17. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. – М. : РЭФИА, 1996. – 51 с.
18. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М. : Просвещение, 1989. –144 с.
19. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1992. – 220 с.
20. Мир природы и ребёнок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 1998. – 318 с.
21. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Академия, 2001. –184 с.
22. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М. : Академия, 2008. – 336 с.
23. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Н..А. Рыжова ; науч. ред. Г.А. Ягодин. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с.
24. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) Педагогика / Т.А. Серебрякова. – М. : Академия, 2008. – 320 с.
25. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2004. – 567 с.
26. Смирнова, В.В. Тропинка в природу : Экологическое образование в детском саду / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. – СПб. : Союз, 2001. – 208 с.
27. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 441 с.
28. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 420 с.
29. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 184 с.
30. Прокофьева, О.О. Инновационные подходы к разработке программы по экологическому образованию дошкольников / О.О. Прокофьева // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика III Международная научно-практическая конференция: сборник статей ; под редакцией А.И. Улзытуевой. – 2015. – С. 281-285.